Решение по делу № 2-3304/2017 от 04.09.2017

Дело № 2-3304/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Фишер Л.А.,

с участием истца Кисунькина В.А.,

представителя ответчика Сизовой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми

30 октября 2017 года гражданское дело по иску Кисунькина В.А. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании компенсации стоимости проезда к месту получения государственной услуги, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Кисунькин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее по тексту ГУ - РО ФСС РФ по РК) и с учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика компенсацию стоимости проезда к месту получения государственной услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей в размере 6953,10 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. В обоснование требований указав, что является инвалидом .... группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в мае 2017 года у Кисунькина В.А. возникло право на получение государственной услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей. Данное техническое средство реабилитации истец приобрел в ООО «....» в г. Н. за 2240 руб. 28 апреля 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о компенсации расходов по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей и проезда к месту получения услуг по изготовлению ушных вкладышей (г. Н.) в размере 7293,90 руб. Ответчик частично возместил расходы за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в размере 2240 руб. В возмещении компенсации понесенных расходов по проезду к месту изготовления и получения ушных вкладышей в размере 7293,90 руб. ответчиком было отказано на том основании, что направление для изготовления ушных вкладышей истцу не выдавалось. Истец считает данный отказ незаконным. В связи с бездействием ответчика ему причинен моральный вред.

Истец Кисунькин В.А. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Сизова Д.Д., выступая в суде, исковые требования не признала, полагала, что у ГУ - РО ФСС РФ по РК отсутствуют правовые основания для выплаты компенсации расходов на проезд, поскольку Кисунькину В.А. направление на получение технического средства реабилитации в виде ушных вкладышей учреждением не выдавалось.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Кисунькин В.А. признан инвалидом .... группы с <...> г., инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от <...> г., Кисунькин В.А. нуждается в изготовлении индивидуальных ушных вкладышей с <...> г. бессрочно.

В мае 2017 года Кисунькин В.А. самостоятельно приобрел ушные вкладыши в ООО «....» г. Н., для чего совершил поездку к месту их приобретения, поскольку при оказании услуги изготовления индивидуальных ушных вкладышей необходимо личное присутствие лица.

Стоимость технического средства реабилитации (ушных вкладышей) составила 2 240 руб., которая была возмещена ответчиком в полном объеме.

Расходы истца, связанные с проездом к месту приобретения средств реабилитации и обратно составили 6953,10 руб., что подтверждается представленными в материалы дела проездными билетами и справками о стоимости проезда по маршруту «г. Ухта – г. Н. – г. Киров – г. Ухта».

Письмом от <...> г..... ГУ-РО ФСС РФ по РК филиал № 5 сообщило Кисунькину В.А. об отказе произвести оплату проезда к месту приобретения технических средств реабилитации, в связи с отсутствием направления для изготовления индивидуальных ушных вкладышей.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Суд считает отказ ГУ - РО ФСС РФ по РК в возмещении истцу расходов по оплате стоимости проезда незаконным на основании следующего.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации являются, в том числе, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее по тексту - Правила) установлен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория «ребенок- инвалид» (далее - инвалиды), - техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р (далее по тексту - технические средства).

Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б) оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в) предоставления проезда инвалиду (ветерану, при необходимости - сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце втором пункта 5 настоящих Правил;

г) оплаты проживания инвалида (ветерана, при необходимости сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д) выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

На основании п.п. 4, 5 Правил заявление о предоставлении технического средства подается инвалидом в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида, который рассматривает данное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями); в случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов.

Из п. 12 Правил следует, что при проезде инвалида за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами, при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки в случае, если использовались виды транспорта, указанные в п. 13 настоящих Правил, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении.

Для проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, инвалид (ветеран, сопровождающее лицо) вправе воспользоваться железнодорожным транспортом – на расстояние до 200 км – в жестком вагоне (без плацкарты), свыше 200 км – с плацкартой в купейном вагоне.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность проезда инвалида за счет собственных средств к месту нахождения организации, изготавливающей техническое средство реабилитации, а так же обязанность территориального органа Фонда социального страхования выплачивать инвалиду компенсацию произведенных расходов по оплате проезда.

То обстоятельство, что Кисунькину В.А. не было выдано направление для изготовления индивидуальных ушных вкладышей в г. Н., не может лишать истца права, предоставленного законом инвалидам на проведение реабилитационных мероприятий, включающих в себя получение технических средств реабилитации. Кроме того, ответчиком не оспаривается, что в 2017 году государственные контракты на изготовление индивидуальных ушных вкладышей ГУ - РО ФСС РФ по РК не заключались и соответствующие направления инвалидам (ветеранам) не выдавались. Следовательно, обращение истца к ответчику с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации не гарантировало выдачу ему в 2017 году направления на получение ТСР. При этом отсутствие направления не препятствовало ответчику выплатить истцу стоимость самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации.

Таким образом, требование о взыскании компенсации стоимости проезда является законным и подлежит удовлетворению. Стоимость проезда в размере 6953,10 руб. подтверждена проездными документами, копии которых предоставлены в материалы дела, и не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах с ГУ - РО ФСС РФ по РК в пользу истца подлежит взысканию компенсация стоимости проезда к месту получения услуг по изготовлению ушных вкладышей и обратно в размере 6953,10 руб.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Федеральным законом «О защите прав инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, какими-либо иными законами не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида.

Перечисленные истцом в обоснование компенсации морального вреда обстоятельства указывают на нарушение его имущественных прав, в связи с чем положения ст. 151 ГК РФ в настоящем случае не могут быть применены.

Доказательств того, что по вине ответчика были нарушены личные неимущественные права Кисунькина В.А., в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах и требованиях закона в удовлетворении требования Кисунькина В.А. к ГУ - РО ФСС РФ по РК о взыскании компенсации морального вреда следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кисунькина В.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Кисунькина В.А. компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту получения услуг по изготовлению ушных вкладышей и обратно в размере 6 953 рубля 10 копеек.

В удовлетворении искового требования Кисунькина В.А. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 03.11.2017.

Судья С. С. Логинов

2-3304/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кисунькин В.А.
Ответчики
Фонд социального страхования
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
04.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2017Передача материалов судье
08.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
30.10.2017Судебное заседание
03.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее