Судья А.Ф. Галявиева Дело №33-668/2018
Учёт №042г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей: Н.Н. Моисеевой, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Д.Д. Саягфаровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе отдела Министерства внутренних дел России по Агрызскому району Республики Татарстан и по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Кудрявцева Александра Юрьевича удовлетворить.
В приказе № 863 л/с от 17.07.2017 года МВД России по Республике Татарстан изменить дату увольнения Кудрявцева Александра Юрьевича – заместителя начальника полиции отдела МВД России по Агрызскому району Республики Татарстан из органов внутренних дел, указав дату увольнения 30.09.2017 года.
В связи с изменением даты увольнения Кудрявцева Александра Юрьевича обязать МВД России по Республике Татарстан и отдел МВД России по Агрызскому району Республики Татарстан произвести перерасчет выслуги лет и сумм, подлежащих выплате Кудрявцеву Александру Юрьевичу.
Признать незаконным приказ № 1176 л/с от 20.09.2017 г. МВД России по Республике Татарстан о выплате Кудрявцеву Александру Юрьевичу денежной компенсации за неиспользованные отпуска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя отдела МВД России по Агрызскому району Республики Татарстан И.Р. Халикова и представителя МВД по РТ Е.А. Богдановой, поддержавших доводы жалоб, истца А.Ю. Кудрявцева, возражавшего против удовлетворения жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец А.Ю. Кудрявцев обратился с иском к отделу МВД России по Агрызскому району Республики Татарстан и к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о восстановлении трудовых прав, указывая, что с сентября 1989 года проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях. С июля 2011 года служил в должности заместителя начальника полиции отдела МВД России по Агрызскому району Республики Татарстан. 25.07.2016 получил уведомление о сокращении занимаемой им должности заместителя начальника полиции, с 19.09.2016 ему были предоставлены очередной основной и дополнительный отпуск, затем были предоставлены дополнительные отпуска и дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени и за работу в выходные и нерабочие праздничные дни согласно табелей учета рабочего времени. В указанный период в рапорте от 15.02.2017 он просил так же о предоставлении отпуска согласно части 1 статьи 63 Закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ и очередного отпуска за 2017 год. 24.07.2017 ему вручили приказ об увольнении по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел с 17.07.2017. Увольнение с указанной даты истец считает незаконным, поскольку ему не были предоставлены: очередной и дополнительные отпуска за 2017 год и отпуск согласно ч. 1 ст. 63 Закона от 30.11.2011 года. В связи с указанным просил обязать ответчиков предоставить оставшиеся дни отдыха и отпусков, изменить дату увольнения на 01.10.2017 года.
В ходе судебного разбирательства истец дополнил требования: просил обязать ответчиков предоставить неиспользованные дни отдыха и отпусков, с учетом чего изменить дату увольнения на 01.10.2017, обязать ответчиков произвести перерасчет выслуги лет и сумм, которые подлежат выплате в связи с изменением даты увольнения, так же просил признать незаконным приказ № 1176 л/с от 20.09.2017 о выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска, так как он не был ознакомлен с данным приказом, письменного либо устного согласия на денежную компенсацию взамен отпуска, не давал, более того, писал рапорт о предоставлении соответствующих отпусков, в том числе отпусков за 2017 год. Считает, что ответчики нарушили его права, уволив по достижению предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, хотя он подлежал увольнению в связи с сокращением его должности. Однако он не стал оспаривать основание увольнения с условием, что ему будут предоставлены все неиспользованные отпуска. Между тем посчитав количество неиспользованных отпусков и дней за переработку он установил, что ему не предоставлены ежегодный основой и дополнительные отпуска за службу в период с сентября 2016 по сентябрь 2017 года и 30 дней отпуска согласно ст. 63 Закона № 342-ФЗ, остальные неиспользованные отпуска и дни отдыха за переработку предоставлены на основании приказов до 17.07.2017.
Представитель ответчиков И.Р. Халиков с исковыми требованиями не согласился.
Прокурор полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд иск удовлетворил, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе МВД по РТ просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что в подтверждение изъявленного желания использовать все неиспользованные отпуска за период службы (основной отпуск за 2017 год, дополнительные отпуска за 2017 год, отпуск по личным обстоятельствам по ст. 63 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ»), А.Ю. Кудрявцев представил суду копию рапорта, написанного на имя начальника ОМВД России по Агрызскому району. Однако такой рапорт о предоставлении данных отпусков в ОМВД России по Агрызскому району истцом не подавался, руководством отдела не согласовывался, приказ в отделе о предоставлении данного отпуска истцу не издавался. Основанием для увольнения является сам факт достижения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации определенного возраста, в связи с чем необходимость расторжения контракта при достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе не зависит от воли сторон, а предусмотрена непосредственно в законе. Возможность автоматического продления срока службы сотрудникам, достигшим предельного возраста, исключена. Желание на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней истец не выразил, достоверно зная, что срок действия контракта истек. Рапорт о продлении службы им не подан. До определения даты увольнения и ознакомления с приказом истец также не обращался с рапортом о предоставлении отпуска. Право на предоставление неиспользованного отпуска в натуральном виде могло быть реализовано истцом путем подачи рапорта о предоставлении отпуска с последующим увольнением, однако А.Ю. Кудрявцев данным правом до издания приказа об увольнении не воспользовался. Приказом МВД по РТ № 1176 л/с от 20.09.2017 внесены дополнения в приказ об увольнении А.Ю. Кудрявцева в части выплаты денежной компенсации за основной и дополнительный отпуска за 2017 год. При этом выплата денежной компенсации за неиспользованные отпуска не зависит от дачи или отсутствия согласия сотрудника на ее предоставление. Таким образом, самим работодателем - МВД по РТ восстановлены трудовые права А.Ю. Кудрявцева в части выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 2017 год. Установленный законом порядок увольнения ответчиком не нарушен, поскольку в данном случае основанием увольнения является сам факт достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе. Дата увольнения была установлена с учетом предоставленных работодателем отпусков и дней за переработку, в связи с чем оснований для изменения приказа МВД по РТ № 863 л/с от 17.07.2017 в части установления даты увольнения А.Ю. Кудрявцева с 30.09.2017, а также признания незаконным приказа МВД по РТ № 1176 л/с от 20.09.2017 у суда не имелось.
Аналогичные доводы изложены в апелляционной жалобе отдела Министерства внутренних дел России по Агрызскому району Республики Татарстан.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители МВД по РТ и отдела МВД РФ по Агрызскому району Республики Татарстан свои жалобы поддержали.
Истец А.Ю. Кудрявцев с жалобами не согласился.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что истец с 1987 года служил в органах внутренних дел и был уволен с должности заместителя начальника полиции отдела МВД России по Агрызскому району Республики Татарстан по достижению предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (по п. 2 ч. 1 ст. 82 Закона № 342-ФЗ).
Из представленных за период с 2009 по 2016 г.г. документов: графиков работы ответственных дежурных руководителей, следственно – оперативной группы, распоряжений о персональном составе оперативной группы ОМВД РФ по Агрызскому району, табелей учета служебного времени, приказов о предоставлении и продлении отпусков следует, что истцу в период с 19.09.2016 года по 17.07.2017 года были предоставлены неиспользованные отпуска и дополнительные отпуска за период с сентября 2009 года по сентябрь 2016 года включительно. 17.07.2017 года истец уволен. При этом истцу не были предоставлены основной и дополнительные отпуска за период с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года, а так же не предоставлен 30 - дневный отпуск, предусмотренный статьей 63 Закона от 30.11.2011 года № 342-ФЗ.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом районного суда, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является особым видом государственной службы. Порядок прохождения службы урегулирован специальными нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ), Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Специфика службы в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает особый правовой статус сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Определяя правовое положение сотрудников органов внутренних дел, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности, предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Предусмотренные специальные требования, обусловлены задачами, принципами организации и функционирования службы в органах внутренних дел Российской Федерации, спецификой их профессиональной деятельности, не могут рассматриваться, как нарушающее гарантированное Конституцией Российской Федерации право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации может быть уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе, установленного статьей 88 указанного Федерального закона.
Согласно части первой статьи 88 данного Федерального закона предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации для сотрудника, имеющего специальное звание подполковник внутренней службы, - 50 лет. По достижении сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 82), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Часть 1 статьи 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: за стаж службы в органах внутренних дел; за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; за ненормированный служебный день.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.
В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 названной статьи (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел; по состоянию здоровья; в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения; в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем; в связи с болезнью; в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел; в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Из содержания части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что сотруднику органов внутренних дел при увольнении со службы выплачивается полностью денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск либо пропорционально периоду службы в год увольнения.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были изданы приказы МВД России от 19 декабря 2011 года N 1260 "Об утверждении Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", в которых был предусмотрен порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел материальной помощи.
В настоящее время вопросы выплаты денежной компенсации за неиспользованные сотрудниками органов внутренних дел отпуска регулируются Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца со службы) (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием).
В силу части 12 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Исходя приведенного правового регулирования вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел отпусков с 2011 года, основанием для предоставления отпуска и, соответственно, выплаты материальной помощи является приказ руководителя органа внутренних дел о предоставлении сотруднику отпуска.
Материалами дела подтверждается, что истцу, на основании его рапортов, до его увольнения были предоставлены следующие отпуска:
с 19.09.2016 по 2.11.2016 на основании поданного рапорта был предоставлен дополнительный отпуск за стаж службы за 2012 год, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2013 год, оставшиеся дни основного отпуска за 2014 г., дополнительный отпуск за стаж службы за 2014 год, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2015 год, дополнительный отпуск за стаж службы за 2015 год (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 179 л/с от 28.10.2016),
с 3.11.2016 по 7.11.2016 на основании поданного рапорта были предоставлены дни, затраченные на проезд е месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 180 л/с от 28.10.2016),
с 8.11.2016 по 17.11.2016 на основании представленного листка освобождения от служебных обязанностей был продлен отпуск (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 181 л/с от 28.10.2016),
с 18.11.2016 по 3.12.2016 на основании представленного листка освобождения от служебных обязанностей был продлен отпуск (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 195 л/с от 4.11.2016),
с 4.12.2016 по 27.12.2016 на основании поданного рапорта был предоставлен дополнительный отпуск за стаж службы за 2016 год, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2016 год (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 200 л/с от 1.12.2016),
с 28.12.2016 по 5.01.2017 на основании листка освобождения от служебных обязанностей был продлен дополнительный отпуск за 2016 год (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 209 л/с от 28.12.2016),
с 6.01.2017 по 20.02.2017 на основании табелей за 2013, 2014, 2015, 2016 годы были предоставлены дни за работу сверхустановленного служебного времени (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 11 л/с от 9.01.2017),
с 21.02.2017 по 10.05.2017 на основании табелей за 2009, 2010, 2011 годы были предоставлены дни за работу сверхустановленного служебного времени (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 52 л/с от 7.03.2017),
с 11.05.2017 по 22.05.2017 на основании листка освобождения от служебных обязанностей был продлен дополнительный отпуск за 2011 год (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 102 л/с от 15.05.2017),
с 23.05.2017 по 14.06.2017 на основании табеля за 2012 год были предоставлены дни за работы сверхустановленного служебного времени за 2012 год (приказ ОМВД России по Агрызскому району № 107 л/с от 21.05.2017).
Указанные обстоятельства истцом не оспариваются. Таким образом, с 19.09.2016 истец служебные обязанности не выполнял, ему были предоставлены отпуска и дни за переработку, что подтверждается соответствующими приказами начальника ОМВД России по Агрызскому району.
Удовлетворяя иск А.Ю. Кудрявцева, суд первой инстанции исходил из того, что истцом был подан рапорт от 15.02.2017 о предоставлении, в том числе очередного отпуска за 2017 год и отпуска, предусмотренного ч.1 ст.63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ. При этом, указанные в этом рапорте дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2009-2012 годы были предоставлены.
Представителем ответчика отрицается факт подачи рапорта от 15.02.2017, при этом было пояснено, что дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2009-2012 годы были представлены по устному обращению истца на основании табелей учета служебного времени.
Судебная коллегия находит пояснения представителей ответчика правдивыми, исходя из следующего.
В материалы дела представлен фактически подлинник рапорта от 15.02.2017 (с подлинной подписью истца), а не его копия. На этом рапорте отсутствует какая-либо резолюция или отметка о его принятии должностным лицом.
В приказе №52 л./с от 07.03.2017 о представлении истцу дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2009-2011 годы отсутствует ссылка на рапорт истца. Основание указано одно – табеля учета служебного времени за соответствующие годы (л.д.20).
Приказ №107 л/с о представлении истцу дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2012 год был издан лишь 21 мая 2017 года (спустя три месяца после подачи рапорта от 15.02.2017). В этом приказе также указано основание - табель учета служебного времени. Рапорт истца в качестве основания не указан.
При этом, в иных приказах о представлении отпусков истцу, указывается как основание, в том числе и рапорт истца (например приказы №99 л/с от 03.06.2016, №180 л/с от 28.10.2016, №200 л/с от 01.12.2016).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия переоценивая обстоятельства по делу и представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2009-2012 годы были предоставлены в нарушение п.15 «Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха», утвержденного Приказом МВД РФ от 19.10.2012 №961, без рапорта истца. А рапорт от 15.02.2017 истцом ответчику не подавался.
Право на предоставление неиспользованного отпуска в натуральном виде могло быть реализовано истцом путем подачи рапорта о предоставлении отпуска с последующим увольнением, однако истец данным правом до издания приказа об увольнении не воспользовался.
Таким образом, А.Ю. Кудрявцев не воспользовался правом получить указанный отпуск перед предстоящим увольнением. Закон связывает предоставление отпуска, помимо стажа службы и возраста сотрудника, именно с его желанием. Положения ст. 63 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ не предусматривают возможности выплаты денежной компенсации за отпуск по личным обстоятельствам.
Следовательно, выводы суда о нарушении прав истца в связи с непредставлением указанного отпуска, являются ошибочными.
Судебная коллегия также находит ошибочными выводы суда о том, что в любом случае замена отпуска денежной компенсацией не допускается без согласия сотрудника.
Пунктом 81 Порядка обеспечения денежным довольствием предусмотрено, что денежная компенсация за отпуск выплачивается в случае увольнения из органов внутренних дел сотрудников, не использовавших отпуск в порядке, указанном в пунктах 100-105 настоящего Порядка.
Так, пунктом 101 Порядка обеспечения денежным довольствием предусмотрено, что при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск, в частности, в случае увольнения по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (подпункт 2 пункта 101.1 указанного Порядка).
Денежная компенсация выплачивается на основании приказа руководителя, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков (пункт 103 Порядка обеспечения денежным довольствием).
Таким образом, в случае, когда сотрудник, подлежащий увольнению, не выразил желания использовать неиспользованные отпуска (не подал соответствующий рапорт), работодатель обязан выплатить денежную компенсацию за неиспользованные отпуска (за исключением отпуска, предусмотренного ч.1 ст.63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Также суду следовало учесть, что в силу части 3 статьи 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ с сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям по состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, с его согласия и по его рапорту может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.
Для заключения нового контракта необходимо волеизъявление не только сотрудника, но и руководителя органов внутренних дел, так как обязанность руководителя на продление срока службы и заключение контракта с сотрудником на новый срок действующим законодательством в сфере прохождения службы в органах внутренних дел не предусмотрена.
Таким образом, основанием для увольнения является сам факт достижения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации определенного возраста, в связи с чем необходимость расторжения контракта при достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе не зависит от воли сторон, а предусмотрена непосредственно в законе.
В данном случае истцу 22 мая 2016 года исполнилось 50 лет, то есть истец достиг предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел предусмотренного законом, в связи с чем ответчиком издан приказ об увольнении истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Срок и порядок увольнения соблюдены. Компенсация за неиспользованные отпуска за 2017 год ему выплачена. Приказом по Министерству внутренних дел по Республике Татарстан №1176 л/с от 20.09.2017 предусмотрена выплата вышеуказанной компенсации за неиспользованные отпуска за 2017 год, прав истца данный приказ не нарушает, поскольку как указано выше работодатель обязан выплатить при увольнении денежную компенсацию за неиспользованные отпуска.
Поскольку ответчиком не было допущено нарушений порядка увольнения истца в связи с достижением сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, которые привели бы к нарушению трудовых прав увольняемого сотрудника, увольнение истца со службы в органах МВД произведено в порядке, установленном действующим законодательством, процедура увольнения соблюдена, истец в соответствии с вышеприведенными положениями получил все выплаты, льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные при увольнении со службы, оснований для удовлетворения требований А.Ю. Кудрявцева об обязании представить неиспользованные дни отдыха и отпусков с изменением даты увольнения, об обязании произвести перерасчет выслуги лет и денежных сумм, которые подлежат выплате в связи с изменением даты увольнения, о признании незаконным приказа по Министерству внутренних дел по Республике Татарстан №1176 л/с от 20.09.2017 у суда не было.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 24 октября 2017 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении искового заявления Кудрявцева Александра Юрьевича к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, отделу Министерства внутренних дел России по Агрызскому району Республики Татарстан об обязании представить неиспользованные дни отдыха и отпусков с изменением даты увольнения, об обязании произвести перерасчет выслуги лет и денежных сумм, которые подлежат выплате в связи с изменением даты увольнения, о признании незаконным приказа по Министерству внутренних дел по Республике Татарстан №1176 л/с от 20.09.2017, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи