Судья Ларин Е.А.
11RS0012-01-2024-000139-63
Дело № 21-225/2024
(дело в городском суде № 12-25/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Мишарина И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2024 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми Пименова М.А. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми Попова М.Е. от 07 февраля 2024 года № 28 и решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 07 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми,
установил:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми Попова М.Е. от 07 февраля 2024 года № 28 администрация муниципального района «Прилузский» Республики Коми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 07 марта 2024 года оспариваемое постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, защитником администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми Пименовым М.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в виду их незаконности и необоснованности, и прекращении производства по делу, ссылаясь на принятие всех возможных мер для исполнения судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении дела об административном правонарушении не поступало.
На основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми, на основании исполнительного листа серия ФС <Номер обезличен>, выданного <Дата обезличена> Прилузским районным судом Республики Коми, возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» обязанности сдать рекультивированный участок, расположенный на территории МО СП «Занулье» (<Адрес обезличен>) в пределах координат <Номер обезличен> постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель, созданной в соответствии с Постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в срок до <Дата обезличена>.
Решение суда в установленный для добровольного исполнения срок должником не исполнено, в связи с чем, должностным лицом службы судебных приставов <Дата обезличена> с должника взыскан исполнительский сбор.
Постановлением должностного лица ОСП по Прилузскому района УФССП России по Республике Коми от <Дата обезличена>, вступившим в законную силу <Дата обезличена>, администрация муниципального района «Прилузский» Республики Коми привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 рублей. Указанное постановление решением судьи Прилузского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставлено без изменения.
<Дата обезличена> администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в полном объеме и предоставлении в адрес ОСП по Прилузскому району документов подтверждающих исполнение решения суда до <Дата обезличена>.
Администрацией муниципального района «Прилузский» Республики Коми документов подтверждающих исполнение требований исполнительного документа в полном объеме не представлено, то есть в указанный судебным приставом-исполнителем срок требование судебного пристава-исполнителя выполнено не было.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которым зафиксировано нарушение норм действующего законодательства об исполнительном производстве; исполнительным листом о необходимости исполнения судебного решения; постановлением о возбуждении исполнительного производства от <Дата обезличена>, постановлением о взыскании исполнительского сбора от <Дата обезличена>, постановлением от <Дата обезличена> о привлечении администрации МО ГО «Ухта» к законом установленной ответственности за несвоевременное исполнение судебного решения и решением судьи Прилузского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> об оставлении указанного постановления без изменения; требованиями об установлении новых сроков исполнения судебного решения; сообщением (информационным письмом) администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми, в котором должником указано на принятие мер к исполнению судебного решения; а также иными материалами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства дела свидетельствуют о том, что администрация муниципального района «Прилузский» Республики Коми, являясь должником по исполнительному производству, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Постановление о признании должника виновным по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае было вынесено, вступило в законную силу.
В срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, администрация муниципального района «Прилузский» Республики Коми не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения. Данных об отмене постановления о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы, в целом сводящиеся к отсутствию у администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми достаточного финансирования для исполнения требований исполнительного документа, длительности согласовательных процедур для заключения муниципального контракта, не влекут отмену судебного акта.
Должностное лицо отдела судебных приставов и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией муниципального района «Прилузский» Республики Коми с 2022 года не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), то есть исчерпывающие меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность в совершении вмененного административного правонарушения.
С учетом даты вступления решения суда в законную силу, выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства, суду не представлено безусловных и бесспорных доказательств того, что в настоящее время предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на получение денежных средств с целью исполнения приведенного выше решения суда в полном объеме.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О указано, что положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины, только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.
В течение длительного периода решение суда не исполнено, что свидетельствует о том, что администрацией муниципального района «Прилузский» Республики Коми принято недостаточно организационно-правовых мер для исполнения судебного акта.
Совершенное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, в том числе на безопасные условия движения.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Назначенное администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации в пределах санкции части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми Попова М.Е. от 07 февраля 2024 года № 28 и решение судьи Прилузского районного суда Республики Коми от 07 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального района «Прилузский» Республики Коми Пименова М.А. - без удовлетворения.
Судья - И.С. Мишарина