Дело №2а-834/2019
УИД № 44RS0005-01-2019-001091-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года г.Буй Костромской области
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Серовой Н.И.,
при секретаре Ясневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Буйского муниципального района Костромской области к МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация Буйского муниципального района Костромской области обратилась с административным исковым заявлением к МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что 29.10.2019 в администрацию Буйского муниципального района Костромской области из МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области поступило постановление от 22.10.2019г. судебного пристава исполнителя Конновой К.Е. о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с тем, что в установленный должнику пятидневный срок не были исполнены в добровольном порядке требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Постановление вынесено в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного (дата) г. на основании исполнительного листа, выданного (дата) года Буйским районным судом Костромской области по гражданскому делу №года.
Так, решением Буйского районного суда Костромской области от (дата) года по делу № на орган местного самоуправления в лице администрации Буйского муниципального района Костромской области возложена обязанность по обеспечению жильем Новожилова Л.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Буйского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района Костромской области.
Административный истец просит освободить его от уплаты исполнительского сбора, поскольку исполнение решения суда зависит от наличия субвенций, предоставляемых из областного бюджета на приобретение жилья. В 2019 году денежных средств на исполнение решения суда по обеспечению жильем Новожилова не поступило. Кроме того, процедура приобретения жилых помещений, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует длительных временных затрат.
В судебном заседании представитель административного истца – Киселева О.В., действующая по доверенности, требования административного истца поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного ответчика - МОСП по особо важным производствам УФССП по Костромской области - в судебном заседании не присутствовал; уведомлен надлежаще. Каких-либо ходатайств суду не представил.
Представитель Буйской межрайонной прокуратуры в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.
Заинтересованное лицо - Новожилов Леонид Николаевич, представители Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, Администрации Костромской области, извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся участников дела.
Исследовав представленные материалы, а также материалы гражданского дела №, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом (п.2).
В соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в Федеральный бюджет.
Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливаемся в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть, возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Буйского районного суда Костромской области от (дата) года по делу №, орган местного самоуправления в лице администрации Буйского муниципального района Костромской области обязан предоставить Новожилову Л.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Буйского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда Буйского муниципального района Костромской области.
На основании исполнительного листа, выданного Буйским районным судом Костромской области по делу №, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – администрации Буйского муниципального района Костромской области. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку исполнительный документ должником в установленный срок исполнен не был, постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области К.Е. Конновой от 22.10.2019 с администрации Буйского муниципального района Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000руб.
Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В силу ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Постановлением администрации Буйского муниципального района Костромской области от 12.08.2016 №198 утвержден Порядок приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей В данном документе предусмотрен порядок действий по приобретению жилых помещений с использованием бюджетных ассигнований из областного бюджета (субвенций), выполнение положений которого в совокупности с выполнением требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует выполнения определённых процедур в установленные сроки, при соблюдении которых должник не имел объективной возможности исполнить решение в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Исполнение решений суда о предоставлении жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, зависит от поступления субвенций из областного бюджета согласно положений Закона Костромской области от 29.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»
Процедура приобретения жилых помещений, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требует длительных временных затрат.
Согласно ч.2 ст.63 Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее, чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно ч.9 ст.70, контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, порядок, установленный законом и не зависящий от воли администрации Буйского муниципального района Костромской области, не предусматривает возможности для исполнения решения суда в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
В 2019 году бюджету Буйского муниципального района Костромской области выделены субвенции на приобретение жилых помещений для детей сирот в размере (сумма) рубля, которые полностью реализованы на исполнение судебных решений по обеспечению детей сирот жильем.
Из документов, представленных финансовым управлением администрации Буйского муниципального района Костромской области, следует, что бюджет Буйского муниципального района Костромской области является высокодотационным, имеет место дефицит бюджета.
Таким образом, судом установлено, что в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание установленные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области от (дата) г. по исполнительному производству №-ИП от (дата) г., поскольку у должника отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда от (дата) года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Освободить администрацию Буйского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области от (дата) года по исполнительному производству №-ИП от (дата) г.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.И. Серова
Мотивированная часть решения изготовлена: 12.12.2019г