Дело № 2-2176/2023
УИД 34RS0019-01-2023-003454-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2023 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Топоркова М.М.,
при секретаре судебного заседания Рамашкан Э.Г.
с участием помощника Камышинского городского прокурора Кузнецова Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга и интересов Российской Федерации к администрации Семеновского сельского поселения Волгоградской области об обеспечении проведения регулярных обследований и расчета размера вероятного вреда,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга и интересов Российской Федерации обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику.
В обоснование требований указал, что в собственности администрации Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района .... (далее – Муниципальное образование, Администрация) находится гидротехническое сооружение (ГТС) – Водохранилище № .... на ...., Камышинского муниципального района (далее – Объект).
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно абз. 6 ст. 8 Закона № 177 обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности.
В соответствии с ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник ГТС обязан:
- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Вместе с тем Администрацией, как собственником ГТС, проведение регулярных обследований и расчет размера вероятного вреда не проведен.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем на основании анализа поступившего ответа администрации установлено, что указанные недоставки в отношении Объекта не устранены.
На основании изложенного руководствуясь нормами действующего законодательства прокурор просит суд обязать администрацию Семеновского сельского поселения Камышинского района обеспечить проведение регулярных обследований и расчет вероятного вреда, в соответствии с Федеральными законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнического сооружения Водохранилище № .... на .... (инв. № ....); выполнить указанные мероприятия не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Камышинского городского прокурора Кузнецов А.Е. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просил удовлетворить.
От представителя ответчика Зацепилина М.Ю., поступило заявление в котором он указал о несогласии с предъявленными требованиями.
Третьи лица Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, Якубий Н.А., будучи надлежаще уведомленными явку своего представителя не обеспечили, в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования Волгоградского природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
На основании ст. 14 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения сельского поселения, в числе прочего, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 3 Закона № 117-ФЗ определяет основные понятия, согласно которым:
к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов;
критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.
По смыслу статьи 8 Закона № 117-ФЗ одними из требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений является непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений и осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Статья 9 Закона № 117-ФЗ на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возлагает обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения, разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям, осуществлять
Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Как установлено, ст. 10 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
В силу ст. 17 Закона « 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596) закреплено, что расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами (применительно к рассматриваемым правоотношениям таким приказом является – Приказ Ростехнадзора от 10.12.2020 N 516).
Пунктом 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 N 1892) установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон) обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям Ростехнадзора (Нижне-Волжское управление), собственником и эксплуатирующей организацией Объекта является ответчик (л.д. 10-16), при этом уровень безопасности, класс ГТС не определен, декларация безопасности Объекта не утверждена.
Постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 N 1596 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 N 1892 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений.
Сведений об исполнении п. 4 Положения, п. 2 Правил, указанных выше, в материалах дела отсутствуют, стороной ответчика не представлено.
Между тем, законодателем обязанность по обеспечению регулярных обследований и определение расчета размера вероятного вреда возложена на собственника ГТС, в рассматриваемом случае Администрация Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований искового заявления Волгоградского природоохранного прокурора об обязании Администрации обеспечить проведение регулярных обследований и расчет вероятного вреда, в соответствии с Законом № 117-ФЗ, ГТС Водохранилище № .... Семеновка.
Согласно ответу на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), внесенного ответчику по факту выявления нарушений являющихся предметом рассмотрения настоящего искового заявления, в бюджете Администрации отсутствует бюджетные средства в объеме необходимом для устранения указанных недостатков в отношении Объекта, с учетом указного суд с находит разумным предложенный прокурором срок для выполнения вышеуказанных мероприятий.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Волгоградского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга и интересов Российской Федерации к администрации Семеновского сельского поселения .... об обеспечении проведения регулярных обследований и расчета размера вероятного вреда – удовлетворить.
Обязать администрацию Семеновского сельского поселения Волгоградской области (ИНН № ....) обеспечить проведение регулярных обследований и расчет вероятного вреда, в соответствии с Федеральными законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнического сооружения Водохранилище № ...., расположенного на территории Семеновского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области.
Выполнить указанные мероприятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Топорков М.М.
Мотивированный текст решения изготовлен 09.01.2024