Решение по делу № 2-665/2022 от 14.04.2022

дело № 2-665/2022

УИД 56RS0033-01-2022-001257-65

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м     Р о с с и й с к о й     Ф е д е р а ц и и

20 июля 2022 года                                                                   г.Орск Оренбургской области

Советский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Курносовой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Плотниковой Ю.С.,

с участием представителя истца Копылова С.Г. – Карымова В.Р.,

представителя ответчика Акульшиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копылова Сергея Геннадьевича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и понуждении назначить пенсию,

у с т а н о в и л:

Копылов С.Г. обратился в суд с заявлением к ОПФР по Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и понуждении назначить пенсию.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 5 июля 2019 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением начальника Управления ПФ РФ в г.Орске № 260 от 15 октября 2019 года ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого льготного стажа. При этом, из стажа исключены периоды работы на Крайнем Севере с 26 августа 1983 года по 29 мая 1984 года продолжительностью 09 месяцев 4 дня и с 25 января 1998 года по 23 октября 1990 года продолжительностью 2 года 8 месяцев 29 дней, так как отсутствуют документальное подтверждение работы в районах Крайнего Севера. С указанным решением ответчика не согласен. Кроме того, в страховой стаж при назначении пенсии не включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 1996 года по 15 июля 2001 года.

Уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые требования, истец просил признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Орске Оренбургской области от 15 октября 2019 года об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы в районах Крайнего Севера с 26 августа 1983 года по 29 мая 1984 года продолжительностью 9 месяцев 4 дня в должности старшего егеря <данные изъяты>, период работы в районах Крайнего Севера с 25 января 1998 года по 23 октября 1990 года продолжительностью 2 года 8 месяцев 29 дней в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машиниста передвижной электростанции, водителя 3 класса на все виды и марки автомашин соответствующих категорий <данные изъяты>, включить в страховой стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 1996 года по 15 июля 2001 года, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 5 июля 2019 года.

Истец Копылов С.Г. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Копылова С.Г. – Карымов В.Р., действующий на основании доверенности 56 АА 2369899 от 25 ноября 2021 года, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика ОПФ РФ по Оренбургской области - Акульшина М.А., действующая на основании доверенности от 1 октября 2021 года, исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что в ОПФР по Оренбургской области отсутствуют сведения, подтверждающие факт работы истца в районах Крайнего Севера. По требованиям о включении в страховой стаж истца периодов осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 1996 года по 15 июля 2001 года пояснила, что отсутствуют правовые основания для включения спорных периодов, так как страховые взносы за данные периоды ИП не уплачены, документы об уплате страховых взносов истцом не представлены. Просила в иске отказать.

Исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением пенсии).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При этом применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

К числу районов Крайнего Севера отнесен Ямало-Ненецкий автономный округ, Коми АССР, Усинский район Коми АССР.

Аналогичные положения содержались в п. 6 ч. 1 ст. 28 ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

В силу положений ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, а также согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Подпунктом 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом в силу п. 3 названного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Из смысла изложенных положений закона следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а в случае если в них содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, - документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил, в т.ч. трудовой книжкой установленного образца.

Как установлено судом, 5 июля 2019 года Копылов С.Г., 10 июня 1962 года рождения обратился в ГУ УПФ РФ в г.Орске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в г.Орске от 15 октября 2019 года № 260 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, кроме того, в страховой стаж истца не включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 1996 года по 15 июля 2021 года в связи с отсутствием сведений об уплате страховых взносов. По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 7 лет 03 месяца 4 дня, требуется 9 лет. Продолжительность страхового стажа составила 20 лет 02 месяца 14 дней, требуется 25 лет.

Дата регистрации Копылова С.Г. в качестве застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета – 3 декабря 1998 года.

Спорные периоды работы истца имели место до указанной даты.

Как следует из решения пенсионного органа, ответчиком не приняты к зачету в специальный стаж периоды работы истца 26 августа 1983 года по 29 мая 1984 года в должности старшего егеря <данные изъяты> в районах Крайнего Севера.

В обоснование требований истец ссылался на то, что он в спорный период осуществлял свою трудовую деятельность в <адрес>, то есть его трудовая деятельность осуществлялась в районах Крайнего Севера.

В ходе судебного разбирательства установлено, что основанием к отказу пенсионным органом во включении периода работы в <данные изъяты> послужило отсутствие документального подтверждения факта работы в территориальных условиях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ №400.

Как следует из записи в трудовой книжке истца, 26 августа 1983 года Копылов С.Г. принят на работу в <данные изъяты> старшим егерем. Уволен 29 мая 1984 года по собственному желанию.

Из справки №297 от 5 мая 2022 года, выданной <данные изъяты> следует, что Копылов С.Г. работал старшим егерем в <данные изъяты> с 26 августа 1983 года по 29 мая 1984 года. Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации <данные изъяты> зарегистрировано 3 февраля 1992 года. В соответствии с п. 1.7 Устава <данные изъяты> является правопреемником <данные изъяты>, организованного в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Коми АССР от 19 января 1945 года №45 «Об организации добровольного охотничьего общества». <данные изъяты> входит в состав <данные изъяты> на правах обособленного подразделения и находится в <адрес>. В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей МО <данные изъяты> является районом Крайнего Севера.

Кроме того, в материалы дела представлены копии распоряжения №39-к от 12 сентября 1983 года о приеме на работу Копылова С.Г. на должность старшего егеря <данные изъяты>, а также распоряжение №29-к от 1 июня 1984 года об увольнении Копылова С.Г. с должности старшего егеря с 29 мая 1984 года по собственному желанию.

Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, что <данные изъяты>, в котором истец работал в оспариваемые периоды, действительно существовало. Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 23 мая 2022 года Региональная общественная организация <данные изъяты> зарегистрирована в качестве юридического лица 23 октября 2002 года, юридическое лицо создано до 1 июля 2002 года, находится в <адрес>.

Оценив представленные в ходе рассмотрения дела доказательства: трудовую книжку истца, справку Региональной общественной организацией <данные изъяты>, суд приходит к выводу о том, что истец осуществлял трудовую деятельность в спорные периоды в районе Крайнего Севера, в связи с чем периоды работы с 26 августа 1983 года по 29 мая 1984 года в должности старшего <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж истца.

Рассматривая обоснованность не включения в стаж работы истца в районах Крайнего Севера периода с 25 января 1988 года по 23 октября 1990 гора в <данные изъяты>, суд приходит к следующему.

Из трудовой книжки истца следует, что в 25 января 1988 года истец принят в <данные изъяты> на должность электромонтера по ремонту и обслуживаю электрооборудования, с 1 февраля 1988 года переведен машинистом передвижной электростанции на участок <данные изъяты>, 11 февраля 1991 года уволен по собственному желанию, с 26 июля 1990 года переведен водителем третьего разряда на все виды и марки автомашин участка <данные изъяты>.

Согласно справке №88 от 27 июня 2022 года, уточняющей работу в особых условиях труда, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выданной ООО <данные изъяты>, работодатель подтверждает льготный характер работы Копылова С.Г.

Из справки следует, что Копылов С.Г. действительно работал в <данные изъяты> (правопреемник филиал <данные изъяты>): с 25 января 1998 года по 31 января 1988 года (приказ №16 от 25 января 1988 года), с 18 мая 1988 года (приказ № 93 от 20 мая 1988 года) по 30 июня 1988 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования вахтово-экспедиционным методом; с 1 февраля 1988 года (приказ №10 от 25 февраля 1988 года) по 17 мая 1988 года в качестве машиниста передвижной электростанции <данные изъяты> (на время зимнего периода); с 1 июля 1988 года (приказ №151 от 20 июля 1988 года) по 25 июля 1990 года в качестве машиниста передвижной электростанции; с 26 июля 1990 года (приказ №255-к от 30 июля 1990 года) по 11 января 1991 года (приказ № 347-к от 23 октября 1990 года) в качестве водителя 3 класса на все виды и марки автомашин соответствующих категорий.

Работа производилась в течение полного рабочего дня с установленной ежедневной нормой рабочего времени и выполнением годового баланса рабочего времени. В период с 25 января 1988 года по 17 мая 1988 года работа протекала на <данные изъяты>. В период с 18 мая 1988 года по 30 июня 1988 года работа производилась в г<данные изъяты>, местность, приравненная к районам Крайнего Севера. В период с 1 июля 1988 года по 11 февраля 1991 года – в <данные изъяты>.

С 1 февраля 1993 года <данные изъяты> реорганизовано в автотранспортный цех треста <данные изъяты>. 18 ноября 1994 года трест <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты>. С 19 мая 1997 года Буровое предприятие <данные изъяты> реорганизовано в филиал <данные изъяты> С 1 декабря 1999 года <данные изъяты> передано в состав филиала <данные изъяты>. С 14 декабря 2004 года дочернее ООО <данные изъяты> переименовано в ООО <данные изъяты> С 19 июня 2009 года ООО <данные изъяты>) переименовано в ООО <данные изъяты>, филиал <данные изъяты> переименован в филиал <данные изъяты>

Кроме того, в материалы дела были представлены лицевые счета по заработной плате истца за 1998-1991 года (л.д. 124-163), из анализа которых следует, что в указанные периоды истцу начислялась заработная плата с применением повышенного районного коэффициента, северных надбавок, что свидетельствует о том, что в указанное время его работа осуществилась в районах Крайнего Севера, что и было подтверждено его работодателем.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела документов подтверждено, что в периоды с 25 января 1988 года по 17 мая 1988 года и с 1 июля 1988 года по 23 октября 1990 года истец осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, а в период с 18 мая 1988 года по 30 июня 1988 года в местности, приравненной к Крайнему Северу, а потому был вправе претендовать на их зачет при назначении пенсии.

Разрешая требования истца о включении в страховой стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности, суд находит, что указанные требования подлежат частичному удовлетворению.

Из решения УПФР в г. Орске Оренбургской области от 15 октября 2019 года следует, что в страховой стаж Копылова С.Г. не включены периоды предпринимательской деятельности с 1 января 1996 года по 15 июля 2001 года.

Согласно справке об уплате взносов в Пенсионный фонд, выданной ОПФР по республике Коми, за период с 01 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года уплата страховых взносов произведена в полном объеме, с 1 января 1996 года по 15 июля 2001 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отсутствует (л.д. 93).

Представитель истца не оспаривал, что уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в спорный период истцом не производилась.

Как следует из ответа ИФНС <данные изъяты> на запрос суда, Копылов С.Г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10 января 1992 года по 1 июля 1992 года, с 1 октября 1992 года по 1 января 1994 года и с 1 декабря 1995 года по 23 апреля 1999 года, согласно имеющимся данным Копыловым С.Г. производилась сдача отчетности и уплата налога на доходы физических лиц за 1995, 1996, 1998 годы.

Как следует из решения пенсионного органа, часть периода предпринимательской деятельности с 1 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года включена ответчиком в страховой стаж истца, поскольку за указанный период истцом производилась уплата страховых взносов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В соответствии со статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (действовавшей в спорные периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности) в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Согласно статье 8 вышеназванного Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в первоначальной редакции, действовавшей в спорные периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации - обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые плательщики страховых взносов уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; плательщиками страховых взносов государственного пенсионного страхования являются работодатели, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане, лица без гражданства (далее - граждане), которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору; уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24 мая 2005 года № 223-О, от 29 сентября 2011 года № 1179-О-О и от 25 января 2012 года № 226-О-О).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" с учетом его разъяснения в Определении от 26.11.1998 N 144-О, указанные в нем граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, в периоды с 1 января по 10 февраля 1997 года и с 25 августа по 31 декабря 1998 года из-за отсутствия нового правового регулирования не должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» для деятельности индивидуальных предпринимателей была введена упрощенная система налогообложения деятельности. Официальным документом, удостоверяющим право пользования упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый налоговыми органами, сроком на один календарный год. Годовая стоимость патента является фиксированным платежом, замещающим уплату единого налога на доход за отчетный период.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных положений ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства следует, что уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ является обязательным условием для включения предпринимательской деятельности в страховой стаж.

К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также уплата патента для лиц, применявших упрощенную систему налогообложения.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и положений приведенных норм материального права и разъяснений, регулирующих спорные правоотношения, истец обязан доказать факт исполнения им как страхователем обязанности по уплате в спорные периоды осуществления предпринимательской деятельности страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или иных приравненных к ним платежей.

Документов, подтверждающих уплату за указанные периоды единого налога на вмененный доход, выданных территориальными налоговыми органами в установленном порядке, как и доказательств оплаты истцом годовой стоимости патента, истцом не представлено.

Периоды с 01 февраля 1997 года по 10 февраля 1997 года, с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года подлежат включению в страховой стаж истца, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П и Определения Конституционного Суда РФ от 26.11.1998 N 144-О.

Поскольку истцом не представлено доказательств выполнения указанной обязанности за период с 1 января 1996 года по 31 декабря 1997 года, с 11 февраля 1997 года по 24 августа 1998 года, с 1 января 1999 года по 15 июля 2001 года, оснований для включения спорных периодов в страховой стаж не имеется.

С учетом включенных судом в специальный стаж истца периодов работы специальный стаж в РКС составит 10 лет 09 месяцев 07 дней (07 лет 03 месяца 04 дня РКС + 03 года 06 месяцев 03 дня (включенные судом).

На дату обращения истца за назначением пенсии 15 октября 2019 года ему исполнилось 57 лет и 4 месяца.

Поскольку с учетом включенных судом периодов работы стаж истца в РКС составил 10 лет 09 месяцев 07 дней, то пенсия ему может быть назначена с уменьшением возраста, - в 56 лет 8 месяцев.

Этого возраста истец достиг 10 февраля 2019 года. Однако на эту дату введено и действует новое правовое регулирование.

В соответствии с действующей с 01 января 2019 года редакцией п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

С 1 января 2019 года норма, установленная п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, предусматривает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону).

Из указанного Приложения № 6 следует, что в 2019 году право на назначение пенсии по п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 отдаляется на 12 месяцев.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 № 350-ФЗ предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из материалов дела, совокупный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом стажа в РКС и уменьшения возраста, возник у Копылова С.Г. 10 августа 2019 года и на дату обращения к ответчику превышал 10 лет.

Вместе с тем, страховой стаж истца с учетом подлежащих включению периодов с 1 января 1997 года по 10 февраля 1997 года (01 месяц 10 дней) и с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года (04 месяца 06 дней) составляет 20 лет 7 месяцев 30 дней (менее 25 лет), что недостаточно для назначения истцу страховой пенсии по старости досрочно.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Копылова Сергея Геннадьевича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и понуждении назначить пенсию, удовлетворить частично.

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области включить Копылову Сергею Геннадьевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 32 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года, периоды работы:

- с 26 августа 1983 года по 29 мая 1984 года продолжительностью 9 месяцев 4 дня в должности старшего егеря <данные изъяты>,

- с 25 января 1998 года по 23 октября 1990 года продолжительностью 2 года 8 месяцев 29 дней в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, машиниста передвижной электростанции, водителя 3 класса на все виды и марки автомашин соответствующих категорий <данные изъяты>.

Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области включить в страховой стаж Копылова Сергея Геннадьевича периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 января 1997 года по 10 февраля 1997 года и с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года продолжительностью 5 месяцев 16 дней.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                 подпись                                              Ю.В. Курносова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-665/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Копылов Сергей Геннадьевич
Ответчики
Пенсионный фонд в г. Орске
ГУ ОПФ РФ по Оренбургской области
Другие
Карымов Вадим Рашидович
Суд
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Курносова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
sovetsky.orb.sudrf.ru
14.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее