Решение по делу № 2-492/2015 от 05.06.2015

дело № 2-492/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Карымское

Карымского р-на

Забайкальского края 29 июня 2015 года

Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Дугаржаповым Б.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края (далее – администрация городского поселения «Карымское») к Карымскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю (далее – Карымский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю), прокурору Карымского района Забайкальского края об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № ,

установил:

администрация городского поселения «Карымское» обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. В производстве судебного пристава-исполнителя Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Ф. Ю.Б. находится исполнительное производство № , возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Карымским районным судом Забайкальского края по гражданскому делу № , оконченному производством решением от 28.11.2013, которым исковые требования прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворены, на администрацию городского поселения «Карымское» возложена обязанность принять меры по техническому обслуживанию жилых домов №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, № по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края и надлежащему содержанию жилых помещений, находящихся в реестре муниципального имущества городского поселения «Карымское». Судебным приставом-исполнителем Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Ф. Ю.Б. 28.05.2015 в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации городского поселения «Карымское» исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Ссылаясь на отсутствие у администрации городского поселения «Карымское» денежных средств просила освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного в рамках исполнительного производства № .

В судебном заседании представитель истца: администрации городского поселения «Карымское», - Захаркин В.В. заявленные исковые требования поддержал и пояснил о том, что вина администрации городского поселения «Карымское» в неисполнении решения суда в установленный срок отсутствует, ею предпринимаются все зависящие от неё меры к исполнению решения суда, однако на сегодняшний день решение суда не исполнено по объективным причинам.

Представитель ответчика: Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю, - Балданов Ж.Г. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на неисполнение должником требований исполнительного документа.

Ответчик – прокурор Карымского района Забайкальского края в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания или о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие не просил, в связи с чем гражданское дело на основании части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие указанного ответчика.

Заслушав объяснения представителей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

Как следует из статьи 2 Закона об исполнительном производстве, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Одними из принципов исполнительного производства, в силу статьи 4 Закона об исполнительном производстве, являются принципы законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно части 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Как следует из части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами гражданского дела и не оспаривается представителями, что на основании исполнительного листа, выданного Карымским районным судом Забайкальского края по гражданскому делу № , оконченному производством решением от 28.11.2013, которым исковые требования прокурора Карымского района Забайкальского края удовлетворены, на администрацию городского поселения «Карымское» возложена обязанность принять меры по техническому обслуживанию жилых домов №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, № по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края и надлежащему содержанию жилых помещений, находящихся в реестре муниципального имущества городского поселения «Карымское», судебным приставом-исполнителем Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Т. А.А. 17.07.2014 возбуждено исполнительное производство № . Копия постановления получена исполняющим обязанности руководителя администрации городского поселения «Карымское» П. А.А. 15.08.2014.

При этом указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, исчисляемый с момента получения должником копии настоящего постановления. Кроме того, должнику разъяснена возможность взыскания с него исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения.

28.05.2015 судебный пристав-исполнитель Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Т. Ю.Б., признав причину неисполнения должником исполнительного документа неуважительной, вынесла в рамках исполнительного производства № постановление о взыскании с администрации городского поселения «Карымское» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Частью 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник наделён правом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу части 4 статьи 112 Закона об исполнительном производстве при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьёй 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Из системного толкования приведённых норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора возможно при отсутствии его вины, должник признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, при этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Одновременно, на администрацию городского поселения «Карымское» не может быть возложена обязанность по доказыванию того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, поскольку имеющееся у администрации городского поселения «Карымское» обязательство не связано с осуществлением ею предпринимательской деятельности.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела то, что постановлением от 17.07.2014 судебным приставом-исполнителем Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Толстовой А.А. должнику – администрации городского поселения «Карымское» предоставлен 5-дневный срок с момента получения копии настоящего постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе: принятия мер по техническому обслуживанию жилых домов №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты>, № по улице <данные изъяты>, №№ по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края и надлежащему содержанию жилых помещений, находящихся в реестре муниципального имущества городского поселения «Карымское». При этом само по себе выполнение указанного объёма работ в установленный срок, по мнению суда, объективно не представляется возможным.

Администрация городского поселения «Карымское» является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом прядке. При этом процедура увеличения суммы расходов возможна только путём внесения соответствующих изменений в расходную часть бюджета путём принятия соответствующих решений представительным органом местного самоуправления.

Как следует из сообщения исполняющего обязанности руководителя администрации городского поселения «Карымское» П. А.А. от 07.08.2014 № , жилой дом № по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края снесён с переселением граждан. Жилые дома №№ расселены и находятся под разборкой. Жилые дома №№ по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края являются домами блокированной застройки. Общее имущество указанных домов – теплотрасса, капитальный ремонт которой проводился четыре года назад. В настоящее время текущим обслуживанием теплотрассы занимается ООО «Т.». Жилой дом № по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края находится на аварийном обслуживании у ИП К. Ю.М., договоры на обслуживание заключены между индивидуальным предпринимателем и собственниками. В отношении оставшихся жилых домов 18.07.2014 объявлен открытый конкурс на управление многоквартирными домами. Итоги конкурса будут подведены 20.08.2014. Вместе с тем, впоследствии конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие.

В начале 2015 года администрацией городского поселения «Карымское» повторно объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, однако и этот конкурс был признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие. На 26.06.2015 вновь назначено проведение открытого конкурса. При этом дополнительно в список включены дома №№ по улице <данные изъяты>, № по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края, дома №№ по улице <данные изъяты>, № по улице <данные изъяты> в пгт. Карымское Карымского р-на Забайкальского края исключены из списка в связи с их сносом.

В судебном заседании представитель истца: администрации городского поселения «Карымское», - Захаркин В.В. суду подтвердил факт периодического объявления конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и пояснил о том, что тот факт, что каждый вновь объявленный конкурс признаётся несостоявшимся, не зависит от администрации городского поселения «Карымское», поскольку на территории городского поселения «Карымское» управляющие организации практически отсутствуют, что вызвано жёсткими требованиями, предъявляемыми к деятельности данных организаций, а также необходимостью лицензирования соответствующей деятельности. Вместе с тем, администрация городского поселения «Карымское» осуществляет и впредь до выбора управляющей организации намерена осуществлять текущее обслуживание многоквартирных жилых домов, на что Решением Совета городского поселения «Карымское» от 22.12.2014 № в бюджет городского поселения «Карымское» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годы заложен резервный фонд на 2015 год в сумме 1400000 рублей, на 2016 год в сумме 1300000 рублей, на 2017 год – в сумме 1300000 рублей, который, денежные средства из которого, в случае необходимости, могут быть затрачены на данные цели.

При этом в соответствии с частями 1, 4, 5, 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Таким образом, средства резервного фонда могут быть использованы администрацией городского поселения «Карымское», в случае необходимости, и на обслуживание многоквартирных жилых домов без внесения соответствующих изменений в расходную часть бюджета.

Каких-либо доказательств в подтверждение умышленного неисполнения администрацией городского поселения «Карымское» требований исполнительного документа, наличия у неё возможности обеспечить исполнение требований исполнительного документа в более короткий срок суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вины администрации городского поселения «Карымское» в неисполнении требований исполнительного документа не имеется, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства, что даёт суду основание для удовлетворения заявленных исковых требований.

Наряду с изложенным, судом отмечается, что прокурор Карымского района Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому иску, поскольку взыскание исполнительского сбора не освобождает должника от исполнения требований исполнительного документа и, как следствие, не затрагивает прав взыскателя или иных лиц.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации городского поселения «Карымское» удовлетворить.

Освободить администрацию городского поселения «Карымское» от взыскания исполнительного сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Фатыховой Ю.Б. от 28.05.2015 в рамках исполнительного производства № .

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Карымский районный суд Забайкальского края.

Судья О.В. Кузнецова

Решение суда в окончательной форме принято 03.07.2015.

2-492/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация г/п Карымское
Ответчики
Карымский РОСП УФССП
Суд
Карымский районный суд Забайкальский края
Дело на странице суда
karymsk.cht.sudrf.ru
05.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2015Передача материалов судье
10.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2015Судебное заседание
03.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее