Решение по делу № 2-751/2019 от 11.06.2019

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июля 2019 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,

с участием помощника прокурора Баргузинскго района РБ Савельевой Т.А.,

при секретаре Краснослабодцеве О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к АМО СП «Читканское» об обязани передачи скотомогильника в собственность Республики Бурятия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику МО СП «Читканское».

Иск мотивирован тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено непринятие мер органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение «Читканское» по исключению использования земель сельскохозяйственного назначения для размещения скотомогильников.

Установлено, что в собственности муниципального образования сельское поселение «Читканское» находится два скотомогильника: на земельном участке с кадастровым номером (общей площадью 744 кв.м.), а также на земельном участке с кадастровым номером (общей площадью 700 кв.м.).

Право муниципальной собственности на указанные скотомогильники зарегистрировано в установленном законом порядке 02.02.2016.

Законодательством не предусмотрена возможность нахождения скотомогильников в собственности муниципальных образований.

В соответствии с п.п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопроса по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В силу ст. 26.11 указанного закона в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона РФ «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:

-организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

-защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхозпрода России 04.12.1995 № 13-7-2/469 к полномочиям органовместной администрации отнесены выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Данная правовая позиция подтверждена судебной практикой.

Верховным судом Российской Федерации в определении от 14 апреля 2010 г. № 32-В10-5 сделан вывод о том, что возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Таким образом, признано незаконным возложение на органы местного самоуправления обязанностей по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйных скотомогильников, а также по надлежащему их содержанию.

Ссылаются на нормы ч. 1 и 5 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Поскольку скотомогильники как биологически опасные объекты не могут находиться в собственности сельского поселения, ввиду того, что их содержание и поддержание в надлежащем ветеринарно-санитарном состоянии является одной из мер по предупреждению эпидемий, а данные полномочия принадлежат субъекту и являются его расходными обязательствами, их необходимо передать в собственность Республики Бурятия.

Следовательно, на Администрацию муниципального образования сельское поселение «Читканское» возложены обязанности принять меры по передаче на безвозмездной основе скотомогильников в собственность Республики Бурятия посредством направления в Министерствоимущественных и земельных отношений Республики Бурятия соответствующего предложения, а также выписки из реестра муниципального имущества, содержащей сведения о предлагаемом к передаче имуществе, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество.

При этом Администрацией муниципального образования сельское поселение «Читканское» меры по передаче скотомогильников в государственную собственность Республики Бурятия не приняты.

Земельные участки с кадастровыми номерами , отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Ссылаются на нормы ч.2 ст.13, ч. 1, 4 ст. 78 Земельного кодекса РФ, ст.209 ГК РФ.

В нарушение указанных требований законодательства Администрацией муниципального образования сельское поселение «Читканское» меры по передаче скотомогильников в государственную собственность Республики Бурятия не приняты.

Просят суд обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «поселок «Читканское» в срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на безвозмездной основе передать два скотомогильника, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами и , в государственную собственность Республики Бурятия в порядке, предусмотренном ч.11 ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Савельева Т.А. по доверенности иск поддержала по указанным в иске обстоятельствам. Просит иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Глава МО СП «Читканское» Телятников В.П. исковые требования признал, последствия признания иска разъяснены и понятны.

На судебное заседание представители 3 лиц АМО «Баргузинский район», Управление ветеринарии по РБ, Министерство имущественных отношений РБ, не явились, надлежаще извещены, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. От представителя Министерство имущественных отношений РБ поступил письменный отзыв, в котором указано, что органами местного самоуправления не изъявлялось желание о передаче имущества в собственность РБ, соответственно вопрос о передачи имущества без волеизъявления органов местного самоуправления рассматриваться не может. Из содержания № 122-ФЗ от 22.08.2004 и Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 следует, что имущество, подлежащее передаче с одного уровня собственности на другой, должно находится в собственности публичного образования, в частности в муниципальной собственности. В собственности МО СП «Читкансккое» скотомогильники не находятся, в связи с чем в силу ст.209 ГК РФ право распоряжения недвижимым имуществом МО не обладает, то есть данный вопрос не входит в компетенцию МО СП «Читканское». Считают, что иск не основан на законе и подменяет установленный законом порядок передачи в собственность РБ имущества, в связи с чем не подлежит удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 5 и 6 Закона и части 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.

В соответствии с подпунктом "ц" пункта 2 статьи 26.11 этого же Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности МО СП «Читканское», где расположен скотомогильник с кадастровым номером , поставлен на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности МО СП «Читканское», где расположен скотомогильник с кадастровым номером , который законсервирован.

Согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Из приведенных норм следует, что решение вопросов создания скотомогильников (биотермических ям) возложено на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Довод Министерства имущественных отношений о том,что органами местного самоуправления не изъявлялось желание о передачи имущества в собственность РБ, вопрос о передачи имущества рассматриваться не может, не обоснован, поскольку возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предусматривает.

Довод о том, что вопрос о передачи скотомогильников в иную собственность не входит компетенцию СП «Читканское», отклоняется, поскольку в силу ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. г. Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

В Приложениях 1, 2 и 3 к Постановлению N 3020-1 скотомогильники не указаны. Следовательно, скотомогильники относятся к собственности субъекта РФ.

Что касается скотомогильника, который поставлен на учет в качестве бесхозяйной вещи, то оно не влечет возникновения права собственности, обязанности по содержанию и эксплуатации указанного объекта и не может устранить нарушения, по поводу которых прокурором заявлены требования.

Из сообщенияУправления ветеринарии Республики Бурятия следует, что в сельском поселении «Читканское» располагается 1 скотомогильник с кадастровый номером на земельном участке с кадастровым номером , который соответствует требованиям Ветеринарно­санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4декабря 1995года №13-7-2/469 (далее- Правила) и является действующим. Кроме того, Управление ветеринарии Республики Бурятия считает необходимым принятие указанного скотомогильника в собственность Республики Бурятия.

В отношении второго скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , скотомогильник не соответствует требованиям ветеринарного законодательства. Так, в нарушение п. 5.6, 5,7, 5,8 Правил в данном скотомогильнике отсутствует биотермическая яма, траншея, ограждение и навес, скотомогильник представляет собой горизонтально вкопанную в землю ржавую бочку, не имеющую гидроизолированного дна и стен. С точки зрения ветеринарно-санитарного законодательства это биологически опасный объект, так как при отсутствии биотермических ям, в этом скотомогильнике не происходит обезвреживания патогенной микрофлоры и не прекращено проникновение в почву и воду продуктов гнилостного распада биологических отходов. Такой скотомогильник подлежит ликвидации.

Кроме того, статьей 4 Закона Республики Бурятия от 09.05.2018 № 2971-V«О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защита населения от болезней общих для человека и животных» предусмотрено наделение органов местного самоуправления полномочиями по обустройству (ремонту) и содержанию сибиреязвенных захоронений и скотомогильников с финансированием в виде субвенций из республиканского бюджета.

На сегодняшний день в рамках исполнения вышеуказанного Закона Баргузинский район не включен в список органов местного самоуправления в связи с тем, что скотомогильник СП «Читканское» является бесхозяйным.

В соответствии со ст.ст. 5,6 № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.2 ст.2 № 52-ФЗ от 30.031999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ.

С четом требований закона и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к АМО СП «Читканское» об обязани передачи скотомогильника в собственность Республики Бурятия, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «поселок «Читканское» в срок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на безвозмездной основе передать два скотомогильника, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами и , в государственную собственность Республики Бурятия в порядке, предусмотренном ч.11 ст. 154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья Э.В. Ивахинова

2-751/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
АМО СП "Читканское"
Другие
Управление ветеринарии по РБ
Администрация МО "Баргузинский район"
Савельева Татьяна Анатольевна
Министерство имущественных и земельных отношений РБ
Телятников Владимир Павлович
Суд
Баргузинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Ивахинова Э.В.
Дело на сайте суда
barguzinsky.bur.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2019Передача материалов судье
13.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2019Подготовка дела (собеседование)
21.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2019Судебное заседание
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2020Дело оформлено
11.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее