ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-3155/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
10 февраля 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В.,
судей Федотовой Е.В., Кириченко А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мухиной Татьяны Ювенальевны на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2021 года по гражданскому делу № 2-2388/2021 о признании права на назначение пенсии.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д., проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Истец Мухина Т.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании права на назначение пенсии. В обоснование заявленных исковых требований указала, что с мая 1986 по январь 2014 года истица проживала в государстве Украина.
В период с 15 сентября 1997 года по 31 марта 2010 года Т.Ю. Мухина проходила службу в органах налоговой милиции Украины. Выслуга лет составила 12 лет 6 месяцев 16 дней.
01 апреля 2010 года истцу была назначена пенсия в связи со службой в налоговой милиции Украины как сотруднику органов внутренних дел.
01 апреля 2018 года выплата пенсии на территории Украины была прекращена в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, Республику Татарстан, г. Зеленодольск.
Пенсионное дело истца было направлено в Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, однако ответчик неоднократно отказывал в назначении пенсии как сотруднику органов внутренних дел.
30 ноября 2020 года Министерством внутренних дел по Республике Татарстан в назначении пенсии по линии МВД на территории Российской Федерации было повторно отказано. Сданным отказом истец не согласна.
Просила суд признать отказ Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 25 ноября 2020 года № 69/5006 в назначении пенсии незаконным и обязать ответчика назначить пенсию по линии МВД с момента повторного обращения, то есть с 27 октября 2020 года.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 28 июня 2021 года, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан исковые требования Мухиной Т.Ю. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Мухина Т.Ю. просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Лица участвующие в деле в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом и своевременно, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, с 15 сентября 1997 года по 31 марта 2010 года Т.Ю. Мухина проходила службу в органах налоговой милиции Государственной налоговой администрации в Харьковской области Украины. Т.Ю. Мухиной выплачивалась пенсия в связи со службой в налоговой милиции Украины. Выплата пенсии с 01 апреля 2018 года прекращена в связи с переездом истца из Украины, пенсионное дело направлено в Министерство внутренних дел по Республике Татарстан.
Письмом Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 25 ноября 2020 года № 69/5006 в назначении пенсии Мухиной Т.Ю. по линии МВД было отказано.
Из материалов дела также следует, что Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам РТ от 17 октября 2018 года Т.Ю. Мухиной назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 апреля 2018 года бессрочно. Однако период работы с 15 сентября 1997 года по 01 января 2002 года в органах налоговой милиции не был включен в общий трудовой (страховой) стаж истца.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции в удовлетворении исковых требований Мухиной Т.Ю. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о включении в общий трудовой (страховой) стаж периода работы в органах налоговой милиции, возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии, было отказано.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Мухиной Т.Ю.
При этом суд исходил из того, что Мухина Т.Ю. уволена со службы в органах налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины, являющейся самостоятельным органом исполнительной власти данного государства, не относящимся к органам внутренних дел Украины. Пенсия назначена в связи со службой в налоговой милиции Украины.
Суд первой инстанции посчитал, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бывших сотрудников иных органов и учреждений не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с их переездом на постоянное жительство в Российскую Федерацию.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с его выводами и правовым обоснованием согласилась, оставив без изменения.
Со ссылками на положения Соглашения от 24.12.1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ", а также Соглашения от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения", суд апелляционной инстанции указал на то, что служба в налоговой милиции государственной налоговой администрации является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Украины.
Выводы нижестоящих судебных инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, в обжалуемом судебном акте им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой, не имеется.
Применительно к положениям ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абз. 5 п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 4 Закона, проходивших службу в других государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между РФ либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г., государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 г. определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 г. следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 г. на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
В период прохождения истцом службы в налоговой милиции Украины налоговое администрирование на Украине осуществлялось в соответствии с Законом Украины от 4 декабря 1990 г. N 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине".
Статьей 1 Закона определено, что к системе органов государственной налоговой службы принадлежат: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районных, городах.
В составе органов государственной налоговой службы находились соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (далее - налоговая милиция).
В ст. 4 Закона закреплено положение о том, что государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительный власти.
Данный Закон утратил силу в соответствии с Законом Украины от 5 июля 2012 г., полномочия налоговой милиции закреплены ст. 350 НК Украины.
Таким образом, служба в налоговой милиции государственной налоговой администрации является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Украины, о чем нижестоящими судами сделан верный вывод.
Договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников налоговой милиции (полиции) государств-участников СНГ не заключались.
Ввиду того, что Мухина Т.Ю. уволена со службы в налоговой милиции ГНА Украины, и ей назначена пенсия за выслугу лет по линии налоговой службы, нижестоящие судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с переездом на постоянное жительство в Российскую Федерацию, не имеется.
Несогласие подателя кассационной жалобы с данной судами оценкой его доводов и доказательств не свидетельствует о нарушении принципов состязательности и равноправия сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции дана правовая оценка выводам, содержащимся в Решении Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 года по иску Мухиной Т.Ю. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Зеленодольскому району Республики Татарстан. Оснований с ней не согласиться суд кассационной инстанции не усматривает.
То обстоятельство, что в соответствии с законодательством государства Украина сотрудники органов налоговой милиции пользуются правами и социальными гарантиями как сотрудники органов внутренних дел, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку Государственная налоговая администрация Украины является самостоятельным органом исполнительной власти, не входящим в систему органов внутренних дел данного государства и соответствующих обязательств по пенсионному обеспечению бывших сотрудников налоговой милиции Украины у Российской Федерации не имеется.
Каких-либо доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, настоящая кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно, нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда и определения судебной коллегии, не допущено.
Доводов, опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанции либо ставящих под сомнение законность и обоснованность таких выводов, в кассационной жалобе не приведено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мухиной Татьяны Ювенальевны – без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Федотова
А.Д. Кириченко