УИД 11RS0001-01-2023-018494-79
Дело № 2-2456/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Докукиной А.А.,
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием истца Кожевникова Д.А.,
представителя ответчиков Российской Федерации в лице МВД России, МВД по Республике Коми Малыш С.В.,
третьего лица Мартынова П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
03 мая 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Кожевникова Дмитрия Александровича к Российской Федерации в лице МВД России, МВД по Республике Коми, начальнику отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по РК Эйхман Людмиле Александровне, начальнику Центра финансового обеспечения МВД по РК Бордюг Евгению Ярославовичу о признании действий незаконными, признании незаконными и отмене документов, созданных ответчиками, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кожевников Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к МВД России в лице МВД по Республике Коми, начальнику отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по РК Эйхман Л.А., начальнику Центра финансового обеспечения МВД по РК Бордюг Е.Я. о признании действий незаконными, признании незаконными и отмене документов, созданных ответчиками, взыскании компенсации морального вреда в размере не менее 30 000 руб.
В обоснование требований указал, что с 2011 года является получателем пенсии по выслуге лет по линии МВД, постоянно проживает в ... (местности, приравненной к районам Крайнего Севера), в связи с чем пенсия выплачивается с учетом районного коэффициента. С ** ** ** выплата пенсии стала производиться без применения районного коэффициента, что незаконного, поскольку место жительства истцом не менялось. Требование органов МВД о предоставлении каких-либо дополнительных документов является незаконным. Указанными действиями ответчиков истцу причинен моральный вред, который также подлежит компенсации.
Определением суда от 11.01.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Определением суда от 19.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Мартынов П.А.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика МВД по Республике Коми и третье лицо Мартынов П.А. с иском не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, суд с учетом мнения участников процесса суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 7 предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (часть 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона.
Порядок исчисления пенсий регламентирован разделом V «Исчисление пенсий» (статьи 43 - 49) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
В силу статьи 48 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Статье 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "... России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 № 7 (далее также - Инструкция).
Пунктом 3 Инструкции установлено, что пенсионное обеспечение пенсионеров МВД России в системе МВД России осуществляется отделом пенсионного обеспечения пенсионеров центрального аппарата Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Министерства внутренних дел Российской Федерации, центрами пенсионного обслуживания, отделами (отделениями, группами) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, медицинскими, правовыми подразделениями системы МВД России.
Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя, в том числе, своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий (пункты 4, 4.1 Инструкции).
Центры пенсионного обслуживания, отделы (отделения, группы) пенсионного обслуживания центров финансового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном уровне обеспечивают своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий и осуществляют контроль за правильностью и своевременностью выплаты пенсий (пункты 4.1,4.3).
Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что пенсии пенсионерам МВД России назначаются пенсионными органами по последнему месту службы сотрудника. Пособия, компенсации, а также иные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, назначаются пенсионными органами по месту жительства или месту пребывания.
В соответствии с пунктами 34 и 41 Инструкции выплата пенсионерам МВД России пенсий, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров МВД России в пределах территории Российской Федерации через соответствующие учреждения (филиалы) Банка на основании необходимых документов (разрешений) с указанием конкретных сумм выплат путем перевода учреждениями (филиалами) Банка денежных сумм во вклады пенсионеров МВД России, открытые в учреждениях (филиалах) Банка или иных кредитных организациях (банках) на территории Российской Федерации, либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. При изменении пенсионером МВД России, с которого производится взыскание излишне выплаченной суммы пенсии, места жительства или места пребывания в пределах территории Российской Федерации его пенсионное дело вместе с заключением о переплате и карточкой (приложение № 10 к Инструкции) пересылается пенсионным органом по новому месту жительства или месту пребывания пенсионера МВД России для контроля взыскания задолженности.
Пересмотр пенсии производится в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации не установлено иное (пункт 51 Инструкции).
Материалами дела установлено, что Кожевников Д.А. состоит на пенсионном обслуживании в ОПО ЦФО МВД по Республике Коми, является получателем пенсии по выслуге лет с ** ** ** пожизненно. К пенсии производится доплата районного коэффициента в размере 1,3 в связи с проживанием в ....
При обращении за назначением пенсии Кожевников Д.А. в качестве адреса проживания указал адрес: ....
Уведомлением МВД России от ** ** ** №... в адрес руководителей территориальных органов МВД России на региональном уровне доведена следующая информация: «Промежуточный контроль проводимой в соответствии с указанием МВД России от ** ** ** №... сверки с ПАО ... выписок из лицевых счетов пенсионеров МВД России с фактически начисленными пенсиями, пособиями и компенсациями за 2021 год показал, что отдельные сведения, содержащиеся в ППО «...», в частности реквизиты счетов, на которые осуществляется перечисление пенсионных выплат, и паспортные данные пенсионеров не актуальны либо отсутствуют. Согласно положениям Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от ** ** ** №..., документами, необходимыми для назначения предусмотренных законом пенсий, являются, в том числе, заявление о назначении пенсии с указанием номера счета для перевода пенсии во вклад и копия паспорта, которые приобщаются к пенсионному делу пенсионера. Прошу поручить пенсионным подразделениям принять меры к наполнению ППО «...» актуальными сведениями о реквизитах счетов, на которые осуществляется перечисление пенсионных выплат по линии МВД России, и паспортных данных пенсионеров. При отсутствии такой информации в пенсионных делах запросить указанные сведения у граждан, состоящих на пенсионном обеспечении. Одновременно с предоставлением названных сведений пенсионерам необходимо дать согласие на обработку персональных данных. Во избежание социальной напряженности среди пенсионеров предлагаю при необходимости организовать сбор указанных сведений и их предоставление в пенсионные подразделения через территориальные органы МВД России на районном уровне по месту жительства пенсионера».
** ** ** ОПО ЦФО МВД по Республике Коми направило на адрес проживания Кожевникова Д.А. (...) уведомление о том, что в целях упорядочения выплат пенсий МВД России из средств федерального бюджета совместно с ПАО ... проводится перерегистрация пенсионеров МВД относительно реквизитов счетов, на которые осуществляется перечисление пенсионных выплат, паспортных данных, регистрации по месту жительства и месту пребывания. Указанным письмом Кожевникову Д.А. было указано на необходимость в срок до ** ** ** представить в ОПО ЦФО МВД по Республике Коми заявление об установлении районного коэффициента и обязательство к нему, копию паспорта гражданина РФ, согласие на обработку персональных данных, а также сообщить следующие индивидуальные сведения: адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания, контактный телефон.
** ** ** ОПО ЦФО МВД по Республике Коми направлено в адрес Кожевникова Д.А. повторное уведомление о необходимости предоставления следующих документов: заявления об установлении районного коэффициента и обязательство к нему, копии паспорта гражданина РФ, копию страхового свидетельства пенсионного страхования, копию свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, согласие на обработку персональных данных. Разъяснено, что отсутствие согласия на обработку персональных данных делает невозможным работу ОПО ЦФО МВД по Республике Коми с пенсионным делом, а в ПАО ... – с лицевым счетом. Указано, что при непредоставлении запрашиваемых документов выплата пенсии будет приостановлена с ** ** ** до подтверждения факта нахождения пенсионера в живых.
Поскольку в установленный срок документы от Кожевникова Д.А. в адрес ОПО ЦФО МВД по Республике Коми не поступили, с ** ** ** выплата пенсии стала производиться без учета районного коэффициента 1,3.
С целью установления причины уменьшения пенсии (выплаты её без учета районного коэффициента) в октябре 2023 года Кожевников Д.А. обращался на горячую линию МВД России, на телефон доверия Главы Республики Коми, телефон доверия Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Коми.
По доводам жалобы Кожевникова Д.А. ОПО ЦФО МВД по Республике Коми проведена проверка, по результатам которой вынесено заключение от ** ** ** о нижеследующем: доводы Кожевникова Д.А. о незаконных действиях и злоупотреблении полномочиями начальника ОПО ЦФО МВД по Республике Коми в связи с уменьшением пенсионных выплат признаны не нашедшими своего подтверждения, нарушения действовавшего законодательства Российской Федерации со стороны должностных лиц ОПО ЦФО МВД по Республике Коми не установленными.
Ответом от ** ** ** ответчик разъяснил Кожевникову Д.А., что выплата пенсии без учета районного коэффициента осуществлена в связи с непредоставлением запрашиваемых уведомлениями от ** ** ** и ** ** ** документов, а также указал, что отсутствие реакции с его стороны на направляемую государственным органом корреспонденцию, а также не предоставление предусмотренных законодательством документов, дают предпосылки сомневаться в добросовестности Кожевникова Д.А. к исполнению требований закона. Правовые основания для восстановления выплаты районного коэффициента без наличия запрашиваемых документов отсутствуют. Бланки необходимых для заполнения документов повторно направлены в адрес истца.
В представленных ответчиком материалов из пенсионного дела истца не следует, что Кожевников Д.А. проживает за пределами ... Республики Коми, при этом доказательствами достоверно подтверждено, что истец сохраняет регистрацию по адресу: ..., с 2002 года и по настоящее время. Кроме того, истец участвует в настоящем судебном заседание посредством использования систем видеоконферец-связи на базе Ухтинского городского суда Республики Коми, в котором судьей установлена его личность согласно паспорту гражданина Российской Федерации.
Доводы представителя ответчиков и третьего лица о том, что истец проживает по иному адресу в ..., отличному от адреса регистрации, правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
Судом также учитывается, что уведомление МВД России от ** ** ** №... не содержит указаний на возможность приостановления (прекращения) выплаты пенсии (ее части) пенсионеру в случае непредоставления им запрашиваемых сведений.
Наличие у пенсионного органа сомнений в том, правильно ли выплачивается назначенная пенсия, само по себе не может являться достаточным основанием для прекращения либо приостановления выплаты пенсии (или ее части) или производстве удержаний из пенсии. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 №10-П).
Кроме того, по общему правилу в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ установлена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, пока не доказано иное.
Стороной ответчика таких доказательств не представлено.
При этом из информации от ** ** ** №..., направленной из ЦФО начальнику ПО МВД по Республике Коми, следует, что отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по Республике Коми произведено начисление к пенсии за выслугу лет Кожевникова Д.А. районного коэффициента по ... в размере 1,3. В обслуживающий банк ** ** ** направлены соответствующие финансовые документы для производства доплаты в размере 40 414,98 руб. за период с ** ** ** по ** ** ** (исполнен банком) и изменения размера пенсии с ** ** **, который с учетом районного коэффициента 1,3 будет составлять 29,188,59 руб. (будет исполнен банком ** ** **).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела в суде ответчиком добровольно возобновлена выплата истцу районного коэффициента без получения от него запрашиваемых документов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что приостановление (прекращение) выплаты Кожевникову Д.А. районного коэффициента к пенсии по выслуге лет по причине непредоставления запрашиваемых документов при отсутствии бесспорных доказательств смены постоянного места жительства или смерти является незаконным, в связи с чем требования истца о признании действий ответчиков по приостановлению (прекращению) выплаты районного коэффициента к пенсии незаконными подлежат удовлетворению.
При этом с достоверностью установить, была ли выплата районного коэффициента приостановлена или прекращена, не представилось возможным, поскольку, как следует из пояснений представителя ответчиков и третьего лица, какой-либо документ по данному факту не принимался, имелась только информационная таблица, направляемая в банк для сведения по размеру выплаты.
Таким образом, в удовлетворении требований истца о признании незаконными и отмене всех документов, созданных ответчиками, на основании которых была приостановлена (прекращена) выплата районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, суд полагает необходимым отказать, поскольку, как следует из письменных материалов дела и пояснений участников процесса, каких-либо документов (например, заключения, постановления, приказа и др.) о приостановлении (прекращении) истцу выплаты Отделом пенсионного обслуживания не создавалось.
Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33).
В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативны предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пенсий), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на социальное обеспечение нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности. Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи неправомерными действиями ответчика по приостановлению выплаты районного коэффициента пенсии, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы ГК РФ (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что действиями ответчиков, выразившимися в незаконном приостановлении (прекращении) выплаты районного коэффициента пенсии, нарушено конституционное право истца на получение пенсионного обеспечения в полном размере, что свидетельствует о нарушений нрав истца на достойное существование и является частью личных неимущественных нрав человека и гражданина, усматриваются основания для возмещения Кожевникову Д.А. морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, принимая во внимание характер нарушения прав истца, степень его нравственных страданий, его возраст, длительность нарушения, степень вины должностных лиц в нарушении прав истца и учитывая требования разумности и справедливости, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда, причиненного Кожевникову Д.А., в размере 10 000 руб.
Ввиду незаконных действий должностных лиц ОПО ЦФО МВД по Республике Коми взыскание компенсации морального вреда подлежит с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (...) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.05.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░