Судья Родина Т.А. Дело № 66а-958/2020
(номер дела в суде первой инстанции
3а-505/2020)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Нижний Новгород 9 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А.,
судей Рогожиной Е.В., Мироновой Н.В.,
при секретаре Идрисовой С.З.,
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, представителя административного ответчика ФИО7, представителя заинтересованного лица ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Профит-Тулс» о признании недействующим пункта 16.9 Приложения № 1 к Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти»,
по апелляционным жалобам административного ответчика Думы городского округа Тольятти, заинтересованного лица Администрации городского округа Тольятти на решение Самарского областного суда от 27 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В., объяснения сторон, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Профит Тулс» (далее ООО «Профит Тулс») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 16.9 Приложения № 1 к Решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти» в части установления коэффициента вида использования земельных участков под административные здания в размере 0,0626.
Решением Самарского областного суда от 27 февраля 2020 года административное исковое заявление ООО «Профит Тулс» удовлетворено частично. Признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 года №972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» в части пункта 16.9 Приложения №1, устанавливающего коэффициент вида использования земельных участков под административные здания в размере 0,0626.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик - Дума городского округа Тольятти и заинтересованное лицо Администрация городского округа Тольятти обратились в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Самарской области представлены возражения. Так же представлен отзыв на апелляционные жалобы заинтересованным лицом – Правительством Самарской области.
В судебное заседание явились представители Думы городского округа Тольятти, Администрации городского округа Тольятти. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции, при надлежащем извещении, не явились. Представитель административного истца просил рассмотреть жалобу без его участия. Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия установила следующее.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 1 октября 2008 г. N 972 утверждены коэффициенты и проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти (далее - решение от 1 октября 2008 г. N 972).
Приложением 1 к решению от 1 октября 2008 г. N 972 установлены коэффициенты вида использования земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 16.9 Приложения N 1 к решению от 1 октября 2008 г. N 972 установлены коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы в отношении земельных участков под административными зданиями, под объектами страхования, пенсионного обеспечения в размере 0,0626, в редакции Решения Думы г. о. Тольятти от 5 марта 2014 года №217.
Решением Думы г. о. Тольятти от 9 июля 2014 года №376 в пункте 16.9 приложения N 1 "Коэффициент вида использования земельного участка, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для целей, не связанных со строительством" к Решению Думы после слов "Земельные участки под административными зданиями, под объектами страхования" исключены слова " пенсионного обеспечения".
С 17.01.2018 года и по настоящее время ООО «Профит Тулс» фактически пользуется земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>.
В настоящее время в Арбитражном суде Самарской области рассматривается арбитражное дело №А55-25903/2019, возбужденное в связи с обращением Администрации г. о. Тольятти с исковым заявлением о взыскании с ООО «Профит Тулс» неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3980808 рублей, в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером №.
Расчёт платы за пользование земельным участком произведен в соответствии с «Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области», утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 года №308, Решением Думы г. о. Тольятти от 01.10.2008 г. №972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти», постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».
Размер арендной платы рассчитывается по формуле: Ап= Скад х Кв х Ки, где Ап-размер арендной платы за земельный участок в год; Скад - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января расчетного года; Кв- коэффициент вида разрешённого использования земельного участка – 0,0626 (земельные участки под административными зданиями, под объектами страхования, пенсионного обеспечения); Ки - коэффициент инфляции расчетного года.
При определении задолженности за пользование земельным участком расчёт арендной платы административным ответчиком произведен на основании положения п. 16.9 оспариваемого нормативного акта, в редакции Решения Думы г. о. Тольятти от 5 марта 2014 года №217.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что порядок расчёта платы за земельные участки не соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В данном случае арендная плата установлена не в размере соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования, а с учётом объектов, находящихся на земельном участке (капитальных или временных), что создает дискриминационные условия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, путём установления различной платы за аренду аналогичных земельных участков.
Поскольку нормативный акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и основным принципам определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, он обоснованно признан недействующим в этой части.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что суд сослался в своем решении на ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, а так же Постановление Правительства №582 от 16 июля 2009 года, которые были приняты после принятия оспариваемого нормативного акта, не влекут отмену судебного постановления, поскольку с введением в действие ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ №582 от 16.07.2009 года основные принципы определения арендной платы земельного участка не изменились.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, о том, что при расчёте арендной платы учитывается кадастровая стоимость, которая является экономической величиной, следовательно, учтены экономические факторы, предусмотренные законом при расчёте арендной платы за земельный участок, судебной коллегией отклоняются.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года №308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов (с изменениями на 14 ноября 2016 года), арендная плата за земельный участок рассчитывается по формуле: Ап (размер арендной платы)= кадастровая стоимость на 1 января расчетного года х коэффициент вида использования земельного участка х коэффициент инфляции, однако, использование кадастровой стоимости как одного из множителей в данной формуле не учитывает доходность земельного участка с учётом категории земель, вида разрешенного использования.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Самарского областного суда от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Тольятти, Администрации городского округа Тольятти — без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, через Самарский областной суд.
Председательствующий:
Судьи: