Решение по делу № 33-7614/2017 от 26.06.2017

Судья: Герасимов С.Е. № 33-7614

Докладчик: Сучкова И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2017г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего: Сучковой И.А.,

судей: Зайцевой Е.Н., Овчаренко О.А.

при секретаре: Голушковой О.Л.

с участием прокурора: Рубан А.В.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 03 мая 2017 года

по иску прокурора Тяжинского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Тяжинского района в интересах неопределённого кругла лиц обратился в суд с иском к Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области, в котором просил возложить на администрацию муниципального образования «Тяжинское городское поселение» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возвести и ввести в эксплуатацию очистные сооружения с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водные объекты Тяжинского района.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тяжинского района проведена проверка в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства на предмет загрязнения водных объектов сточными водами. В ходе проведения проверки установлено, что в связи с отсутствием очистных сооружений, хозяйственно-бытовые сточные воды муниципального образования «Тяжинское городское поселение» попадают в центральную канализационную сеть, откуда, не подвергаясь очистке, по различным дренажным и мелиоративным каналам попадают в реку Кызыл-Юн, проходящую через территорию Тяжинского городского поселения, чем нарушаются требования Водного кодекса РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.

Согласно информации, представленной Администрацией муниципального образования «Тяжинское городское поселение», при наличии централизованной системы канализации, канализационные очистные сооружения на территории поселения отсутствуют. Водоотведение сточных вод осуществляется посредством приема и последующего сброса последних с канализационной сети в реку.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Водного кодекса РФ водотоки
(реки, ручьи, каналы) являются поверхностными водными объектами.

Таким образом, нарушаются санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно нарушаются п.4.1.1 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» в части осуществления сброса хозяйственно-бытовых сточных вод в водные объекты без соответствующей очистки и обезвреживания.

В соответствии с п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

Поскольку сточные воды не подвергаются очистке, в муниципальном образовании «Тяжинское городское поселение» сложилась неблагополучная санитарно- эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию.

В судебном заседании прокурор Кривошеев В.В. изменил исковые требования, просил обязать Администрацию Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории Тяжинского городского поселения в месте, исключающем сброс неочищенных сточных вод с центрального коллектора канализационной сети Тяжинского городского поселения, в реку Кызыл-Юн; установить ответчику срок для совершения указанных действий - 3 года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Также пояснил, что иск предъявлен не к МУП «Сервис коммунальных систем», а к администрации поселения, поскольку МУП «Сервис коммунальных систем» не может исполнить свои обязательства по очистке сточных вод, к тому же оно не имеет денежных средств для самостоятельного возведения очистных сооружений, поскольку длительное время находится в стадии ликвидации, банкротства.

Представитель ответчика - Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области Рассихина Ю.Н., действующая на основании доверенности от 01.03.2017 года, в судебном заседании изменённые исковые требования не признала.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области Михневич С.В., действующий на основании доверенности от 09.01.2017 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, свою процессуальную позицию пояснить затруднился.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - МУП «Сервис коммунальных систем» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 03 мая 2017 года постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области организовать возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории Тяжинского городского поселения в месте, исключающем сброс неочищенных сточных вод с центрального коллектора канализационной сети Тяжинского городского поселения, в реку Кызыл-Юн.

Установить ответчику срок для совершения указанных действий - 3 года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу».

В апелляционной жалобе представитель ответчика - Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области Рассихина Ю.Н., действующая на основании доверенности, с решением Тяжинского районного суда от 03.05.2017г. не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы жалобы мотивированы тем, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда сделаны без учета и оценки ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора.

Ссылается на то, что Администрация Тяжинского городского поселения является ненадлежащим ответчиком, и что прокурор подал заявление в суд в нарушение требований ст.45 ГПК РФ не установив круг лиц которым причинен вред.

Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем прокурора Тяжинского района Павельевым А.В. принесены возражения.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области Кикель А.С., действующий на основании доверенности № <…> от 02.06.2017 в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы ответчика. Просила решение суда отменить. Принять новой решение об отказе в исковых требованиях прокурору.

Прокурор в суде апелляционной инстанции поддержал возражения на апелляционную жалобу.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле: ответчик Администрация Тяжинского городского поселения не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав явившихся лиц проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Правоотношения в сфере водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о водоснабжении водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В силу пункта 6 статьи 2 Закона о водоснабжении гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Объектом централизованной системы водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения (пункт 14 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Пунктом 23 статьи 2 Закона о водоснабжении предусмотрено, что сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) представляют собой принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Согласно пункту 26 статьи 2 Закона о водоснабжении транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

В силу пункта 28 статьи 2 Закона о водоснабжении централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено:

окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их
совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно
связанные физически или технологически и расположённые впределах одного или нескольких земельных участков;

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 51 Федерального «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 3 части 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В соответствии с п.4.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов.

Согласно ч.1 ст.55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В силу ч.1 ст.11 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в целях обеспечения водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем водоотведения, заключают договоры по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения водоотведения.

Из пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013г. № 644, следует, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории пгт.Тяжинский имеется централизованная канализационная система водоотведения (канализация), по которой сточные воды хозяйственно-бытовые и производственные собираются в центральный коллектор, идущий по ул.Октябрьской и сбрасываются в неочищенном состоянии в пойму реки Кызыл-Юн на территории Тяжинского городского поселения. Очистные сооружения на данном коллекторе отсутствуют.

Гарантирующей организацией водоотведения на территории Тяжинского городского поселения является МУП «Сервис коммунальных систем», которое создано и зарегистрировано 13 марта 2013 года. Иных организаций, осуществляющих водоотведение на территории данного поселения, не имеется. При этом МУП «Сервис коммунальных систем» не исполняет свои обязанности по очистке сточных вод, поступающих в центральный коллектор из системы канализации Тяжинского городского поселения. Договоры по очистке сточных вод с другими организациями не заключало. В производственной программе данного предприятия в сфере водоотведения на период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не предусмотрены мероприятия, направленные на очистку сточных вод, в том числе показатели по очистке сточных вод. Согласно выписке из ЕГРЮЛ со сведениями о данном юридическом лице от 02 мая 2017 года, оно находится в стадии ликвидации с 26 января 2017 года.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселений водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности, в том числе показания свидетеля Г.С.Н., руководствуясь ст.60 ВК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» суд пришел к выводу, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства администрацией Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области не принято должных мер по надлежащей организации водоотведения.

При этом суд исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов, выразившиеся в отсутствии на территории Тяжинского городского поселения инженерных сооружений для очистки сточных вод, поступающих в центральный коллектор.

С приведенными выше выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены, либо изменения решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не усматривает.

Суд правильно указал, что непринятие администрацией Тяжинского городского поселения мер по предотвращению загрязнения водного объекта противоречит требованиям природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также нарушает закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, в связи с чем, исковые требования прокурора Тяжинского района в интересах неопределённого кругла лиц к Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства обоснованно удовлетворил.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд также правомерно установил срок на возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений, направленных на предотвращение несанкционированного сброса неочищенных сточных вод с центрального коллектора канализационной сети Тяжинского городского поселения в реку Кызыл-Юн в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 3 года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Довод апелляционной жалобы о том, что прокурор подал заявление в суд в нарушение требований ст.45 ГПК РФ не установив круг лиц которым причинен вред, неправомерен.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку в данном случае определить круг лиц, право которых на благоприятную среду обитания и на благоприятную окружающую среду нарушается невозможно, ввиду непостоянства состава жителей Тяжинского городского поселения, настоящий иск обоснованно предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательства.

Довод ответчика о том, что не представлено доказательств, свидетельствующих об угрозе жизни населения, сбор и анализ проб сточных вод не проводился, факт сброса сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ не был подтвержден документально, основан на неверном толковании Закона, поскольку нормами действующего Законодательства, в частности Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не поставлена в зависимость необходимость представление вышеуказанных доказательств при организации возведение и ввод в эксплуатацию очистных сооружений в месте, исключающем сброс неочищенных сточных вод с центрального коллектора канализационной сети поселения.

Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к иной в отличие от суда оценке исследованных по делу доказательств. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права либо о существенном нарушении им норм процессуального права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 03 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области – без удовлетворения.

Председательствующий: И.А. Сучкова

Судьи: Е.Н. Зайцева

О.А. Овчаренко

33-7614/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Тяжинского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Тяжинского района
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Сучкова Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
20.07.2017Судебное заседание
24.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2017Передано в экспедицию
20.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее