УИД: №
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием истца Мехоношина В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Мехоношина В.Г. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми,
установил:
Мехоношин В.Г. обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании незаконным уведомления об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района», о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №-од Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Механошину В. Г., в части не включения в стаж для присвоения звания «Ветеран труда» следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды учебы в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды получения пособия по безработице; признании незаконным отказа включения награждения ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе), дающее право на присвоение звания «Ветеран труда», награждение в период срочной службы нагрудным знаком «Отличник Советской Армии». Истец заявил об обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерство занятости и социальной защиты Республики Коми включить в стаж для присвоения звания «Ветеран труда» в календарном исчислении следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период учебы в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба на курсах повышения квалификации; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды получения пособия по безработице. Так же Мехоношин В.Г. просил суд обязать ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерство занятости и социальной защиты Республики Комивключить награждение ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) награждение в период службы в Вооруженных силах нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» для присвоения звания «Ветеран труда»; об обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерство занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить звание «Ветеран труда» Мехоношину В.Г., с ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда», ответчики не учли спорные периоды времени. Считает, что ответчики не учли нагрудный знак «Отличник Советской Армии», дающий право на получение звания «Ветеран труда». Учеба и повышение квалификации подлежат включению в стаж с учетом требований Постановления Правительства РК от 31.12.2004 № 280 (Приложение № 3), пункты «з» и «и» пункта 109 Постановления совета Министров от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», статьи 91 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской федерации», части 8 ст. 13 ФЗ «О страховых пенсиях». Факты учебы подтверждаются дипломами.
Истец в судебном заседании требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске. В суде рассказал, что цель подачи иска получение звания «Ветеран труда», поэтому он просит пересчитать трудовой стаж, зачесть периоды времени, поскольку ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в том числе потому, что у него не хватает трудового стажа.
Представитель ответчика ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве указал, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Истец имеет стаж работы 37 лет 11 месяцев и 2 дня, чего недостаточно для определения льготного периода. Спорные периоды времени, указанные в иске, не учитываются при исчислении стажа трудовой деятельности, поскольку не дают право на меры социальной поддержки лицам, указанным в статье 12 Закона 55-РЗ. Кроме того, указали, что истец ранее обращался в суд с требованием о признании незаконным уведомления, в удовлетворении которого ему отказано, а именно решением суда отказано в удовлетворении исковых требования в присвоении звания «Ветеран труда».
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили.
Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Отделение СФР) о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, представили письменные возражения, в которых указали, что в силу положений ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон № 400-ФЗ), в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 указанного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015). Пунктом 43 Правил № 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 №258н (далее - Порядок № 258н). В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Социального фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ. Социальный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ). В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Сведений о работе истца в ООО «Усть-Куломская ПМК» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Отделении не имеется. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Мехоношина В.Г. ООО «Усть- Куломская ПМК» сведений о работе, стаже, уплаченных страховых в отношении истца не представляла. Таким образом, не имеется оснований для включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж истца. В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 27-ФЗ споры между органами Фонда, страхователями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом. При отсутствии документального подтверждения недостоверности представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета они признаются достоверными, в связи с чем, страховой стаж должен быть исчислен в соответствии с представленными страхователями индивидуальными сведениями.
Суд, с учетом мнения истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке лиц.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного следствия по делу установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6. ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № истцу отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», дающего право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми» по причине отсутствия необходимого стажа, поскольку стаж работы истца составляет 37 лет 11 месяцев и 2 дня (то есть менее 40 лет).
Истец, не согласившись с таким решением, обратился в суд, полагая, что периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учеба в <адрес>); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учеба на курсах повышения квалификации); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учеба в <адрес>); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (периоды получения пособия по безработице) подлежат включению в стаж работы для присвоения звания «Ветеран труда», кроме того, следует учесть награждение ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) «Отличник Советской Армии», дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», и присвоит истцу звание «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ, признав решения незаконными.
Исследуя протокол о подсчете трудового стажа № (л.д. 12) установлено, что общий трудовой стаж истца составляет 37 лет 11 месяцев и 2 дня, стаж работы в Республике Коми – 25 лет 7 месяцев 4 дня. В ходе судебного следствия иного не добыто, стороной истца обратного не представлено.
Доводы стороны истца о том, что периоды учебы подлежат зачету, а так же период времени получения пособия по безработице, суд принимает во внимание, но не разделяет их.
Решая вопрос о том имеет ли истец право на получение звания «Ветеран труда» одним из основных условий получения которого является наличие награждения ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - ФЗ "О ветеранах") ветеранами труда являются, лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (действовавшего на момент обращения истца) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по осуществлению собственного правового регулирования в области нормативного определения порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда».
Статьей 12 Закона Республики Коми от 12.11.2004 г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с целью признания особых трудовых заслуг в Республикой Коми определена категория получателей мер социальной поддержки: ветераны труда Республики Коми, к числу которых относятся в том числе мужчины, достигшие возраста 60 лет, получающие страховую пенсию по старости, имеющие стаж трудовой деятельности не менее 40 лет, 25 из которых отработано на территории Республики Коми, или имеющие государственную награду Республики Коми (Почетная грамота Республики Коми, Почетное звание Республики Коми).
Периоды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в стаж трудовой деятельности, дающий право на меры социальной поддержки для ветеранов труда Республики Коми, порядок подсчета и подтверждения указанного стажа трудовой деятельности (далее - Перечень периодов), утверждены Приложением № 3 к Постановлению Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 280 «О мерах реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в ролике Коми» (далее - Постановление № 280).
Перечень периодов является исчерпывающим и включает следующие периоды: период работы в качестве рабочего, служащего (в том числе по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, па которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; период работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи I горноспасательной части независимо от се характера;
период индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; период творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной и противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, мод отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом (мужчины в возрасте до г, женщины в возрасте до 55 лет) за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
период пребывания в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; период пребывания на инвалидности I или II группы, полученной вследствие связанного с производством, или профессионального заболевание.
В данных перечень не включены периоды обучения в высших или средне - специальных учебных заведениях, о которых заявлено истцом.
Исчисление периодов работы производится в календарном порядке от отработанных полных календарных лет, при этом каждые 30 дней указанных периодов считаются отработанными месяцами, а каждые 12 месяцев этих периодов календарными годами.
Также пунктом 10 Постановления № 280 предусмотрено, что по трудовой деятельности производится государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной населения (комплексным центром социальной защиты населения) но месту или месту пребывания гражданина.
Согласно пункту 2 Перечня, справки, выданные в установленной порядке территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации об обязательных платежей, как документы подтверждающие стаж трудовой деятельности принимаются к учету.
В связи с тем, что перечень периодов трудовой деятельности, учитываемый для различных целей пенсионного обеспечения и предоставления мер социальной поддержки различен, к учету принимаются справки территориальных органов Пенсионного фонда РФ, подтверждающие стаж работы гражданина, которые соответствуют Перечню периодов, утвержденному Постановлением № 280.
Вместе с тем, следует отметить, что при подсчете стажа для установления статуса «Ветеран труда Республики Коми» не учитывается период получения пособия по безработице.
Ранее, в ДД.ММ.ГГГГ Мехоношин В.Г. обращался в ГБУ РК «ЦСЗН Усть- Куломского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдаче ему удостоверения «Ветеран труда», на что получил отказ.
Согласно статье 22.1 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения трудовой деятельности: лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1); присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется на основании письменных заявлений граждан, претендующих на присвоение указанного звания, и документов, подтверждающих основания для его присвоения; порядок рассмотрения письменных заявлений и документов, а также перечень документов, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда", и порядок выдачи удостоверений "Ветеран труда" определяются Правительством Республики Коми (пункт 2).
Принятым в целях реализации указанного Закона Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года N 302 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности: награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 1 пункта 3); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подпункт 2 пункта 3); гражданам, которым установлена (назначена) пенсия по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 3 данного Положения, либо установлено (назначено) пожизненное содержание за работу (службу), звание "Ветеран труда" присваивается при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При разрешении спора суду необходимо руководствоваться положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит как лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", так и лиц, награжденных орденами и медалями, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В спорных отношениях, суд не усматривает наличие у истца такого обязательного условия как награждение ведомственным знаком отличия в труде.
Не смотря на решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, о котором указала сторона ответчика, принимая во внимание иные обстоятельства (период времени, заявленный истцом, о котором в предыдущем деле спор не рассматривался), суд полагает необходимым и возможным дать юридическую оценку и этому обстоятельству, поскольку спор заявлен и состоит из нескольких условий, о которых заявлено истцом, полагая, что он имеет право на получение звания «Ветеран труда» ( в чем ему отказано из-за отсутствия необходимого трудового стажа и отсутствия награждения ведомственным знаком отличия в труде).
Постановление Правительства РК от 19.12.2007 N 302 (ред. от 14.03.2018) "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" утвержден перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Таким образом, по смыслу указанных норм законодательства, для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо выполнение двух условий: наличие ведомственных знаков отличия в труде и трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости и за выслугу лет.
В силу п. 3 Положения при звании «Ветеран труда» присваивается гражданам, награжденным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Решая вопрос о том имеет ли истец ведомственный знак отличия в труде суд руководствуется следующим.
Согласно Приказу Министра обороны СССР от 17.04.1957 № 67"Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота" и "Отличник Военно-Воздушных Сил" для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину.
В соответствии с п. 2 Положения о нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского Флота», и «Отличник Военно-Воздушных Сил», утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года №67, нагрудными знаками награждаются:
- солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества;
- сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
Награждение солдат, матросов, сержантов и старшин соответствующим нагрудным знаком производится только один раз в течение всего срока службы в Вооруженных Силах (п. 4 Положения от 17 апреля 1957 года №67).
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (п. 4 Положения от 17 апреля 1957 года №67).
Срочная воинская служба осуществляется в силу призыва в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина Российской Федерации (статья 59 Конституции Российской Федерации) и не отнесена законодателем к трудовой деятельности, под которой понимается выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж, однако это не означает, что военная служба по призыву является трудовой деятельностью, соответственно нагрудный знак, полученный в период службы по призыву, не является ведомственным знаком отличия в труде.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 14.12.2017 N 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" ведомственные знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации являются формой признания особых личных заслуг, отличий по службе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, безупречной и эффективной государственной гражданской службы, добросовестного исполнения трудовых обязанностей лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а также оказания содействия в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, другими гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами.
Пунктом 1 Приказа Министра обороны РФ от 14.12.2017 № 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" предусмотрены виды ведомственных наград, нагрудный знак "Отличник Советской Армии" к таковым не относится.
Награждение ведомственными знаками отличия производится приказами Министра обороны Российской Федерации (п. 2 Приказа Министра обороны РФ от 14.12.2017 № 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации").
Также п. 3 Приказа предусмотрено отнесение к ведомственным знакам отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" медалей, к категории которых нагрудный знак "Отличник Советской Армии" не относится.
Как следует из материалов дела, истец, в период прохождения срочной службы по призыву в период ДД.ММ.ГГГГ, приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ награжден нагрудным знаком "Отличник Советской Армии".
Поскольку Мехоношин В.Г. на момент награждения знаком «Отличник Советской Армии» являлся военнослужащим (проходил срочную службу по призыву в рядах Советской Армии), то данная награда не может быть отнесена к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» на основании ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 №5-ФЗ «О ветеранах», она лишь является одной из форм поощрения граждан за отличие в службе.
Для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо, чтобы награждение ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) было обусловлено продолжительной работой (службой) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
В данном случае награждение нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» не было обусловлено наличием особых заслуг в труде (службе) и продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Нагрудный знак «Отличник Советской Армии» как на момент награждения истца, так и на момент его обращения с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», не являлся ведомственной наградой за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу, то есть не был ведомственным знаком отличия в труде.
В судебном заседании истец указал, что возможно было зачесть период его работы в ДД.ММ.ГГГГ, однако, такое требование истцом не заявлено, в судебном заседании на вопрос суда, истец ответил, что такое требование не заявляет; самостоятельно выйти за пределы заявленных требований суд не вправе.
Принимая во внимание изложенное, с учетом установленных обстоятельств (отсутствия у истца факта награждения ведомственным знаком отличия в труде), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Механошина В.Г.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Мехоношина В.Г. (паспорт №) к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (ИНН №), Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (ИНН №), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми (ОГРН №)
о признании незаконными уведомления об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района», решения от ДД.ММ.ГГГГ №-од Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми Механошину В. Г., в части не включения в стаж для присвоения звания «Ветеран труда» периодов времени;
об обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерства занятости и социальной защиты Республики Коми включить в стаж для присвоения звания «Ветеран труда» в календарном исчислении периодов времени;
об обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерства занятости и социальной защиты Республики Коми включить награждение ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) награждение в период службы в Вооруженных силах нагрудным знаком «Отличник Советской Армии» для присвоения звания «Ветеран труда».
об обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерства занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить звание «Ветеран труда» Мехоношину В.Г., с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.