Решение по делу № 2-2259/2021 от 02.04.2021

Дело ----- УИД -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата года адрес

Ленинский районный суд адрес под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя истца - прокурора ФИО5, истца ФИО1, представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора адрес в интересах ФИО1 к администрации адрес о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Заместитель прокурора адрес обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к администрации адрес о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, указав в обоснование следующее.

ФИО1, дата г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании заявления ФИО1 постановлением главы администрации адрес от дата ----- заявитель включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По состоянию на дата состоит в указанном списке под номером 239.

Решением Козловского районного суда ФИО3 Республики от дата мать заявителя – ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери. Отца у ребенка нет.

Распоряжением главы администрации адрес ФИО3 Республики от дата ----- ФИО6 была устроена в РГОУ «Козловский детский дом» Минобразования Чувашии.

Благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ФИО1 не предоставлялось. В собственности жилого помещения он не имеет.

В нарушение требований положений действующего законодательства администрацией адрес ФИО3 Республики до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма ФИО1 не предоставлено.

Прокурор, действующий в интересах ФИО1, а также сама истец заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель администрации адрес ФИО7 полагала требования не подлежащими удовлетворению, указав, что истец будет обеспечена жильем в установленном законом порядке в порядке очередности.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьями 92, 98.1, 99, 100, 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от дата N 159-ФЗ (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) закрепляется понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

Судом установлено, что ФИО1 родилась дата. Мать ФИО1ФИО2 решением Козловского районного суда ФИО3 Республики от дата. лишена родительских прав в отношении дочери.

Сведений об отце в свидетельстве о рождении ФИО1 не имеется.

ФИО1, дата года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Распоряжением главы администрации адрес ФИО3 Республики от дата ----- ФИО1 была устроена в РГОУ «Козловский детский дом» Минобразования Чувашии.

Из материалов дела следует, что у ФИО1 жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, либо занимаемых по договорам социального найма не имеется.

Постановлением главы администрации адрес от дата ----- ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с составом семьи один человек.

Обращаясь в суд иском и заявляя требования на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, истец указывает, что жилое помещение должно быть предоставлено независимо от очередности предоставления жилья по сформированному сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд находит доводы истца обоснованными, в силу следующих обстоятельств.

Согласно пункт 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" (ст.23.1, ст.23.2, ст.23.3), Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года N 292, которым утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что жилые помещения данной категории лиц, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание учебного завещания среднего или высшего, невозможность проживания в жилом помещении и пр.) гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.

Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от дата N 86-КГПР14-7.

По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике". Пунктом 11 ст. 6 названного закона определено, что лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

В соответствии со статьей 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (введена Законом ЧР от 05.06.2013 N 27), полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, указанных выше лиц, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок (п.12).

Согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования адрес исполнительным органом местного самообразования является администрация адрес. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией адрес. Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО3 Республике отнесено к полномочиям администрации адрес.

Доводы представителя ответчика о том, что не имеется в настоящее время свободных жилых помещений, которые могут быть предоставлены, и необходимо соблюдение очередности предоставления, являются необоснованными, поскольку ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ни ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

На основании заключенных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО3 Республики и администрацией адрес соглашений бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление полномочий ФИО3 Республики по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставлены субвенции.

Аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от дата ------КГПР15-11, указывающем, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата.

С учетом изложенного, суд возлагает на администрацию адрес обязанность по предоставлению ФИО1 специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию адрес предоставить ФИО1, дата года рождения, однократно на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано прокурором в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО3 Республики через Ленинский районный суд адрес в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.В.Порфирьева

Мотивированное решение составлено дата.

2-2259/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары
Андриянова Екатерина Раисовна
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
Министерство финансов Чувашской Республики
Министертво строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
администрация Калининского района г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Порфирьева Анна Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2021Передача материалов судье
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
02.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее