Решение по делу № 2-544/2016 от 27.09.2016

Дело № 2-544/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вуктыл Республика Коми 12 октября 2016 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сергеевой Е.Е.,

при секретаре Учайкиной Ж.К.,

с участием помощника прокурора города Вуктыл Республики Коми Новиковой А.Е.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» Прокопчук К.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города

Вуктыл Республики Коми в интересах Кармановой А.К. к администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», не ниже нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Вуктыл Республики Коми обратился в суд в защиту прав и законных интересов Кармановой а.к., <данные изъяты>, с заявлением об обязании администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» предоставить Кармановой А.К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», не ниже нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании прокурор в полном объеме поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

Истец Карманова А.К. о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть заявление прокурора в ее отсутствие, с заявлением согласна, просит его удовлетворить.

Представитель Межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (г. Вуктыл), извещенный судом надлежащим образом о рассмотрении дела, ходатайствовал о рассмотрении заявления прокурора в свое отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании, не оспаривая законных оснований для наличия обязанности по предоставлению жилого помещения истице, пояснил, что с требованиями прокурора не согласен, поскольку к моменту рассмотрения данного искового заявления судом, такое жилое помещение Кармановой А.К. фактически предоставлено, что подтверждается копией письма от 05.10.2016 № 8018, направленного в адрес истца о необходимости обращения к ответчику для заключения договора специализированного найма жилого помещения. То есть возложенные действующим законодательством на администрацию муниципального образования городского округа «Вуктыл» обязанности исполнены ответчиком добровольно.

Заслушав мнение и доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в прокуратуру города Вуктыла Республики Коми с письменным заявлением 21 сентября 2016 обратилась Карманова А.К., просила об оказании содействия в предоставлении жилого помещения.

Карманова А.К. родилась <адрес>. Выявлена и поставлена на учет в качестве детей, оставшихся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ (на основании записи за ДД.ММ.ГГГГ в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей на территории <адрес>), в связи с тем, что ее родители лишены родительских прав.

По постановлению муниципального образования «Город Вуктыл» от <данные изъяты> несовершеннолетняя Карманова А.К. устроена под опеку в п. Подчерье Вуктыльского района.

На основании постановления Главы администрации села Подчерье от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Кармановой А.К. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Р. К., <адрес>. Как следует из постановления администрации муниципального района «Вуктыл» от 05 августа 2008 года № 08/964 «О списании имущества», вышеуказанное жилое помещение списано, в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации, поскольку согласно информации о подтверждении факта пожара Отделения надзорной деятельности города Вуктыла от ДД.ММ.ГГГГ, данный дом сгорел полностью в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Кармановой А.К. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не содержатся сведения о наличии у нее в собственности объектов недвижимости. Аналогичные сведения указаны и в уведомлении Филиала Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Р. К. от ДД.ММ.ГГГГ.

По постановлению администрации муниципального района «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ признан факт невозможности проживания Кармановой А.К в закрепленном за ней жилом помещении, находящимся по адресу: Р. К., <адрес>.

Как следует из постановления администрации муниципального района «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ Карманова А.К. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

В настоящее время Карманова А.К. проживает в городе Ухте Республики Коми, в 2017 году заканчивает учебу в магистратуре «Ухтинского государственного технического университета», после окончания которого ей необходимо жилье для проживания, о чем свидетельствует ее заявление о постановке на учет на предоставление жилого помещения в администрации муниципального района «В.», а также факт обращения в прокуратуру города.

Таким образом, судом установлено, что истец остро нуждается в социальной поддержке.

В соответствии с Законом Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 144-РЗ «О преобразовании муниципальных образований муниципального района «Вуктыл» в Республике Коми и внесении изменений в связи с этим в Закон Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» 12 декабря 2015 года муниципальное образование муниципальный район «Вуктыл» преобразован в муниципальное образование городской округ «Вуктыл».

До настоящего времени договор специализированного найма соответствующего жилого помещения с Кармановой А.К. со стороны администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» не заключен.

Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение, пользование для временного проживания в нем (ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений ст. 98.1. названного Кодекса, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания данных лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1); жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2); по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 в ред. Федерального закона от 02 июля 2013 года № 185-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 8 вышеназванного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года, предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, при установленных по делу фактических обстоятельствах и в силу вышеприведенных положений законодательства, Карманова А.К. имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; включена в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда; достигла возраста 18 лет, заканчивает обучение в «Ухтинском государственном техническом университете».

В настоящее время правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления) мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 01 января 2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 3 данного Закона, включение граждан указанной категории, достигших возраста 14 лет, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список), осуществляется, как и в соответствии с ранее действующим законодательством, соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона, жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменным запросам лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и профессиональных организациях высшего образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Частью 2 статьи 7 Закона Республики Коми № 134-РЗ установлено, что жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В соответствии с названным Законом Республики Коми, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются граждане, место жительства которых расположено на территории Республики Коми (ч. 1 ст. 2).

На основании изложенного, учитывая, что до настоящего времени Карманова А.К. не обеспечена жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на администрацию муниципального образования городского округа «Вуктыл» как орган, принявший решение о включении Кармановой А.К. в соответствующий Список.

При этом, следует отметить, что факт учета лица в указанном Списке означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

С учетом требований закона на ответчика возлагается обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения размером не ниже нормы предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования городского округа «Вуктыл».

Согласно п. 1 Решения Совета городского округа «Вуктыл» от 14 июля 2016 года № 93 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, норма предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл» по договору социального найма, установлена в размере 15 (пятнадцать) квадратных метров общей площади на одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В данном случае направление ответчиком истцу уведомления о необходимости явки в администрацию для осмотра, принятия и заключения соответствующего договора жилого помещения не имеет правового значения по делу. Данный факт свидетельствует лишь о намерении ответчика исполнить обязанности, возложенные на него действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Вуктыл Республики Коми в интересах Кармановой А.К. к администрации муниципального образования городского округа «Вуктыл» - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального округа «Вуктыл» предоставить Кармановой А.К., ДД.ММ.ГГГГ, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, в виде отдельной квартиры, на состав семьи один человек, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным жилищным законодательством, находящееся на территории муниципального образования городского округа «Вуктыл», не ниже нормы, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения суда, то есть с 17 октября 2016 года, суда через Вуктыльский городской суд Республики Коми.

Судья Е.Е. Сергеева

2-544/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Вуктыла
Карманова А.К.
Ответчики
Администрация МОГО "Вуктыл"
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
27.09.2016Передача материалов судье
27.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2016Судебное заседание
17.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее