Решение по делу № 8Г-24751/2023 [88-35891/2023] от 25.07.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                   Дело № 88-35891/2023

№ дела суда 1-й инстанции 2-1018/6/2022

УИД 92MS0006-01-2022-001922-33

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                   20 октября 2023 года

    Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лозовой Н.В., рассмотрев кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго», поданную представителем ФИО5, на апелляционное определение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2023 года по гражданскому делу по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Севтеплоэнерго» к Жукову Михаилу Владимировичу и Жуковой Татьяне Борисовне о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию,

установил:

ГУПС «Севтеплоэнерго» обратилось в суд с исковым заявлением к Жукову М.В. и Жуковой Т.Б., в котором, с учетом уточнений, просило взыскать с ответчиков задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере по <данные изъяты>, сумму пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере по <данные изъяты>, судебные расходы по уплате государственной пошлины с каждого.

Решением мирового судьи судебного участка № 6 Гагаринского судебного района города Севастополя от 28 ноября 2022 года требования ГУПС «Севтеплоэнерго» удовлетворены в полном объеме.

Апелляционным определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ГУПС «Севтеплоэнерго» отказано.

В поданной в Четвертый кассационный суд кассационной жалобе представителем истца ФИО5 ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.

Заявитель жалобы считает, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд.

Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, так как такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Из материалов гражданского дела следует, что ГУП города Севастополя «Севтеплоэнерго» является централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Севастополе, в том числе в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>-В.

Ответчики Жуков М.В. и Жукова Т.Б. являются собственниками (по <данные изъяты> доле в праве) <адрес>, отключенной от системы центрального отопления, плата за отопление самой квартиры не начисляется. С октября 2020 года производится начисление платы за отопление общего имущества многоквартирного дома (общедомовые нужды).

ГУП города Севастополя «Севтеплоэнерго» в обоснование своих исковых требований ссылается на то, что в многоквартирном доме имеется система централизованного теплоснабжения, предоставление услуги по теплоснабжению является обязательным условием содержания такого дома.

Согласно представленному истцом расчету ответчики не производили оплату за отопление (ОДН), в связи с чем образовалась задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени – <данные изъяты>, что послужило основанием для обращения истца в суд.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210 Гражданского кодекса РФ, статей 153, 154, 157 Жилищного кодекса РФ, пунктами 4, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом исковых требований и об их удовлетворении.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, так как в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>-В, отопительные приборы и иные теплопотребляющие элементы внутридомовой инженерной системы отопления фактически отсутствуют с момента постройки дома, а не в связи с последующим переустройством.

Абзацами седьмым и двенадцатым пункта 6 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя:

-сведения, подтверждающие отсутствие в помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, в том числе копии документов, входящих в состав технической документации и подтверждающих указанные сведения.

Из материалов дела следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУПС «УК Гагаринского района - 2» направило в ГУПС «Севтеплоэнерго» перечень адресов многоквартирных домов, в которых согласно технической документации на МКД во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отсутствуют отопительные приборы или иные теплопотребляющие элементы внутридомовой инженерной системы отопления, просило исключить начисление коммунальной услуги по теплоснабжению на ОДН для собственников помещений в данных домах. В указанный перечень включен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>В.

В ответ на запрос мирового судьи ГУПС «УК Гагаринского района - 2» предоставило информацию, а также комиссионный акт от ДД.ММ.ГГГГ о произведенном осмотре внутридомовых инженерных систем центрального отопления в <адрес>, введенном в эксплуатацию с 1983 года, согласно которым система центрального отопления в местах общего пользования (подъездах) МКД с момента ввода его в эксплуатацию отсутствует.

Из ответа ГУПС «УК Гагаринского района - 2» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Жуковой Т.Б. следует, что в ГУПС «УК Гагаринского района - 2» имеется технический паспорт на многоквартирный <адрес>, копия которого передана в ГУПС «Севтеплоэнерго», иной документации, в частности документации о схеме теплоснабжения, нет.

Согласно представленному в суд апелляционной инстанции акту, составленному комиссией ГУПС «УК Гагаринского района - 2» ДД.ММ.ГГГГ, в результате обследования установлено, что <адрес>-В по <адрес> в <адрес> введен в эксплуатацию с 1983 г., 5-ти этажный, 45- квартирный, 4- подъездный. С момента ввода в эксплуатацию на лестничных клетках в подъездах отсутствуют стояки, лежаки, обогревающие элементы, регулирующая и запорная арматура, коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, а также другое оборудование общедомовой системы центрального отопления.

Как следует из материалов дела, техническую документацию на внутридомовую инженерную систему отопления, схему теплоснабжения многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>-В, стороны представить не смогли.

При этом доводы истца о том, что представленные управляющей компанией сведения не могут быть приняты в связи с отсутствием соответствующей технической документации, суд апелляционной инстанции признал необоснованными, так как пункт 6 Правил № 354 не содержит условия о том, что отсутствие системы отопления в подъездах, иных помещениях общего пользования в МКД, должно быть подтверждено исключительно технической документацией.

Принимая во внимание, что указанный многоквартирный жилой дом сдан в эксплуатацию 40 лет назад, то требование истца о предоставлении технической документации на инженерные сети отопления как условие для неначисления платы за отопление на общедомовые нужды, суд апелляционной инстанции признал необоснованными, как ущемляющим права собственников помещений МКД, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

Суд кассационной инстанции с выводами суда апелляционной инстанций согласиться не может, так как они являются преждевременными, и считает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая ГУПС «Севтеплоэнерго» в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции сослался на то, что в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>-В, отопительные приборы и иные теплопотребляющие элементы внутридомовой инженерной системы отопления фактически отсутствуют с момента постройки дома, а не в связи с последующим переустройством.

Как установлено Правилами №354, исполнитель определяет плату за коммунальную услугу по отоплению с расчетного периода, в котором предоставлено указанное заявление, при наличии в документах, входящих в состав технической документации, сведений, указанных в абзаце двенадцатом пункта 6 Правил № 354. В целях определения исполнителем размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом отсутствия в жилом или нежилом помещении отопительных приборов или иных теплопотребляющих элементов внутридомовой инженерной системы отопления, установки индивидуальных источников тепловой энергии в помещении в многоквартирном доме в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации, потребитель коммунальной услуги представляет в адрес исполнителя копии документов, подтверждающих проведение такого переустройства.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>-в, подключен к сетям централизованного теплоснабжения, что ответчиками не оспаривается. Каких либо доказательств полного отсутствия фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, обусловленного особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы, суду не представлено.

Судом апелляционной инстанции сделан вывод об отсутствии в помещениях данного многоквартирного дома элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.) только на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ о произведенном осмотре внутридомовых инженерных систем центрального отопления в указанном доме, представленного ГУПС «УК Гагаринского района-2» (л.д.51 и об., 68-69). При этом судом отмечено, что иной документации, в частности документации о схеме теплоснабжения, нет.

То есть, до указанной даты истец такими сведениями не обладал.

Как отметил Верховный суд Российской Федерации в Определении от 7 июня 2019 года № 308-ЭС18-25891, Конституционный суд в Постановлении от 27апреля 2021 года № 16-П, согласно «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года №543-ст, «многоквартирный дом» - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт б Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170).

Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил № 354 и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Несмотря на то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 Гражданского кодекса РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П).

Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.

Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (аналогичная правовая позиция высказана и в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года).

Письмо от ДД.ММ.ГГГГ ГУПС «УК Гагаринского района - 2» с перечнем адресов многоквартирных домов, в которых согласно технической документации многоквартирных домов во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, отсутствуют отопительные приборы или иные теплопроводящие элементы внутридомовой инженерной системы отопления, таковым не является.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что начисление платы за отопление на общедомовые нужды для собственников квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Жукова М.В. и Жуковой Т.Б. должно производиться в соответствии с абзацем шестым пункта 42(1) Правил №354, а именно по формуле 2(3-1) приложения № 2 к Правилам №354.

При этом пунктом 42(1) Правил № 354 установлено, что в многоквартирном доме, в котором все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления, что подтверждено технической документацией на многоквартирный дом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3-1), 2(4-1), 3(1-1), 3(2-1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Так же, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года № 16-П, не учел, что в данном Постановлении и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 1018, которыми вносятся изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликовано 2 июля 2021 года). Никаких указаний о распространении на отношения, возникшие до введения его в действие, данный документ не содержит.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не может признать апелляционное определение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2023 года без оценки данных обстоятельств, на которые истец ссылается в кассационной жалобе, законным и обоснованным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для его отмены с направлением материалов дела рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить данный вопрос в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами, исследовать доводы сторон, в том числе содержащиеся в кассационной жалобе, дать им надлежащую правовую оценку и разрешить данный вопрос в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

                                                     определил:

апелляционное определение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2023 года отменить.

Материалы гражданского дела направить на новое апелляционное рассмотрение в Гагаринский районный суд города Севастополя.

Судья                                                                Н.В. Лозовая

8Г-24751/2023 [88-35891/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУП города Севастополя "Севтеплоэнерго"
Ответчики
Жуков Михаил Владимирович
Жукова Татьяна Борисовна
Другие
Черевко Оксана Павловна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
20.10.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
20.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее