Судья Беспалов О.В. Дело № 12-17/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 17 мая 2017 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Беспалова О.В.,
при секретаре Мунчинове Б.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по жалобе начальника Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приютненского судебного района Республики Калмыкия, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Целинного судебного района от 10 апреля 2017 года в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, работающей заведующей медицинской частью изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 10 апреля 2017 года мирового судьи судебного участка № 2 Приютненского судебного района Республики Калмыкия, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Целинного судебного района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
ФИО1, будучи заведующей медицинской частью Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Целинному району, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляла деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с нарушением требований специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Данным постановлением ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
На указанное постановление начальником Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия принесена жалоба, в которой он просит постановление отменить, принять по делу новое решение, поскольку наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, назначено мировым судьёй с нарушением положений ч.2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого ФИО1 административного правонарушения и его последствиями, а также с его общественной опасностью совершённого ею деяния.
В судебное заседание представитель ТО Росздравнадзора не явился, в телефонограмме просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, оставила вопрос по жалобе на усмотрение суда.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд считает, что постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приютненского судебного района Республики Калмыкия, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Целинного судебного района Республики Калмыкия от 10 апреля 2017 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению, по следующим основаниям.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность является лицензируемой. Положение о лицензировании такойдеятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.
Согласно приложению к данному Постановлению Правительства РФ в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); медицинским осмотрам профилактическим; неотложной медицинской помощи; скорой медицинской помощи.
Таким образом, осуществляемая медицинской частью ИВС Отдела МВД России по Целинному району деятельность, связанная с оказанием доврачебной медицинской помощи содержащимся в ИВС лицам, их медицинскимиосмотрами, является медицинской и подлежит лицензированию в силу прямогоуказания закона. Осуществление такой деятельности в нарушение лицензионных условий влечет негативные последствия.
Как установлено судом медицинская деятельность в ИВС осуществляется на основании лицензии №ФС-08-01-000350 от 17 декабря 2012 года на осуществление доврачебной медицинской помощи по лечебному делу, выданной Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия, но в нарушение требований статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия не переоформлена в связи реорганизацией и изменением наименования изолятора.
В силу положений пунктов 5 и 6 части 1 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
Таким образом, поскольку лицензия выдавалась на Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия, то, следовательно, указанное Министерство, являясь лицензиатом, и должно было принять меры к переоформлению лицензии в связи реорганизацией и изменением наименования изолятора.
Из представленных суду трудового договора и должностных обязанностей ФИО1 следует, что в её обязанности не входит получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем её вины в этом нарушении нет.
Согласно протоколу об административном правонарушении в нарушение подпунктов "г", "д" пункта 4 и подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291, у единственного медицинского работника ИВС ФИО1 отсутствует сертификат специалиста с соответствующей подготовкой, не соблюдаются сроки повышения квалификации.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, трудовой договор заключён с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Отделом МВД РФ по Целинному району, который, являясь по отношению к ФИО1 работодателем, при приёме её на работу должен был проверить наличие у неё соответствующего сертификата. Допустив её к работе, ОМВД России по Целинному району, тем самым взял на себя ответственность за отсутствие у ФИО1 сертификата специалиста. Вины ФИО1 в этом нет.
Кроме того, направление на курсы повышения квалификации входит в полномочия работодателя в силу положений статей 22 и 187 Трудового кодекса РФ, в связи с чем ФИО1 не может нести ответственность за то, что её руководство не направляло её на курсы повышения квалификации.
Данный вывод суда подтверждается пунктами 4 и 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, которыми соблюдение указанных в них требований возлагается на соискателя лицензии, которым является МВД по РК, а не ФИО1
В протоколе об административном правонарушении указано, что в нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в медпункте ИВСПО ОМВД России по Целинному району отсутствуют изделия медицинского назначения и лекарственные препараты для выполнения медицинских услуг и оказания экстренной неотложной помощи, а именно: роторасширитель; языкодержатель; зонд с воронкой для промывания желудка; S-образная трубка для искусственного дыхания рот в рот; набор транспортных шин; устройство для проведения искусственного дыхания; рот-устройство-рот; аппарат дыхательный ручной; кислородная подушка; медицинская укладка противошоковая не дооснащена адреналином; аптечка "Анти Спид" не дооснащена этиловым спиртом; аптечка для оказания первой помощи не дооснащена устройством для проведения искусственного дыхания "Рот- устройство-рот", аппаратом дыхательным ручным, кислородной подушкой.
Согласно п.8.7 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утверждённой совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1115/475 от 31 декабря 1999 года при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: расчёт потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах и медицинском оборудовании, своевременное представление в установленном порядке руководству ИВС соответствующих заявок об их пополнении (приобретении. Данные требования отражены и в трудовом договоре с ФИО1.
Как усматривается из представленных суду ФИО1 рапортов за период с 2015 по 2016 год начальником ОМВД России по Целинному району в адрес МВД по РК неоднократно направлялись рапорта об обеспечении медчасти ИВС необходимыми лекарственными препаратами. Данный факт отражён и в самом протоколе об административном правонарушении в отношении ФИО1.
Таким образом, ФИО1 выполнила свои обязанности, предусмотренные трудовым договором и вышеуказанной Инструкцией, в связи с чем в её действиях отсутствуют признаки вменяемого ей правонарушения.
Протоколом об административном правонарушении ФИО1 вменяется нарушение подпункта "и" пункта 4, подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, что выразилось в том, что ИВСПО ОМВД России по Целинному району РК с 2012 года не проводится внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 87 Федерального закона "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации" контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: 1) государственный контроль; 2) ведомственный контроль; 3) внутренний контроль. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; определения показателей качества деятельности медицинских организаций; соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг; создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
Согласно статье 90 того же Закона органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм, организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности возлагаются на руководство МВД по РК, как на соискателя лицензии, а не на ФИО1
Протоколом об административном правонарушении ФИО1 также вменяется нарушение подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, что выразилось в том, что ИВСПО ОМВД России по Целинному району РК с 2012 года не проводится техническое обслуживание имеющегося медицинского оборудования и поверка средств измерений. При проверке установлено использование 6 единиц медицинского оборудования и средств измерений, техническое обслуживание которых не проводилось с 2012 года и договора на такое обслуживание с соответствующими организациями не заключались.
Вместе с тем, в должностные обязанности ФИО1 не входит проведение технического обслуживания медицинского оборудования и средств измерений, а также заключение соответствующих договоров.
В судебном заседании ФИО1 представлены рапорта начальника ОМВД России по Целинному району в адрес Министра внутренних дел РК о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание медицинского оборудования, в связи с чем, суд приходит к выводу об исполнении ФИО1 и ОМВД России по Целинному району своих обязанностей.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не допущено нарушений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании медицинской деятельности, в связи с чем в её действиях отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, и подлежат отмене, а дело об административном правонарушении – прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9, 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы начальника Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия отказать.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Приютненского судебного района Республики Калмыкия, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Целинного судебного района от 10 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Председательствующий судья О.В. Беспалов