Дело № 2-583/2024
УИД 29RS0005-01-2024-000718-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2024 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Хапанковой И.А.
при секретаре Сизовой А.А.,
с участием истца Стародубцева Р.В.,
представителя ответчиков УМВД России по г. Архангельску и МВД России Пикатовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению Стародубцева Р. В. к Управлению внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску в лице отдела полиции «Левобережный» Управления внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Стародубцев Р.В. обратился в суд с иском к отделу полиции «Левобережный» Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску (далее – ОП «Левобережный»), в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., причиненного неоказанием медицинской помощи, непредоставлением питания в течение двух суток и лишении 8-часового непрерывного сна в ночное время.
В обоснование иска указано, что с 15 часов 28 сентября 2022 года до 29 сентября 2022 года Стародубцев Р.В. безосновательно был задержан и содержался в ОП «Левобережный», документы о задержании оформлены лишь 29 сентября 2022 года, затем около 12 часов 29 сентября 2022 года он доставлен в суд, после чего его вновь отвезли в указанный отдел, где отказали в оказании медицинской помощи, при этом в период с 28 по 30 сентября 2024 года проводили ночные допросы, вследствие чего он был лишен 8-часового ночного сна, и не обеспечили питанием, поэтому он позавтракал лишь утром 30 сентября 2024 года в изоляторе временного содержания.
В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), в качестве третьего лица – Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее – УМВД России по Архангельской области).
Истец Стародубцев Р.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчиков Пикатова Ю.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Ранее в судебном заседании представитель ответчиков Шишкан А.И. также не соглашалась с исковыми требованиями по тем основаниям, что административное задержание истца оформлено в 22 часа 28 сентября 2022 года, то есть после ужина, при этом истец был обеспечен завтраком 29 сентября 2022 года, после чего отпущен, а вечером того же дня вновь задержан на основании ст. 91 УПК РФ, при этом питание задержанным по указанному основанию законом не предусмотрено, с подозреваемым по его согласию и в присутствии защитника проводились следственные действия в вечернее время, после чего в 1 часов 30 минут из ОП «Левобережный» он был направлен в изолятор временного содержания, где обеспечен завтраком, за оказанием медицинской помощи 29 сентября 2022 года не обращался. Также представитель ответчиков пояснила, что ОП «Левобережный» является подразделением и структурно входит в УМВД России по г. Архангельску, в связи с чем Управление является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица УМВД России по Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и заключение помощника прокурора, ранее в судебном заседании полагавшего иск подлежащим удовлетворению, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные либо имущественные права. Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий.
Из буквального содержания приведенных положений закона следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При этом необходимо установление совокупности юридических фактов: противоправность действий (бездействий) причинителя вреда, его виновность, наличие вреда, прямая причинная связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 27.2 и ч. 1 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) должностные лица органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, вправе осуществлять административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, и доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.
В силу ч. 1 ст. 27.4 об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Согласно ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 3.1 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 27.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Согласно ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 и ч. 16 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Полиция имеет право задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются личному осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.
Согласно п. 1 Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 настоящее Положение определяет условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции» (далее - задержанные лица), и содержащихся в помещениях дежурной части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – специальные помещения) не более 48 часов до принятия в отношении их решений, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции», за исключением лиц, задержанных за административное правонарушение.
Условия и порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».
Названными Положениями предусмотрено, что задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время».
В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205.
Организация оказания медицинской помощи задержанным лицам, их направление и доставление в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, охрана задержанных лиц при доставлении и нахождении в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения до истечения установленного срока задержания, привлечение медицинских работников указанных организаций для медицинского обеспечения задержанных лиц по месту их содержания, уведомление сотрудников полиции об окончании срока нахождения в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения задержанных лиц, направленных для прохождения стационарного лечения, осуществляются в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Организация оказания медицинской помощи задержанному лицу осуществляется сотрудниками полиции безотлагательно по требованию данного лица.
Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.
Статьями 91 и 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) предусмотрены основания и порядок задержания подозреваемого в совершении преступления.
В соответствии со ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 94 УПК РФФ подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если: 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.
Если в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса, подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, а в условиях военного положения подозреваемый в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления подлежит освобождению по истечении 30 суток с момента задержания.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно п. 9 ст. 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Статьей 22 Федерального закона определено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205.
Судом установлено, что около 15 часов 28 сентября 2022 года Стародубцев Р.В., будучи подозреваемым в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, задержан сотрудниками ОП «Левобережный», при задержании оказал сопротивление, доставлен в указанный отдел, где имеются три служебных помещения для задержанных лиц (СПЗЛ).
В отношении Стародубцева Р.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, при этом административное задержание оформлено протоколом лишь в 22 часа 28 сентября 2022 года.
По обращению Стародубцева Р.В. ввиду ****** дежурным ОП «Левобережный» в 01 час 29 сентября 2022 года вызвана бригада скорой медицинской помощи, помощь фактически оказана.
Согласно ведомости на выдаче продуктов питания лицам, содержащимся в СПЗЛ ОП «Левобережный», 29 сентября 2022 года Стародубцев Р.В. обеспечен завтраком, после чего административное задержание прекращено в 12 часов 30 минут в связи с убытием Стародубцева Р.В. в Исакогорский районный суд г. Архангельска.
Постановлением Исакогорского районного суда г. Архангельска № 5-186/2022 от 29 сентября 2022 года Стародубцев Р.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП с назначением наказания в виде штрафа, дело рассмотрено по существу в 15 часов 29 сентября 2022 года, после чего Стародубцев Р.В. вновь доставлен в ОП «Левобережный».
Представленными ответчиком копиями рапортов должностных лиц ОП «Левобережный», протоколов следственных действий, камерной карточки и журнала учета подтверждается, что в 15 часов 45 минут 29 сентября 2022 года Стародубцевым Р.В. оформлен протокол явки с повинной в совершении преступления, предусмотренного п.п. «б,в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, после чего с 17 часов 40 минут он был задержан в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.
Далее в период с 17 часов 45 минут до 22 часов 50 минут 29 сентября 2022 года с согласия подозреваемого и в присутствии защитника проводились следственные действия, при этом перед началом и по окончанию допросов жалоб и заявлений от подозреваемого и его защитника не поступало.
В 01 час 55 минут 30 сентября 2022 года Стародубцев Р.В. направлен в изолятор временного содержания, куда помещен в 2 часа 30 минут, утром обеспечен питанием, при убытии из ИВС претензий и замечаний не имел.
Вступившим в законную силу постановлением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 30 сентября 2022 года № 3/1-18/2022 в отношении Стародубцева Р.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу до 14 ноября 2022 года включительно, при этом установлена законность и обоснованность его задержания по ст. ст. 91 и 92 УПК РФ с 17 часов 40 минут 29 сентября 2022 года.
Изложенное также подтверждается материалами надзорного производства и ответами прокуратуры г. Архангельска по обращениям Стародубцева Р.В.
Таким образом, доводы Стародубцева Р.В. о неоказании медицинской помощи, необеспечении питанием в период административного задержания и лишении восьмичасового ночного сна суд находит несостоятельным, поскольку они опровергнуты в ходе судебного разбирательства, медицинская помощь истцу оказана по его обращению, в период административного задержания Стародубцев Р.В. обеспечен питанием и местом для сна, что полностью соответствует вышеуказанным Положениям от 16.04.2012 № 301 и от 15 октября 2003 г. № 627, следственные действия производились в позднее время 29 сентября 2022 года с согласия подозреваемого и его защитника. Доказательств обратного суду не представлено.
Между тем, доводы Стародубцева Р.В. о причинении ему морального вреда незаконным задержанием являются обоснованными, поскольку в период с 15 до 22 часов 28 сентября 2022 года, то есть в течение 7 часов, сотрудниками ОП «Левобережный», вопреки вышеуказанным нормам законодательства, процессуального решения в отношении задержанного не принято, что, безусловно, привело к нарушению прав истца и лишению его питания в указанную дату.
Кроме того, с момента задержания в 15 часов 28 сентября 2022 года и до убытия Стародубцева Р.В. в ИВС в 1 час 55 минут 30 сентября 2022 года задержанный был обеспечен питанием лишь один раз утром 29 сентября 2022 года, после чего вплоть до завтрака 30 сентября 2022 года в ИВС бесплатным питанием не обеспечивался, а также был лишен возможности приобрести питание самостоятельно, что является нарушением вышеизложенных законоположений.
По данным фактам прокуратурой г. Архангельска в адрес начальника УМВД России по г. Архангельску вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства № 7-11-2024 от 21.02.2024.
Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение питанием задержанных в порядке ст.ст. 91 и 92 УПК РФ не предусмотрено, противоречат вышеуказанным нормам Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно которым подозреваемые в совершении преступлений обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205, в том числе в период участия их в следственных действиях.
Доводы представителя ответчиков о покупке Стародубцеву Р.В. пирожков сотрудником ОП «Левобережный» вечером 29 сентября 2022 года ничем не подтверждены.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании изложенного, поскольку судом установлен факт причинения истцу морального вреда ввиду нарушения его прав и законных интересов незаконными действиями сотрудников ОП «Левобережный», которое является структурным подразделением УМВД России по г. Архангельску, обусловленные непринятием процессуального решения о задержании и необеспечением бесплатного питания в течение длительного времени, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Стародубцева Р.В. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Учитывая все обстоятельства дела, исходя из виновного поведения ответчика, характера и степени физических и нравственных страданий истца, с учетом принципа справедливости, соразмерности и разумности, суд полагает возможным определить размер компенсации причиненного истцу морального вреда в размере 3 500 рублей, которые подлежат взысканию с МВД России как с распорядителя бюджетных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Стародубцева Р. В. (паспорт №) к Управлению внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску в лице отдела полиции «Левобережный» Управления внутренних дел Российской Федерации по г. Архангельску, Министерству внутренних дел Российской Федерации удовлетворить.
Взыскать с МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Стародубцева Р. В. компенсацию морального вреда в размере 3 500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2024 года.
Председательствующий И.А. Хапанкова