Дело № 2а-269/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2021 года г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области:
в составе председательствующего судьи Кузнецовой В.М.,
при секретаре Павленко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Волгоградской области к Кагирманову А. В. о взыскании пени по транспортному налогу с физических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Волгоградской области (далее - МИФНС России №8 Волгоградской области) обратилась в Котельниковский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к Кагирманову А.В., в обоснование требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога с физических лиц, состоит на учете в МИФНС России №8 Волгоградской области и обязан уплачивать законно установленные налоги.
В нарушение ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате в бюджет указанных налогов должником исполнена не своевременно. Так, Кагирманов А.В. несвоевременно уплатил транспортный налог за 2016 год в размере 24325 рублей, за 2017 год в размере 16275 рублей, за 2018 год в размере 42000 рублей.
В соответствии со ст. ст. 69,75 Налогового кодекса РФ ответчику направлялось требование об уплате налогов № об уплате задолженности в виде пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 4470 руб. 33 коп. по состоянию на 15.07.2020 года. Должником указанная задолженность уплачена не была.
16 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка № 123 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с Кагирманова А.В. однако, в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 05 февраля 2021 года указанный судебный приказ был отменен.
После отмены судебного приказа Кагирманов А.В. частично погасил имеющуюся задолженность в виде пени начисленной по транспортному налогу в размере 1978 руб. 45 коп., в связи с чем на дату подачи административного иска задолженность составляет 2491 руб. 88 коп.
Административный истец просит суд взыскать с Кагирманова А.В. задолженность в виде пени по транспортному налогу в размере 2491 руб. 88 коп. в пользу МИ ФНС России № 8 по Волгоградской области.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Судебное извещение административному ответчику Кагирманову А.В. дважды направлялось судом по месту его регистрации. Судебные извещения не вручены ответчику в связи с истечением срока хранения. Суд расценивает такие действия ответчика как злоупотребление своим правом, поскольку он должен полагать, что вся официальная корреспонденция в его адрес направляется по месту его регистрации или месту жительства. Данное обстоятельство даёт суду основание считать, что ответчик извещен о дне слушания дела надлежащим образом. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании указанной нормы, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся учсатников процесса.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Статья 45 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по налогам должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») указано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога с физических лиц. Кагирманов А.В. состоит на учете в МИФНС России №8 по Волгоградской области.
Административный истец, представляя сведения об имуществе налогоплательщика без даты, указывает, что Кагирманов А.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку в его собственности с 04.10.2017 г. находилось транспортное средство: автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г. вып., государственный регистрационный знак №.
В адрес Кагирманова А.В. направлялись требования об уплате налога за 2016 год в размере 24325 рублей, за 2017 год в размере 16275 рублей, за 2018 год в размере 42000 рублей.
В нарушение ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате в бюджет указанного налога должником была исполнена не своевременно.
При сроке уплаты транспортного налога за 2016 год в сумме 23325 руб., налог уплачен 28.12.2018 года в размере 15017 руб. 92 коп., 27 февраля 2019 года в размере 9180 руб., 10 октября 2019 года в размере 46 руб. 80 коп., 15 октября 2019 года в размере 80 руб.
Транспортный налог за 2017 год в сумме 16275 руб. при сроке уплаты до 03 декабря 2018 года уплачен 10 октября 2019 года в размере 33 руб. 20 коп., 10 октября 2019 года в размере 46 руб. 80 коп., 15 октября 2019 года в размере 9506 руб. 50 коп.
Транспортный налог за 2018 год в сумме 42000 руб. при сроке уплаты до 15 июля 2020 года не уплачен.
В силу подпунктов 1, 5 пункта 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В пункте 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» содержится разъяснение о том, что при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
В соответствии со ст. ст. 69,75 Налогового кодекса РФ ответчику направлялось требование об уплате налогов № об уплате задолженности в виде пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 4470 руб. 33 коп. по состоянию на 15.07.2020 года. В качестве доказательства, подтверждающего направление налогоплательщику требования об уплате пени, истцом представлен реестр почтовых отправлений. Должником указанная задолженность уплачена не была.
16 декабря 2020 года мировым судьей судебного участка № 123 Волгоградской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с Кагирманова А.В. однако, в соответствии со статьей 123.7 КАС РФ по поступившим возражениям от должника относительно исполнения вышеуказанного судебного приказа, 05 февраля 2021 года указанный судебный приказ был отменен.
После отмены судебного приказа Кагирманов А.В. частично погасил имеющуюся задолженность в виде пени начисленной по транспортному налогу в размере 1978 руб. 45 коп.
Обращаясь в суд с настоящим иском, 26 мая 2021 года, то есть в пределах срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец указал, что за Кагирмановым А.В. по состоянию на момент подачи иска числится задолженность в виде пени по транспортному налогу в размере 2491 руб. 88 коп.
Доказательств, свидетельствующих об уплате пени по транспортному налогу, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом требований части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Кагирманова А.В. в пользу МИ ФНС России № 8 по Волгоградской области задолженность в виде пени по транспортному налогу за налоговые периоды 2016-2018 годы в размере 2491 руб. 88 коп., поскольку срок обращения в суд за взысканием данных платежей не пропущен, доказательств оплаты административным ответчиком не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Учитывая, что МИФНС России №8 Волгоградской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, и требования административного истца удовлетворены в полном объеме, то в соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика Кагирманова А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Котельниковского муниципального района Волгоградской области, исходя из расчета, установленного ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Волгоградской области к Кагирманову А. В. о взыскании пени по транспортному налогу с физических лиц – удовлетворить.
Взыскать с Кагирманова А. В. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Волгоградской области сумму задолженности в виде пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 2491 руб. 88 коп.
Взыскать с Кагирманова А. В. государственную пошлину в размере 400 рублей в доход бюджета Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение десяти дней и может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Котельниковский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Справка: решение суда изготовлено в окончательной форме 02 августа 2021 года.
Судья Кузнецова В.М.