УИД 29RS0016-01-2023-001786-70
Судья Склеймина Н.В. | Дело № 2-212/2024 | стр.219г, г/п 00 руб. |
Докладчик Рассошенко Н.П. | Дело № 33-6921/2024 | 03 сентября 2024 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Романовой Н.В.,
судей Фериной Л.Г. и Рассошенко Н.П.,
при секретаре Бурковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 03 сентября 2024 года дело по апелляционной жалобе ответчика администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 13 мая 2024 года по гражданскому делу № 2-212/2024 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к акционерному обществу «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось в суд с иском к АО «Архангельский ЦБК» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что источником водоснабжения г. Новодвинска Архангельской области является рукав Мечка-Полой реки Северная Двина. АО «Архангельский ЦБК» является юридическим лицом, обеспечивающим население г. Новодвинска Архангельской области питьевой водой из водоисточника, не имеющего санитарно-эпидемиологического заключения (далее – СЭЗ) о соответствии проекта зон санитарной охраны (далее – ЗСО) источника питьевого водоснабжения. АО «Архангельский ЦБК» не исполняются требования п. 5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ, п.п. 1.1, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02. Истец просил обязать АО «Архангельский ЦБК» разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Новодвинска Архангельской области и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проектной документации, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам до 01 декабря 2024 года.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского округа Архангельской области «Город Новодвинск».
В судебном заседании представитель истца Бобков В.И. заявленные требования уточнил, просил обязать надлежащего ответчика в срок до 31 декабря 2027 года разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения – рукава Мечка-Полой реки Северная Двина в г. Новодвинске Архангельской области и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО требованиям, установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Представитель ответчика АО «Архангельский ЦБК» Каменева И.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что 18 июля 2011 года решением Новодвинского городского суда Архангельской области отказано в удовлетворении исковых требований межрайонного природоохранного прокурора к АО «Архангельский ЦБК» об обязании разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения – территории, расположения водозабора, площадок водопроводных сооружений, расположенных на территории ОАО «АЦБК» и водопроводящих каналов в соответствии с требованиями СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Существующая система водозабора изначально организована ответчиком исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд. Деятельность АЦБК по водоснабжению населения г. Новодвинска является вынужденной, поэтому необоснованно считать, что АЦБК нарушило санитарное законодательство. Проект зоны санитарной охраны является составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним непосредственно при выборе источника водоснабжения. При принятии генерального плана г. Новодвинска решение об организации зоны санитарной охраны по существующему источнику водоснабжения г. Новодвинска не принималось, разработка такой зоны не осуществима ввиду невозможности создания ЗСО на территории уже образованного промышленного предприятия. Такие вопросы в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ относятся к вопросам местного значения. Гарантирующим поставщиком в соответствии со схемой водоснабжения, утвержденной постановлением главы администрации г. Новодвинска № 1060-па от 11.11.2014, является АО «Сети», которое обеспечивает население г. Новодвинска водой, используя искусственное сооружение – гидротехническое сооружение, а именно: насосно-фильтровальную станцию, которая в соответствии с Водным кодексом РФ водным объектом не является. Разработка проекта ЗСО также является обязательной при использовании водного объекта. АО «Архангельский ЦБК» за плату продает очищенную воду гарантирующему поставщику. Качество приготавливаемой и поставляемой воды истцом не оспаривается.
Представитель ответчика администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» Фомичева И.К. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что между МО «Город Новодвинск» и АО «Архангельский ЦБК» заключен договор аренды движимого и недвижимого имущества 01 июня 2008 года. В соответствии с указанным договором АО «Архангельский ЦБК» передано четыре объекта недвижимого имущества: здание фильтровальной станции, трансформаторная подстанция, башня промывной воды, резервуар фильтровальной воды. Также за арендатором закреплен земельный участок с кадастровым №, площадью 2 167 кв.м., который необходим для использования данного имущества. Арендатор принял на себя обязательства содержать указанные объекты. Договор заключен на неопределенный срок. Собственником насосной станции первого подъема является АО «Архангельский ЦБК». АО «Сети» присвоен статус гарантирующего поставщика. Между АО «Сети» и АО «Архангельский ЦБК» заключен договор, по условиям которого АЦБК осуществляет холодное водоснабжение через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем водоснабжения пожарохозяйственной и питьевой воды. Фактически АО «Архангельский ЦБК» арендует и использует объекты водоснабжения. Река Северная Двина находится в границах городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» и является объектом федеральной собственности, а не муниципальной. Рукав Мечка-Полой реки Северная Двина находится на территории Приморского муниципального района.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Третье лицо АО «АФЗ» в отзыве на исковое заявление поддержало возражения АО «Архангельский ЦБК».
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 13 мая 2024 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к АО «Архангельский ЦБК», администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворены частично.
На администрацию городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» (ИНН 2903001697) возложена обязанность в срок до 31 декабря 2027 года разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения – рукава Мечка-Полой реки Северная Двина в г. Новодвинске Архангельской области и организовать получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения требованиям, установленным государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к АО «Архангельский ЦБК» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства отказано.
С данным решением не согласился ответчик администрация городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указаны доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно указано, что решение принято судом с нарушением норм права. Администрация не осуществляет полномочия собственника в отношении водного объекта – рукава Мечка-Полой реки Северная Двина в г. Новодвинске. Спорная обязанность не может быть возложена на Администрацию. Данный довод Администрации не был принят судом первой инстанции во внимание. Также Администрация не является стороной договора водопользования № от 18 декабря 2015 года, заключенного с АО «АЦБК», так как не осуществляет полномочия собственника в отношении данного водного объекта. Со своей стороны Администрация организовала водоснабжение и водоотведение, обеспечила условия для осуществления такой деятельности надлежащим образом, население городского округа обеспечено холодным водоснабжением, питьевой водой, которая соответствует установленным требованиям. Администрация определила гарантирующую организацию и установила зоны ее деятельности. Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 18 июля 2011 года по делу № 2-392/2011 установлено, что водозабор, в том числе и для обеспечения г. Новодвинска питьевой водой осуществляется из рукава Мечка-Полой реки Северная Двина, который расположен на территории ОАО «АЦБК». Водозаборные сооружения, принадлежащие АЦБК, введены в эксплуатацию в 1962-1978 годах и находятся на промышленной зоне предприятия. Заключением Главного государственного санитарного врача г. Архангельска от 24 февраля 1976 года разработанный государственным институтом по проектированию предприятий «ГИПРОБУМ» проект «Зоны санитарной охраны насосной станции первого подъема № 2 «Архангельского ЦБК» был отклонен ввиду его не соответствия требованиям, предъявляемым к ЗСО. Соответственно, возложение спорной обязанности, осуществление которой истцом не подтверждено и не обоснованно, противоречит критериям исполнимости судебного акта. Материалы дела не содержат сведений об обращении лица, которое содержало бы просьбу о защите прав, свобод и законных интересов. Также истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Суд возложил на Администрацию обязанность, исполнение которой в силу закона не может быть на нее возложено. Суд дал неверную оценку обстоятельствам, неправильно применил нормы материального и процессуального права, решение суда является незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу АО «Архангельский ЦБК» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения представителя истца Бобкова В.И., представителя ответчика АО «Архангельский ЦБК» Каменевой И.Ю., не согласившихся с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.ст. 8, 11 данного Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ч. 1).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1).
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (п. 3).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (п. 5).
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3).
Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6).
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13).
Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован приказом Роспотребнадзора от 05.11.2020 № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований» (далее - Административный регламент).
В силу п. 16 Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган): заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 2 к Административному регламенту, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, проведенных и оформленных в установленном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что 01 июня 2008 года между МО «Город Новодвинск» (собственником) и АО «АЦБК» заключен договор аренды движимого и недвижимого имущества. В соответствии с указанным договором АО «АЦБК» передано четыре объекта недвижимого имущества: здание фильтровальной станции, трансформаторная подстанция, башня промывной воды, резервуар фильтровальной воды. Арендатор принял на себя обязательства содержать указанные объекты. Договор заключен на неопределенный срок. Собственником насосной станции первого подъема является АО «АЦБК».
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области по делу № 2-392/2011 от 18 июля 2011 года отказано в удовлетворении исковых требований Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «АЦБК» об обязании разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения – территории расположения водозабора, площадок водопроводных сооружений, расположенных на территории ОАО «Архангельский ЦБК», и водопроводящих каналов в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
Указанным решением суда установлено, что водозабор, в том числе и для обеспечения г. Новодвинска питьевой водой осуществляется из рукава Мечка-Полой реки Северная Двина, который расположен на территории ОАО «АЦБК». Водозаборные сооружения, принадлежащие АЦБК, введены в эксплуатацию в 1962-1978 годах и находятся на промышленной зоне предприятия. Заключением Главного государственного санитарного врача г. Архангельска от 24 февраля 1976 года разработанный государственным институтом по проектированию предприятий «ГИПРОБУМ» проект «Зоны санитарной охраны насосной станции первого подъема № 2 «Архангельского ЦБК» был отклонен ввиду его не соответствия требованиям, предъявляемым к ЗСО.
Существовавшая на момент утверждения генерального плана разработанная Ленинградским государственным институтом проектирования городов «ЛЕНГИПРОГОР» в 1982 году и утвержденная решением исполнительного комитета Архангельского областного Совета народных депутатов от 18.07.1984 № 100 «Об утверждении генерального плана г. Новодвинска» система водозабора для водоснабжения г. Новодвинска питьевой водой не являлась окончательной ввиду ее нахождения на территории промышленного предприятия и невозможности создания санитарной зоны в месте водозабора и водоводов. Поэтому к 1990 году предусматривалось строительство нового водозабора для г. Новодинска в деревне Чевакино. Решением Новодвинского городского Совета народных депутатов от 04.08.1988 «О расширении водоочистных сооружений хоз. питьевого водоснабжения г. Новодинска» в целях нормализации водоснабжения г. Новодвинска с 01 июля 1988 года было разрешено строительство водозаборного сооружения в районе деревни Чевакино, водоводов речной воды д. Чевакино-Новодвинск на участке от водозаборных сооружений до ВОС-50 000, основанных технологических сооружений ВОС -50 000.
Начатое строительство водозаборного сооружения в районе деревни Чевакино, водоводов речной воды д. Чевакино-Новодвинск завершено не было, построенные объекты были «заморожены».
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ.
С момента вступления решения суда в законную силу 29 сентября 2011 года до настоящего времени альтернативных источников водозабора для водоснабжения населения г. Новодвинска питьевой водой на территории МО «Город Новодвинск» построено не было.
Договором аренды движимого и недвижимого имущества от 01 июня 2008 года обязанность арендатора разработать проект ЗСО не предусмотрена.
Согласно договору водопользования № от 18 декабря 2015 года и дополнительному соглашению к нему от 26 июня 2020 года, действующим до 17 декабря 2035 года, обеспечение водоподготовки осуществляется водоочистными сооружениями АО «АЦБК»: ФОС-1 (фильтрованные очистные сооружения) для приготовления производственной воды для производственных нужд и для приготовления пожарохозяйственной воды для собственных хозяйственных-бытовых нужд, питьевых нужд, сторонних организаций и г. Новодвинска; ФОС-2 для приготовления производственной воды для производства целлюлозы и прочих абонентов, СМОВ (станция механической очистки воды, резервная) для приготовления производственной воды для собственных нужд предприятия и прочих абонентов, ГВОС (головные очистные сооружения арендуемые у МО «Город Новодвинск», доочистка производственной воды с ФОС-1) для приготовления воды для собственных питьевых нужд и водоснабжения населения г. Новодвинска, СПВХ (станция питьевого и хозяйственного водоснабжения, доочистка производственной воды с ФОС-1) для приготовления воды для собственных питьевых нужд и г. Новодвинска.
Пунктом 8.10 договора водопользования предусмотрено использование АО «АЦБК» водного объекта при соблюдении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением мэра г. Новодвинска № 1060-па от 11.11.2014 утверждена схема водоснабжения и водоотведения на 2014-2033 годы, которой предусмотрено, что водоснабжение осуществляется от одного источника - гидротехнические сооружения ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат». Согласно данным ОАО «Архангельский ЦБК» водозабор ОАО «Архангельский ЦБК» не является источником питьевого водоснабжения. В соответствии с п. 3.4.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не допускается прокладка магистральных водоводов по территории промышленных предприятий. В соответствии с п. 5.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция) в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий не допускается размещение комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.
Однако источником водоснабжения города является насосно-фильтровальная станция гидротехнических сооружений ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат». Водозабор воды осуществляется из рукава Мечка-Полой реки Северная Двина, которая в принципе не должна быть источником питьевого водоснабжения, т.к. в нее поступают сбросы целлюлозно-бумажных комбинатов республики Коми, Вологодской области и двух комбинатов Архангельской области. До настоящего времени альтернативного источника не найдено, работы в данном направлении в Архангельской области ведутся (стр. 36-37 схемы водоснабжения).
Гарантирующим поставщиком питьевой воды на территории г. Новодвинска с 2013 года является АО «Сети», с которым АО «АЦБК» по настоящее время заключены договоры от 09 февраля 2021 года, от 07 февраля 2024 года на отпуск холодной воды и услуги водоотведения (в стадии очистки сточных вод). 18 января 2012 года аналогичный договор был заключен с МУП «Жилкомсервис». Согласно указанным договорам АО «АЦБК» обязуется отпустить питьевую и пожарохозяйственную воду, принять хозяйственно-бытовые сточные воды (для дальнейшей очистки), а АО «Сети» - оплатить полученную воду, сброшенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Ресурсонабжающая организация обеспечивает население г. Новодвинска приготовленной и отпущенной АО «АЦБК» питьевой водой за плату.
Таким образом, длительное время схема водоснабжения населения г. Новодвинска не менялась.
Согласно Генеральному плану МО «Город Новодвинск», утвержденному решением Совета депутатов МО «Город Новодвинск» от 18.06.2014 № 48, Правилам землепользования и застройки МО «Город Новодвинск» и Генеральному плану городского округа Архангельской области «Город Новодвинск», утвержденному постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 24.05.2023 № 18-п, на территории г. Новодвинска действует централизованная система водоснабжения, источником которой является поверхностный водозабор рукава Мечка-Полой реки Северная Двина.
Централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение города осуществляется от единой системы водоснабжения. Хозяйственно-питьевой водопровод объединен с противопожарным. Добыча, водоподготовка и поставка холодной (питьевой) воды осуществляется единым поставщиком АО «Архангельский ЦБК». Централизованное водоснабжение населения и организаций обеспечивается гарантирующей организацией – АО «Сети» от границ раздела с поставщиком холодной (питьевой) воды - АО «Архангельский ЦБК».
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения муниципальных районов являются организация на территориях сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
До настоящего времени альтернативных источников водозабора на территории МО «Город Новодвинск» не построено и в нарушение п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозабор осуществляется на территории ранее построенного промышленного предприятия.
Удовлетворяя заявленные к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» требования о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, суд пришел к выводу о том, что непосредственное осуществление АО «АЦБК» деятельности по водоснабжению и водоотведению не освобождает администрацию муниципального образования от выполнения обязательств по обеспечению условий для осуществления такой деятельности, а также от обязанностей по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения на территории муниципального образования «Город Новодвинск».
Вместе с тем судом не учтено, что предметом заявленных требований являлась не организация надлежащего водоснабжения на территории МО «Город Новодвинск», а разработка проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения – рукава Мечка-Полой реки Северная Двина в г. Новодвинске Архангельской области и организация получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения требованиям, установленным государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Таким образом, ссылка суда на положения Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона № 416-ФЗ в обоснование вывода об удовлетворении иска по заявленному предмету к данному ответчику несостоятельна.
Кроме того, возлагая обязанность разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения – рукава Мечка-Полой реки Северная Двина в г. Новодвинске Архангельской области и организовать получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения требованиям, установленным государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, суд не учел, что решение суда будет неисполнимым в силу невозможности получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в связи с несоответствием требованиям СанПиН по причине нахождения источника питьевого водоснабжения на территории промышленного предприятия. Данные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Новодвинского городского суда Архангельской области по делу № 2-392/2011 от 18 июля 2011 года, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения заявленных к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» требований подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных к АО «АЦБК» требований сторонами по делу не обжалуется и судом апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ не проверяется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 13 мая 2024 года отменить в части удовлетворения заявленных к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» требований.
Принять по делу в данной части новое решение, которым:
В удовлетворении искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» о возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения – рукава Мечка-Полой реки Северная Двина в г. Новодвинске Архангельской области и организовать получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения требованиям, установленным государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 сентября 2024 года.
Председательствующий | Н.В. Романова |
Судьи | Л.Г. Ферина |
Н.П. Рассошенко |