Решение по делу № 2а-783/2021 от 13.05.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2021 года                                                                                             г. Нижнеудинск

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Мархеева А.М.,

при секретаре судебного заседания Савкиной Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-783/2021 по административному иску ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башевой Н.И., старшему судебному приставу Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькину В.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башевой Н.И., старшему судебному приставу Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькину В.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области с требованиями:

- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башевой Н.И., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения;

- обязать старшего судебного пристава Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькина В.Н. отменить постановление об окончании исполнительного производства в целях возобновления исполнительного производства и выполнения полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение решения суда;

- привлечь судебного пристава-исполнителя Башеву Н.И. к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований указано, что 24.03.2021 судебным приставом-исполнителем Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башевой Н.И. вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству номер обезличен, возбужденному 29.09.2020 на основании исполнительного документа № 2-838/2020, выданного судебным участком № 75 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области о взыскании задолженности в размере 33208, 40 руб. с должника Мурашовой М.И. в пользу ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности». Копия указанного постановления с исполнительным документом поступили в ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» 28.04.2021.

С указанными действиями административный истец не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию исполнения вступившего в законную силу решения суда. Считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источников дохода, в частности, несвоевременного направления запросов и истребования ответов из контролирующих и регистрирующих органов таких как: банки, Росреестр, ЗАГС, ГИБДД, пенсионный фонд, операторы сотовой связи и так далее.

В судебное заседание административный истец ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» в лице своего представителя не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил провести судебное заседание без участия представителя.

Судебный пристав-исполнитель Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башева Н.И. в судебное заседание не явилась. Представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, надлежащим образом заверенную копию исполнительного производства, письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

УФССП России по Иркутской области в лице представителя и старший судебный пристав Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькин В.Н., заинтересованное лицо Мурашова М.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведений о причинах неявки не представили.

Обсудив причину неявки лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 226 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

В соответствии с частью 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Аналогичное положение содержится в статье 122 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Исчисление срока обращения с заявлением в суд необходимо начинать с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства, как указывалось ранее, лежит на административном истце.

С настоящим административным иском в суд административный истец обратился 07.05.2021, о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте, тогда как копия оспариваемого постановления об окончании исполнительного производства получена административным истцом 28.04.2021, о чем свидетельствует список почтовых отправлений от 12.04.2021 (идентификатор номер обезличен), то есть срок обращения в суд не пропущен.

Согласно статье 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Как следует из статьи 4 указанного Закона, одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В силу статьи 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

        Из представленных материалов исполнительного производства                                                  номер обезличен следует, что данное исполнительное производство возбуждено 29.09.2020 на основании исполнительного документа – судебного приказа № 2-838/2020 от 29.05.2020 в отношении должника Мурашовой М.И. в пользу взыскателя ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности», предмет исполнения: взыскание имущественного характера в размере 33208, 40 руб.

        Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, административный истец ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» просит признать бездействие судебного пристава-исполнителя Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Доморацкой Е.А., выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения, несвоевременном направлении запросов и истребования ответов из контролирующих и регистрирующих органов, в частности: банки и иные кредитные организации, Росреестр, ЗАГС, Пенсионный фонд, страховые компании, операторам сотовой связи, бюро кредитных историй, военкоматы, УФМС, налоговые инспекции, лицензионно-разрешительную систему на предмет зарегистрированного охотничьего ружья, министерство юстиции о наличии судимости; признать действие судебного пристава-исполнителя Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башевой Н.И. в части принятия решения об окончании исполнительного производства незаконным; обязать старшего судебного пристава Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области отменить постановление об окончании исполнительного производства; привлечь судебного пристава-исполнителя Башеву Н.И. к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ.

        Исполнительное производство номер обезличен объединено в сводное исполнительное производство номер обезличен в соответствии со статьей 34 ФЗ «Об исполнительном производстве».

        Из сводки по исполнительному производству номер обезличен и реестра запросов следует, что в период с 24.04.2020 по 24.03.2021 судебным приставом-исполнителем были сделаны неоднократные запросы в органы ГИБДД по получению сведений о зарегистрированных автомототранспортных средствах, в финансово-кредитные учреждения, ФНС России, ФМС, Пенсионный фонд РФ, Росреестр, ЗАГС, операторам сотовой связи с целью получения информации о наличии у должника имущества и денежных средств, за счет которых возможно исполнение решения суда.

Согласно ответу МВД России, за должником отсутствуют зарегистрированные на праве собственности транспортные средства.

Получателем пенсионных выплат должник не является.

Объекты недвижимого имущества, зарегистрированные на имя должника, отсутствуют.

        В связи с установлением в ходе совершения исполнительных действий счетов у должника в Байкальском банке ПАО Сбербанк, судебным приставом-исполнителем постановлениями от 25.02.2021 обращены взыскания на денежные средства, находящиеся на указанных счетах.

При повторном направлении запросов и получении ответов установлено, что имущество, на которое возможно обратить взыскание, отсутствует.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» в отношении должников-граждан по 01.07.2021 включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные, с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств.

        Согласно акту от 18.02.2021, составленному судебным приставом-исполнителем Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башевой Н.И., на момент совершения исполнительских действий должник отсутствовал по адресу, указанному в исполнительном документе, оставлено извещение на прием к СПИ.

        В связи с данными обстоятельствами, 24.03.2021 исполнительное производство окончено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ возвращен в адрес взыскателя.

Таким образом, материалами дела установлено, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем предпринимались все меры, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве», в целях исполнения судебного приказа.

Согласно статье 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

При этом действия судебного пристава-исполнителя должны соответствовать федеральному законодательству, так как нарушение закона влечет нарушение прав и законных интересов сторон исполнительного производства, а в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Положениями статьи 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов вправе совершать исполнительные действия.

Анализ положений названного законодательства позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство РФ, регулирующее правоотношения в области исполнительного производства, представляет судебному приставу-исполнителю большой спектр полномочий по осуществлению исполнительных действий с целью принудительного исполнения судебного решения.

Вместе с тем, выбор необходимых исполнительных действий осуществляется исходя из конкретных обстоятельств дела, наличия должника, ведения им хозяйственной деятельности или уклонения от исполнения судебного акта и сокрытия имущества.

Положения ФЗ «Об исполнительном производстве» не определяют последовательность конкретных действий, которые судебный пристав-исполнитель обязан совершить после возбуждения исполнительного производства.

Закон устанавливает, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, с учетом обстоятельств конкретного исполнительного производства, какие действия будут наиболее эффективны.

Закон не содержит требований на предмет периодичности совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем в пределах установленного двухмесячного срока, так как исполнительные действия должны осуществляться до окончания исполнительного производства.

Незаконное бездействие имеет место, когда лицо не предпринимает действия, обязанность совершения которых возложена на него законом.

Между тем материалами дела установлено, что судебным приставом-исполнителем принимались надлежащие меры по исполнению судебного приказа.

Доводы о нарушении судебным приставом-исполнителем сроков проведения исполнительных действий, не свидетельствуют о бездействии судебного                            пристава-исполнителя.

Несоблюдение семидневного срока для предоставления ответов организацией на запросы судебного пристава-исполнителя и не привлечение по этому основанию организации к административной ответственности, на которые ссылается административный истец в иске, не является основанием для отмены постановления об окончании исполнительного производства.

Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата в кратчайший срок не свидетельствует о его бездействии.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действия (бездействия) нормативно правовыми актами и нарушение прав, свобод и законных интересов сторон.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий, постановления должностных лиц службы судебных приставов их действия не могут быть признаны незаконными.

Суд полагает, что судебным приставом-исполнителем приняты все необходимые меры в рамках исполнительного производства, при этом, права и законные интересы взыскателя и должника нарушены не были, в связи с чем, оснований для отмены постановления об окончании исполнительного производства не имеется.

Более того, возвращение исполнительного документа не препятствует взыскателю повторно предъявить исполнительный лист для принудительного взыскания, одновременно заявив ходатайство о направлении запросов в военкомат, страховые компании, лицензионно-разрешительную систему на предмет зарегистрированного охотничьего ружья, министерство юстиции о наличии судимости, куда, по мнению административного истца, необходимо направить запросы.

        Вопрос о привлечении судебного пристава-исполнителя к административной ответственности в рамках рассмотрения данного дела обсуждаться не может.

        Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что судебным приставом-исполнителем неоднократно были истребованы сведения о наличии у должника счетов в банка и кредитных учреждениях, а также истребованы сведения о движении денежных средств по счетам, направлены запросы в Пенсионный фонд РФ, Федеральную налоговую службу и регистрирующие органы, выносилось постановление об обращении взыскания на денежные суммы должника, а также окончено исполнительное производство в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества и получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях, суд в пределах избранного заявителем способа защиты нарушенного права, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного иска ООО «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Башевой Н.И., старшему судебному приставу Нижнеудинского РОСП УФССП России по Иркутской области Тренькину В.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд Иркутской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.

Председательствующий                                       А.М. Мархеев

Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2021 года.

2а-783/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Специализированное Агенство Аналитики и Безопасности"
Ответчики
УФССП России по Иркутской области
Судебный пристав-исполнитель Башева Н.И.
Старший судебный Нижнеудинского РОСП УФССП Тренькин В.Н.
Другие
Мурашова Мария Игоревна
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Мархеев Александр Михайлович
Дело на странице суда
nizhneudinsky.irk.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация административного искового заявления
14.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее