УИД 11RS0013-01-2024-000562-02 Дело № 2-313/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Цильма 11 сентября 2024 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Рудомётовой С.П.,
при секретаре судебного заседания Муравьёвой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Терентьев Р.Г., действующего в интересах Филиппов М.В., к администрации муниципального района «Ижемский» о признании права на переселение,
УСТАНОВИЛ:
Терентьев Р.Г., действующий в интересах Филиппов М.В., обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Ижемский» о признании права на переселение.
В обоснование требований указал, что в 1996 году матери истца ФИО1 по договору социального найма было предоставлено жилое помещение, состоящее из двух комнат, по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи в жилое помещение был вселен сын Филиппов М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. В последующем ФИО1 лишили родительских прав, Филиппов М.В. определили в приемную семью под опеку, сохранив за ним право на указанное жилое помещение. В дальнейшем номер квартиры перенумерован на №. Жильем по договору специализированного найма истец обеспечен не был, так как за ним было закреплено жилье. Заключением межведомственной комиссии от 04.03.2014 № 1 многоквартирный дом (далее – МКД) был признан аварийным и подлежащим сносу. В дальнейшем МКД сгорел. В 2021 году основной наниматель квартиры ФИО1 умерла, документов на квартиру у истца нет. В связи с признанием МКД аварийным, произошедшим пожаром и дальнейшим проживанием по другому месту жительства истец не осуществил восстановление утраченных документов, так как регистрация уже имелась, а лицевой счет за оплату коммунальных платежей был открыт на его мать. Обратившись устно в МБУ «Жилищное управление» за копией договора, было дано пояснение о том, что он отсутствует, возможно был утерян при переезде офиса с одного места на другое. В связи с признанием МКД аварийным, произошедшим пожаром дальнейшее проживание в нем истец не представлял возможным. Каких-либо предложений о предоставлении иного жилого помещения от администрации СП «Щельяюр» истцу не поступало. Иного жилого помещения на территории Российской Федерации у истца не имеется. В 2023 году с истцом по телефону связались сотрудники администрации МО МР «Ижемский», пояснили о том, что на территории СП «Щельяюр» в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда строится многоквартирный жилой дом, в котором ему, как нанимателю муниципального жилья должно быть предоставлено жилое помещение, но в связи с отсутствием договора социального найма жилое помещение может быть предоставлено только на основании судебного акта в рамках которого будет установлено право на переселение. В соответствии с распоряжением администрации СП «Щельяюр» от 21.01.2015 года № 3-р (о.д.) срок переселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> истек 31.12.2017, кроме того, указанный дом впоследствии должен быть разобран. В установленные сроки аварийный МКД не расселен, нанимателю <адрес> не предоставлено иное жилое помещение взамен аварийного. Вопрос о предоставлении жилья стал решаться спустя более девяти лет с даты признания МКД аварийным и спустя шесть лет с даты окончания установленного срока расселения. В настоящее время в связи с необходимостью трудоустройства истец выехал за пределы Ижемского района. Выезд за пределы СП «Щельяюр» вызван отсутствием жилья и работы, и не является мерой, связанной с окончательным переездом с основного места жительства (п. Щельяюр). При наличии жилья истец готов вернуться с семьей и проживать в муниципальном жилье. Фактическое отсутствие договора социального найма лишает истца права на предоставление иного жилого помещения, возводимого в рамках реализации адресной муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 – 2025 годах», утвержденной постановлением администрации МР «Ижемский» от 29.03.2019 № 211.
Просит признать право Филиппов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на переселение из ранее занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного 21.01.2015 аварийным. На следующий рабочий день, после вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию муниципального района «Ижемский» включить гражданина Филиппов М.В. в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 - 2025 годах», утвержденную постановлением администрации МР «Ижемский» от 29.03.2019 № 211, обеспечить его расселение.
Определением суда от 09.08.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация СП «Щельяюр».
Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.
Истец Филиппов М.В., его представитель Терентьев Р.Г. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Глава МР «Ижемский» ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя администрации. В представленном отзыве администрация МР «Ижемский» оставляет решение на усмотрение суда.
Заместитель руководителя администрации СП «Щельяюр» просила рассмотреть дело без участия представителя администрации, позиции по спору не представлено.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.03.2005.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Возникшие между сторонами правоотношения носят длящийся характер, возникли в период действия прежнего законодательства и продолжают действовать после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (часть 1). Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (часть 2).
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является муниципальным имуществом МР «Ижемский».
Заключением межведомственной комиссии от 14.03.2014 № 1 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации СП «Щельяюр» от 21.01.2015 № 3-р (о.д.) жильцы <адрес> должны быть переселены в другие жилые помещения в срок до 31.12.2017.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2); к таким вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункты 3, 6 части 1 статьи 14).
В силу части 4 статьи 14 этого же Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности, учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (часть 3).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5).
Из содержания искового заявления следует, что в 1996 году матери истца ФИО1 по договору социального найма было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи в квартиру был вселен её малолетний сын Филиппов М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Документы, подтверждающие основания вселения семьи ФИО1 в спорное жилое помещение, не сохранились.
Решением Ижемского районного суда Республики Коми от 14.02.2002 по делу № 2-47/2002 ФИО1 лишена родительских прав в отношении сына Филиппов М.В.; малолетний передан на воспитание органам опеки и попечительства администрации МО «Ижемский район».
На основании постановления администрации МР «Ижемский» от 04.03.2002 № 66 за малолетним Филиппов М.В. сохранено право на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, находящуюся в муниципальной собственности МО «Ижемский район».
Согласно выписке по лицевому счету № значится хозяйство, расположенное по адресу: <адрес> (ранее - 14), по состоянию на 2012 год членами хозяйства указаны: ФИО1 (глава хозяйства), Филиппов М.В. (сын).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, снята с регистрационного учета по месту жительства, по адресу: <адрес>, с 22.01.2021.
Филиппов М.В. зарегистрирован в указанном жилом помещении с 17.12.2014 по настоящее время.
Таким образом, судом установлено, что вселение истца в спорное жилое помещение произошло в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
Статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления жилого помещения, было предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
Статья 47 Жилищного кодекса РСФСР определяла, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статья 50 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Типовой договор найма жилого помещения, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР.
Статья 51 Жилищного кодекса РСФСР определяла, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Статьей 53 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора.
К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Исходя из положений статей 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавших в период вселения матери истца, а в последующем и самого истца, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение являлся основанием для вселения в жилое помещение. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилого помещения при фактическом вселении в предоставленное жилое помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Документов, свидетельствующих о том, что право семьи Филипповых на постоянное проживание в жилом помещении по адресу: <адрес> было оспорено, в материалах дела не имеется.
Филипповы добросовестно пользовались спорным жилым помещением, ФИО1 постоянно проживала в нем, вносились соответствующие коммунальные платежи, что подтверждается справкой МБУ «Жилищное Управление» об отсутствии задолженности по лицевому счету.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что между ФИО1, Филиппов М.В. и администрацией МР «Ижемский» фактически сложились отношения по договору социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе и на дату признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).
Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанного дома установленным в Положении требованиям.
Как указано выше, заключением межведомственной комиссии от 14.03.2014 № 1 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации СП «Щельяюр» от 21.01.2015 № 3-р (о.д.) жильцы <адрес> должны быть переселены в другие жилые помещения в срок до 31.12.2017.
Постановлением Правительства Республики Коми от 31.03.2019 № 160 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах».
Приложением № 1 к республиканской адресной программе утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в который включен многоквартирный <адрес>. Планируемая дата окончания переселения, - 31.12.2023, планируемая дата сноса МКД, - 31.12.2024.
Постановлением администрации МР «Ижемский» от 29.03.2019 № 211 утверждена адресная муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 - 2025 годах» (далее - Муниципальная программа).
Приложением № 1 к Муниципальной программе утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в который включен многоквартирный <адрес>. Планируемая дата окончания переселения, - IV.2023, планируемая дата сноса МКД, - IV.2024.
Таким образом, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, приведенный в Приложении № 1 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» и подлежит расселению.
Доказательств принадлежности истцу иных жилых помещений, которые были бы пригодны для проживания, материалы дела не содержат.
Поскольку между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора социального найма, независимо от того факта, что истец, как указывает ответчик, с заявлением о невозможности проживания по вышеуказанному адресу не обращался, установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у истца права на переселение из ранее занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного 21.01.2015 аварийным.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования обоснованы и подлежат удовлетворению, с возложением на ответчика - администрацию муниципального района «Ижемский» обязанности на следующий рабочий день, после вступления решения суда в законную силу, включить истца в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 - 2025 годах», утвержденную постановлением администрации МР «Ижемский» от 29.03.2019 № 211, обеспечить его расселение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право Филиппов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №, выданный ТП УФМС России по Республике Коми в Ижемском районе ДД.ММ.ГГГГ), на переселение из ранее занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного ДД.ММ.ГГГГ аварийным.
Обязать администрацию муниципального района «Ижемский» (ИНН 1119002293) на следующий рабочий день, после вступления решения суда в законную силу, включить гражданина Филиппов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Ижемский» в 2019 - 2025 годах», утвержденную постановлением администрации МР «Ижемский» от 29.03.2019 № 211, обеспечить его расселение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ижемский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.П. Рудомётова
Мотивированное решение составлено 18.09.2024.