Дело № 2-98/2023
УИД№34RS0021-01-2023-000111-49
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Р Е Ш Е Н И Е
Ст. Клетская 30 мая 2023 года
Клетский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Макаровой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Казанковой А.В,
с участием: представителя ответчика администрации Клетского муниципального района Волгоградской области Нестерова Н.В.,
третьего лица администрации Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Чепурной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям к Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия юридического лица, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям (далее Межрегиональное управление) обратилось в суд с иском к Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия юридического лица, возложении обязанности.
В обоснование требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе планового (рейдового) мероприятия по обследованию земельных участков на территории Клетского района Волгоградской области установлен факт загрязнения мусором и твердыми коммунальными отходами территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного между земельным участком с кадастровым номером № (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами № и № (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат Т1 №, №; №, №, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.
Ссылаясь на то, что обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на органе местного самоуправления муниципального района, как на органе, уполномоченном распоряжаться не разграниченными земельными участками, просило обязать администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на указанном земельном участке.
Представитель истца в судебное заседание не явился, в адрес суда каких-либо заявлений не представил, об отложении дела не просил.
Представитель ответчика Нестеров Н.В. с иском не согласился и пояснил, что в ведении администрации Клетского района нет указанного земельного участка. Данный земельный участок ранее относился к землям входящим в состав АОЗТ «Красный Октябрь», который в настоящее время ликвидирован. Собственники земельных долей выделились из общего земельного участка с кадастровым номером №. Три земельные доли остались невостребованными. Поэтому к ним иск заявлен необоснованно. Кроме того, в администрации отсутствует финансирование на указанные цели.
Представитель третьего лица администрации Клетского сельского поселения Чепурной А.Г. с иском не согласился, поддержал позицию представителя ответчика.
Суд на основании си. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, поскольку представитель ответчика и представитель третьего лица настаивали на рассмотрении дела по существу.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные документы, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Межрегионального управления, в рамках поручения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Радионовой С.Г. по вопросу обнаружения несанкционированных свалок на территории Волгоградской области, осуществлено выездное обследование территории Клетского района Волгоградской области, произведен осмотр, в рамках которого установлено, что на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного между земельным участком с кадастровым номером № (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами № и № (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат №, №; № №, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, установлено наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления на открытом грунте. Въезд на данную территорию не ограничен, территория не охраняется.
Свалка находится на 200-300 м. далее площадки временного накопления твердых коммунальных отходов, эксплуатируемой ООО «Ситиматик – Волгоград». Захламленная территория имеет естественный равнинный рельеф, порос травянистой растительностью частично и представляет собой свалку, имеет структуру как стихийно, так и организованного сброса отходов, расположена как вдоль грунтовой дороги, так и очагами на открытом участке местности, непосредственно на почве, на грунтовой дороге имеются свежие следы автотранспорта.
Кроме того, на въезде к свалке установлен факт пересыпания отходов грунтом также уплотнения отходов - имелись следы протектора покрышек шин спецтехники (грузового автотранспорта).
Отходы на несанкционированной свалке имеют сложный морфологический состав, в смеси, представлены преимущественно строительным мусором: отходами строительства и ремонта зданий и сооружений, бой бетонных изделий, кирпича, шифера, лом древесных конструкций, отходы животноводства (имеют свежевыгруженный характер), обрезью деревьев и обрезью растений от овощеводства и садоводства, автомобильные покрышки, утратившие потребительские свойства. Также в незначительной степени свалка представлена твердыми коммунальными отходами крупногабаритными отходами (мебель). Часть отходов упакована в полиэтиленовые мешки для мусора.
Отходы сброшены непосредственно на почву, с двух сторон вдоль от грунтовой дороги. Протяженность захламленного участка дороги составляет порядка 500 м.
На момент осмотра установлены следы горения вышеуказанной территории, указанные обстоятельства подтверждаются письмом о принятии мер (л.д. 8 т.1), актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12 т.1), протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-17 т.1).
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Клетского муниципального района Волгоградской области истцом направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №, о принятии мер по контролю за соблюдением норм действующего природоохранного законодательства в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», со ст. 13, ст. 42, ст. 72 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 №136-Ф3, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства потребления» (л.д. 36-37 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ из администрации Клетского муниципального района Волгоградской области в адрес Межрегионального управления поступили возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (требований установленных муниципальными правовыми актами), в которых администрация Клетского муниципального района Волгоградской области указывает, что указанные в предостережении точки географических координат №, №; №, № относятся к земельному участку с кадастровым номером № у которого имеются собственники (л.д. 59 т.1).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок, расположенный в точках географических координат №, №; №, № не разграничен, на кадастровый учет не поставлен (л.д. 61-62, 111-114 т.1). Кроме того, представитель ответчика администрации Клетского муниципального района в своих объяснениях показал, что этот земельный участок земли бывшего АОЗТ «Красный Октябрь» которое в настоящее время ликвидировано, участок, где обнаружена несанкционированная свалка, относится к невостребованным землям.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Вводного закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее - Постановление N 13-П), в числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов; среди вопросов местного значения городского поселения до 01 января 2015 г. называлась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а после указанной даты - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14), при этом на межселенных территориях и территориях сельских поселений данный вопрос, по смыслу взаимосвязанных положений частей 3 и 4 статьи 14 и части 2 статьи 15 данного Федерального закона, подлежит разрешению органами местного самоуправления соответствующего муниципального района.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Устав Клетского муниципального района Волгоградской области (принят Постановлением Клетской районной Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устав), определяет вопросы местного значения, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, структуру, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, экономические и финансовые основы местного самоуправления и гарантии их исполнения на территории Клетского муниципального района Волгоградской области, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов Клетского муниципального района Волгоградской области, имеет прямое действие и применяется на всей территории Клетского муниципального района.
В соответствии с пп. 1, 15 п. 1 ст. 4 Устава к вопросам местного значения Клетского муниципального района Волгоградской области относится составление и рассмотрение проекта бюджета Клетского муниципального района, утверждение и исполнение бюджета Клетского муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Клетского муниципального района; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортировании обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Клетского муниципального района (л.д. 38-51 т.1).
Принимая во внимание, что несанкционированные свалки отходов образовались на земельных участках, расположенных на территории Клетского сельского поселения, входящего в состав Клетского муниципального района Волгоградской области, именно указанное лицо с учетом принятого на уровне данного субъекта законодательного регулирования несет ответственность по их надлежащему содержанию.
Доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования в бюджете Клетского муниципального района на указанные цели, не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку вопрос о наличии финансирования подлежит разрешению в рамках межбюджетных отношений, поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 13-П, органы местного самоуправления, согласно части 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям (ИНН 343519685027, ОГРН 1043000708695) к Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3412020146 ОГРН 1023405371505) о признании незаконным бездействия юридического лица, возложении обязанности удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3412020146 ОГРН 1023405371505) по неисполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный между земельным участком с кадастровым номером № (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами № и № (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат №, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, незаконным.
Обязать Администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3412020146 ОГРН 1023405371505) в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный между земельным участком с кадастровым номером № (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны) и земельными участками с кадастровыми номерами № и № (категория земель: земли промышленности, энергетики, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны), в пределах точек географических координат №, №; №, №, который входит в административные границы Клетского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области.
Решение в течение месяца быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Волгоградского областного суда через Клетский районный суд Волгоградской области.
Председательствующий: Е.В. Макарова
Справка: мотивированное решение изготовлено 05.06.2023.
Судья: Е.В. Макарова