Решение по делу № 33-3827/2022 от 11.02.2022

Судья Одинцова Л.Н.     дело № 33-3827/2022

№2-5847/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Юрченко Т.В., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Атикян Э.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубайло Оксаны Геннадиевны к УСЗН г. Таганрога о признании права на получение адресной социальной помощи, обязании назначить и выплатить адресную социальную помощь по апелляционной жалобе Рубайло Оксаны Геннадиевны на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 ноября 2021г.

Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В., судебная коллегия

установила:

Рубайло О.Г. обратилась в суд с иском к УСЗН г. Таганрога, 3-е лицо: Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании права на получение адресной социальной помощи, обязании назначить адресную социальную помощь и выплатить не полученную адресную социальную помощь, указав в обоснование требований, что 30.10.2020г. она обратилась к ответчику с заявлением о получении адресной социальной помощи в виде социального пособия для приобретения детям средств индивидуальной защиты, медикаментов, зимней обуви, одежды в связи с тяжелым материальным положением, приложив необходимый пакет документов.

10.11.2020г. УСЗН г.Таганрога отказал Рубайло О.Г. в предоставлении социального пособия с указанием причины отказа, что ранее данные выплаты были произведены (протокол заседания комиссии от 03.06.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).

Полагая, что отказ УСЗН г.Таганрога в предоставлении социального пособия по указанному основанию противоречит ст.7 Областного закона «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», указывая на то, что с марта 2020г. реальные доходы населения значительно снизились в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а так же длительного периода самоизоляции, в связи с чем, она была лишена возможности принять меры по самостоятельному увеличению материального благосостояния семьи, Рубайло О.Г., уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила суд признать право на получение социальной адресной помощи в виде социального пособия по заявлению НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 30.10.2020г., взыскать с УСЗН г. Таганрога адресную социальную помощь за пять месяцев, начиная с октября 2020г. по февраль 2021г. в размере 54 446,30 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 25.11.2021г. в удовлетворении исковых требований Рубайло О.Г. отказано.

В апелляционной жалобе Рубайло О.Г. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указав на то, что позиция ответчика противоречит действующему законодательству, поскольку ранее, в 2019г.,2021г., семье истца предоставлялась адресная помощи по документам, аналогичным тем, которые были представлены 30.10.2020г.

Заявитель жалобы указывает, что ответчик в нарушение положений п.5 ст.7 Областного закона от 22.10.2004 №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», не доплатил истцу адресную социальную помощь в 2020г. за пять месяцев.

Отказывая в иске, суд не учел, что семья истца является малоимущей, малообеспеченной многодетной семьей, доход которой ниже прожиточного минимумам на душу населения, установленного в Ростовской области.

В возражениях на апелляционную жалобу УСЗН г.Таганрога, Министерство труда и социального развития Ростовской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Рубайло О.Г. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя ответчика, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.10.2020г. Рубайло О.Г. обратилась к ответчику УСЗН г.Таганрога с заявлением на выплату адресной социальной помощи в виде социального пособия, для приобретения средств индивидуальной защиты, медикаментов, зимней обуви, одежды в связи с тяжелым материальным положением, указав состав проживающей с нею семьи – шестеро несовершеннолетних детей, мать,брата,ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения (л.д.28-29).

Согласно выписке из протокола комиссии УСЗН (г.Таганрог) по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия от 11.11.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Рубайло О.Г. отказано в назначении адресного социального пособия в связи с тем, что выплата произведена ранее (протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.06.2020г.) (л.д.77).

Разрешая требования Рубайло О.Г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Областного закона от 22.10.2004г. №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. № 588 «Об утверждении Порядка оказания адресной социальной помощи в Ростовской области», учитывая совокупность и объем предоставленных истцу социальных услуг по выплате социального пособия до 30.10.2020г. и тот факт, что истцом самостоятельно не предпринималось мер по исправлению сложной жизненной ситуации, а именно: взыскание алиментов с отцов детей, пришел к выводу о том, что комиссия УСЗН при принятии решения об отказе в назначении адресной социальной помощи по заявлению Рубайло О.Г. от 30.10.2020г. обоснованно не усмотрела острую нуждаемость в социальной поддержке истца, поскольку адресная социальная помощь ранее ей оказывалась.

При этом суд исходил из того, что ссылка истца в заявлении на сложную жизненную ситуацию, обусловленную тяжелым материальным положением, опровергается последующими действиями Рубайло О.Г., прекратившей по собственной инициативе трудовую деятельность.

Суждения истца о наличии у нее права на регулярное в течение шести месяцев каждого года получение адресной социальной помощи в виде социального пособия, основаны на неправильном толковании правовых норм, противоречит правовому содержанию понятия адресной социальной помощи, которая оказывается только лицам, временно находящимся в трудной жизненной ситуации, с которой они не могут справиться самостоятельно. Назначение и выплата адресной социальной помощи не может выступать в качестве меры постоянного содержания лица, который не желает самостоятельно предпринимать меры по преодолению сложной жизненной ситуации.

В связи с чем, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия полагает выводы суда необоснованными, исходя из следующего.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

ГК Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п.п. 1 п. 1 ст. 8).

Социальная поддержка граждан представляет собой систему мер, гарантированных государством отдельным категориям населения, которые строятся на следующих основных принципах: заявительного характера о нуждаемости в ней граждан; дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств. Ключевой принцип ее состоит в адресности выплат, что предполагает корректную идентификацию нуждающихся, многоэтапную проверку соответствий с показателями нуждаемости.

Учет, подтверждение права граждан на предоставление им мер социальной поддержки, осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства.

Порядок получения государственной социальной помощи установлен положениями Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Областным законом от 22.10.2004г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» (Закон № 174-ЗС), ст.1 которого закреплены следующие основные понятия:

- адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, в том числе на основании социального контракта, натуральной помощи, адресных социальных выплат;

- экстремальная ситуация - крайняя, необычная по трудности ситуация, в которой оказалась малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от нее (него) обстоятельствам: стихийные бедствия (ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясение), пожар, обвал или разрушение жилища, аварии, утрата жизненно необходимого имущества, необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских организаций, отсутствие топлива;

- трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых, он не может преодолеть самостоятельно.

В силу ч. 1 ст. 7, ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи имеют малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

В соответствии с п.1 ст.7 Закона № 174-ЗС право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия и натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

Согласно п.4 ст.7 Закона № 174-ЗС лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.

Согласно п.5 ст.7 Закона № 174-ЗС адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается на срок от одного до шести месяцев в году с единовременной или периодической выплатой, начиная с месяца, в котором приняты заявление и документы.

На основании п.12 ст.8 Закона № 174-ЗС порядок оформления, назначения и выплаты адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется Правительством Ростовской области.

В соответствии со ст. 22 Областного закона от 01.08.2011г. №635-ЗС «О Правительстве Ростовской области», в целях социальной поддержки малообеспеченной части населения Ростовской области и во исполнение Областного закона от 22.10.2004г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» Правительством Ростовской области вынесено постановление от 05.07.2012г. № 588 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области».

Согласно с п.3 постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. № 588 оформление и назначение социального пособия осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (органы социальной защиты населения) по месту жительства или пребывания граждан, организационную работу по оформлению социального пособия - также многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения (МФЦ).

В соответствии с п.4 постановления Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. № 588 органы социальной защиты населения осуществляют организацию работы по оформлению и назначению социального пособия, в том числе, прием заявлений и документов, дающих право на получение социального пособия; запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписки из похозяйственной книги о наличии (отсутствии) личного подсобного хозяйства и сведений о факте осуществления трудовой деятельности, факте начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы (в ред. постановления Правительства РО от 07.11.2019г. № 787); исчисление среднедушевого дохода семьи и размера социального пособия.

Порядок создания и деятельности комиссий органов социальной защиты населения по оказанию адресной социальной помощи, в состав которых рекомендуется включать руководителей и специалистов органов образования, здравоохранения, службы занятости населения, представителей общественных организаций ветеранов и инвалидов, устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В целях обеспечения предоставления адресной социальной помощи жителям г.Таганрога в соответствии с Областным законом от 22.10.2004г. №174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», постановлением Правительства Ростовской области от 05.07.2012г. № 588 «О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области» и постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2013г. №429 «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта» постановлением администрации г.Таганрога Ростовской области от 13.03.2018г. № 447 «О порядке создания и деятельности комиссии УСЗН г.Таганрога по оказанию адресной социальной помощи малоимущим жителям г.Таганрога» утвержден порядок создания и деятельности комиссии Управления социальной защиты населения г.Таганрога по оказанию адресной социальной помощи малоимущим жителям г.Таганрога.

Согласно п.4 Положения о комиссии, являющегося приложением к постановлению Администрации г.Таганрога Ростовской области от 13.03.2018г. №447 Комиссия рассматривает заявления и документы, представленные гражданами на оказание АСП, принимает решения о назначении (отказе в назначении) АСП, периодичности выплаты и сроке, на который она назначается.

Разделом 10 постановления Минтруда Ростовской области от 04.08.2017г. № 36 (ред. от 20.01.2021) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Социальная поддержка малоимущих граждан (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия)» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги: если документы, представленные заявителем, не отвечают требованиям п. 6.10 подраздела 6 настоящего раздела; превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

При установлении УСЗН факта недостоверности сведений, представленных гражданином для назначения пособия, или несвоевременного извещения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) пособия, указанный гражданин (его семья) лишается права на получение пособия на период, в течение которого указанное пособие оказывалось гражданину незаконно.

Не допускается отказ в предоставлении государственной услуги, в случае если указанные документы поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на ЕПГУ и официальном сайте Минтруда области.

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что при подаче заявления на получение социальной помощи Рубайло О.Г. представлены все предусмотренные законом документы, достоверность и полнота предоставленных сведений ответчиком не оспорена.

При этом судебная коллегия учитывает и пояснения представителя ответчика, данные в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, согласно которым следует, что нуждаемость истца в медикаментах, сезонной одежды комиссией не исследовалась.

Основание для отказа в предоставлении социальной помощи в связи с тем, что выплата произведена ранее (протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.06.2020г.), не предусмотрено разделом 10 постановления Минтруда Ростовской области от 04.08.2017г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о признании незаконным отказа УСЗН г.Таганрога от 11.11.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в назначении Рубайло О.Г. адресной социальной помощи в форме социального пособия по заявлению от 30.10.2020г., в связи с чем решение суда в данной части подлежит отмене.

Вместе с тем, согласно Положению о Комиссии, утвержденному постановлением Администрации г.Таганрога Ростовской области от 13.03.2018г. №447, следует, что решение вопроса о периоде и размере адресного социального обеспечения относится к исключительной компетенции Комиссии по оказанию адресной социальной помощи в виде социального пособия.

Поскольку суд не вправе подменять уполномоченный орган государственной власти и местного самоуправления и разрешать вопросы, отнесенные к компетенции указанных органов, правовых оснований для удовлетворения требований Рубайло О.Г. в части взыскания с УСЗН г.Таганрога адресной социальной помощи за пять месяцев, начиная с октября 2020г. по февраль 2021г. в размере 54 446,30 руб. не имеется.

С учетом вышеизложенного, решение Таганрогского суда Ростовской области от 25.11.2021г. подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о признании незаконным отказ УСЗН г. Таганрога от 11.11.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в назначении Рубайло О.Г. адресной социальной помощи в форме социального пособия по заявлению от 30.10.2020г.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 ноября 2021г. отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ УСЗН г. Таганрога от 11.11.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в назначении Рубайло Оксане Геннадиевне адресной социальной помощи в форме социального пособия по заявлению от 30.10.2020г.

    В удовлетворении остальной части иска отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.03.2022г.

33-3827/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Рубайло Оксана Геннадиевна
Ответчики
УСЗН г.Таганрога
Другие
Министерство труда и социального развития РО
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
03.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2022Передано в экспедицию
03.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее