Решение по делу № 2-181/2019 от 20.03.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2019 г.                                         с. Турунтаево

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Мильвит С.А., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Дульской И.Г., представителя ответчика Тришкиной О.Н., представителей третьих лиц Пермина С.С., Баранова А.В., Назарова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Гремячинское» СП о понуждении к выполнению противопожарных мероприятий

установил:

Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, и.о. прокурора Прибайкальского района Масалов Э.В., ссылаясь на положения п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 10, 19, 30, 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 1, 4, 37, 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 51, 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. №288, п. 78, 79 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390, просит (с учетом уточнения требований от 17 мая 2019 г.) обязать Администрацию МО «Гремячинское» СП обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 м в <адрес> от границ застройки по адресам: <адрес> до лесных насаждений; в <адрес> от границ застройки по адресам: <адрес> до лесных насаждений; в <адрес> на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками.

Истец указал, что <адрес> граничат с лесным массивом, наличие указанного нарушения недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей населенных пунктов в случае возникновения вблизи них лесного пожара, на протяжении нескольких лет предписания ОНД Прибайкальского района ответчиком не исполняются, представление прокурора района в ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона не исполнено. Законом на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению такой меры пожарной безопасности как устройство противопожарного разрыва с решением вопросов его устройства, включающего в себя не только техническую сторону, но и его согласование (в т.ч. в части границ поселения) с сопряженными собственниками (собственниками лесных угодий, собственниками и пользователями земельных участков). Прокурор обращается с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, защиты населения от угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, в т.ч. лесных пожаров.

В судебном заседании представитель истца Дульская И.Г. указанные в иске доводы и требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель третьего лица начальник Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Прибайкальского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ Пермин С.С. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика глава Администрации МО «Гремячинское» СП Тришкина О.Н. исковые требования не признал, пояснил, что <адрес> находятся в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, построены до 1990-х годов среди леса, поэтому там, где границы населенных пунктов расположены вплотную к лесным насаждениям, этот лес относится к гослесфонду <данные изъяты>, от границ застройки до этого леса нет расстояния, необходимого для создания противопожарного разрыва шириной 30 м, без сплошной вырубки леса обеспечить такой разрыв невозможно, а в границах Центральной экологической зоны рубка леса запрещена. Земельные участки, расположенные на границах населенных пунктов, оформлены, границы не расширялись, поселение не обладает полномочиями земельного контроля и по формированию и предоставлению новых участков. Вопрос о противопожарных разрывах возникал ранее, представление прокурора в этой части не исполнено из-за отсутствия у поселения возможностей. Противопожарные минерализованные полосы вокруг населенных пунктов есть и ежегодно обновляются.

Представители третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Баранов А.В., Назаров Г.А. пояснили, что указанные в уточненных исковых требованиях границы <адрес> расположены вплотную к границам лесных участков <данные изъяты>, от границ застройки этих населенных пунктов до леса гослесфонда нет расстояния, необходимого для создания противопожарного разрыва шириной 30 м без применения сплошной рубки леса, а рубка лесов вокруг этих населенных пунктов и перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли населенных пунктов запрещена, так как это защитные леса в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а создание противопожарного разрыва не отнесено к случаям, когда согласно ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 Лесного кодекса РФ разрешается сплошная рубка леса в защитных лесах. Вокруг <адрес> возможно только размещение противопожарных минерализованных полос, которые поселением сделаны.

Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В силу ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

В силу ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно п. 36 ст. 2, ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) – это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:

1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков);

2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. №288, определено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.

Вместе с тем Свод правил СП 4.13130.2013 введен в действие с 29 июля 2013 г. и согласно п. 1.1 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

Таким образом, действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов не отнесено обеспечение противопожарных расстояний (противопожарных разрывов) шириной не менее 30 м от границ уже существующей застройки сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) за счет лесного фонда федеральной собственности, кроме случаев принятия дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов путем увеличения (создания) противопожарных разрывов по границам населенных пунктов в период действия особого противопожарного режима, установленного органом местного самоуправления на территории муниципального образования (населенного пункта).

Истцом не представлены доказательства того, что застройка <адрес>, граничащая с лесными насаждениями <данные изъяты>, осуществлена после вступления в силу положений Свода правил 4.13130.2013, в которых установлены указанные требования, что ответчиком при реализации своих полномочий должны были, но не применены нормы указанного Свода правил.

Ссылаясь в обоснование требований на предусмотренный ст. 12 ГК РФ способ защиты гражданских прав - присуждение к исполнению обязанности в натуре, истец не конкретизирует, какими действиями орган местного самоуправления в границах существующей застройки населенного пункта должен обеспечить противопожарные расстояния (противопожарные разрывы) шириной не менее 30 м, не указывает на то, что ответчик должен был обеспечить их иным способом, нежели сплошной рубкой лесных насаждений, находящихся на расстоянии менее 30 м от существующей границы застройки.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 01 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне запрещаются:

1) сплошные рубки;

2) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. №643 в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

При рассмотрении дела установлено, что <адрес> входят в Центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Стороной истца не опровергнут довод представителя ответчика и третьего лица РАЛХ о том, что там, где границы застройки <адрес> расположены вплотную к лесным насаждениям, этот лес относится к гослесфонду <данные изъяты>, от границ застройки до этого леса нет расстояния, необходимого для создания противопожарного разрыва шириной 30 м, без применения сплошной рубки леса. Кроме того, действующим законодательством установлен запрет проведения сплошных рубок лесных насаждений в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории вне зависимости от принадлежности лесных насаждений, их нахождения в границах населенного пункта или в границах лесного участка в составе земель лесного фонда федеральной собственности.

Суд не принимает ссылку истца на положения ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, поскольку истцом не доказана обязанность Администрации МО «Гремячинское» СП осуществлять меры противопожарного обустройства лесов <данные изъяты> в виде прокладки противопожарных разрывов в границах лесного участка в составе земель лесного фонда федеральной собственности, в данном случае Администрация МО «Гремячинское» СП пользователем этих лесных участков не является.

Неисполнение Администрацией МО «Гремячинское» СП представления прокурора Прибайкальского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечения противопожарного разрыва не менее 30 м в <адрес> не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на представление глава Администрации МО «Гремячинское» СП Тришкина О.Н. указывала на невозможность обустройства противопожарных разрывов в <адрес>, ссылаясь на нахождение этих населенных пунктов в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в водоохранной зоне озера Байкал, что правовой режим защитных лесов не предусматривает проведение сплошных рубок.

При установленных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации МО «Гремячинское» СП обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 м в <адрес> от границ застройки до лесных насаждений.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Гремячинское» СП о понуждении обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 м в <адрес> от границ застройки по адресам: <адрес> до лесных насаждений; в <адрес> от границ застройки по адресам: <адрес> до лесных насаждений; в <адрес> на всей протяженности участков границ населенных пунктов с лесными участками    отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                  С.В. Горковенко

2-181/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия
Ответчики
Администрация муниципального образования "Гремячинское" сельское поселение
Тришкина Оксана Николаевна
Другие
Пермин Сергей Сергеевич
Баранов Андрей Васильевич
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Горковенко С.В.
Дело на странице суда
pribaikalsky.bur.sudrf.ru
20.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2019Подготовка дела (собеседование)
10.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2019Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
17.05.2019Судебное заседание
24.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2020Передача материалов судье
24.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2019Дело оформлено
19.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее