Судья Данилова О.И. Дело № 33-1857/2019
Докладчик Степанова Н.Н.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Степановой Н.Н., Кедриной О.В.
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации города Липецка на решение Советского районного суда г.Липецка от 26 февраля 2019 года, которым постановлено:
«Обязать администрацию города Липецка в срок до 01.01.2022 года обеспечить холодное водоснабжение населения, проживающее в домах <адрес>, а также детское дошкольное учреждение по адресу <адрес> (МБДОУ № №) в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения» путем организации подачи воды через систему централизованного водоснабжения.
До организации обеспечения холодного водоснабжения населения домов <адрес>, а также детское дошкольное учреждение по адресу <адрес> (МБДОУ № №) в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями через систему централизованного водоснабжения,
обязать администрацию города Липецка организовать подвоз питьевой воды к указанным домам и детскому дошкольному учреждению (МБДОУ № №) в соответствии «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. № 644.
Обязать администрацию города Липецка через средства массовой информации или иным способом довести до сведения населения, проживающее в домах <адрес> по <адрес>, а также детское дошкольное учреждение по адресу <адрес> (МБДОУ №) решение суда и сведения, касающиеся качества поставляемой воды жителям указанных домов».
Заслушав доклад судьи Степановой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области обратилось в суд с иском к администрации города Липецка с требованием об обеспечении населения доброкачественной питьевой водой.
В обоснование заявленных требований истец указал, что жильцы домов по <адрес> и детское дошкольное учреждение обеспечиваются водой, которая не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» из-за повышенной концентрации нитратов и повышенной общей жесткости. Данные обстоятельства ведут к негативному воздействию на здоровье человека. В адрес ответчика неоднократно направлялось уведомление о не соответствии качества питьевой воды установленным требованиям, однако до настоящего времени какие-либо меры по данному вопросу не приняты, ситуация с обеспечением поселка Северный Рудник доброкачественной питьевой водой остается неудовлетворительной, администрацией не исполняются требования Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
С учетом уточнения требований истец просил обязать администрацию города Липецка в срок до 01.01.2022 года обеспечить население, проживающее в домах <адрес>, а также детское дошкольное учреждение по адресу <адрес> (МБДОУ №) доброкачественной питьевой водой путем организации подачи воды через систему централизованного водоснабжения, до выполнения указанного требования обязать ответчика организовать подвоз питьевой воды к указанным домам и детскому дошкольному учреждению (МБДОУ №) в соответствии с учетом минимальных норм водообеспечения, указанных в приложении № 3 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013г. №644.
В судебном заседании представители истца указанные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на то, что отсутствует предусмотренная действующим законодательством обязанность ответчика по организации подвоза питьевой воды, так как посёлок Северный Рудник обеспечен системой централизованного водоснабжения, ухудшение качества воды не является существенным. Кроме того, ответчик указывал, что утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы, в состав которого входят разработка мероприятий, направленных на развитие систем водоснабжения поселка Северный Рудник.
Представитель АО «ЛГЭК» в судебном заседании пояснил, что о проблеме водоснабжения <адрес>, в том числе домов по <адрес> и МБДОУ № всем известно. Действительно, в настоящее время подача воды в указанные дома происходит из скважины № 42204790, водоснабжение других домов производится из существующего водозабора поселка Северный Рудник, но подключить к нему жителей домов, указанных в исковом заявлении невозможно, поскольку данный водозабор не может обеспечить по объему воды жителей уже подключенных домов. Работы ведутся, однако в их выполнении имеется ряд проблем (таких как согласование санитарной зоны и пр.).
Представитель администрации Липецкой области полагала, что обязанность по обеспечению качественной питьевой водой жителей города должна быть возложена на администрацию города.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Липецка просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Рудакова Л.М. поддержала доводы жалобы в полном объеме, пояснила судебной коллегии, что администрацией города было подготовлено техническое задание, которое включено в инвестиционную программу по комплексу водоснабжения сроком до 2023 года, полагает, что суд неправомерно возложил на администрацию города обязанность обеспечить водоснабжение населения, поскольку администрация обязана только организовать водоснабжение, а обеспечение водоснабжения населения возложено на ресурсоснабжающую организацию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Колыхалова Т.В. возражала против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьих лиц администрации Липецкой области и Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенностям Уколова Т.В. возражала против удовлетворения жалобы, пояснила судебной коллегии, что спорная скважина находится в собственности Липецкой области, ОГУП «Водоканал» ее на свой баланс не принял, сейчас решается вопрос о передаче данной скважины в собственность города. Указанную скважину никто не обслуживает, плата за поступающую из скважины воду жителям никем не начисляется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители третьего лица АО «ЛГЭК» по доверенностям Воронина В.И. и Манаенков А.П. возражали против удовлетворения жалобы, пояснили судебной коллегии, что АО «ЛГЭК» является гарантирующим поставщиком по городу Липецку, однако скважина по <адрес> ими не обслуживается, воду по этим сетям они не поставляют, плату жителям не начисляют, в настоящее время построена новая скважина в <адрес>, но пока не введена в эксплуатацию, к 2023 году жители поселка должны быть подключены к новой скважине.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения.
В силу ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно Методическим Рекомендациям 2.1.4.0143-19. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения» качественная питьевая вода должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде в естественном состоянии или после водоподготовки, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам по совокупности показателей, характеризующих ее безопасность в эпидемическом и радиационном отношении, безвредность по химическому составу и имеющую благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с СанПиНом 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения" безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам: по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Согласно Таблице№2 предельно допустимая концентрация (ПДК) в воде нитратов составляет 45 единиц.
Судом установлено, что жители домов по <адрес>, а также детское дошкольное учреждение (МБДОУ №) обеспечиваются водой с использованием централизованной системы водоснабжения.
Подача воды в дома и дошкольное учреждение по этой улице осуществляется из скважины № 42204790, принадлежащей Липецкой области.
Из материалов дела, объяснений представителей сторон следует, что указанная скважина на балансе ресурсоснабжающей организации (гарантирующего поставщика) АО «ЛГЭК» не значится, обслуживание данной скважины и ее сетей никем не осуществляется, поставщик холодного водоснабжения не определен, плата за холодную воду жителям не начисляется.
В ходе проверки по заявлению жильца <адрес> ФИО13 истцом было проведено исследование качества питьевой воды, согласно которому установлено, что вода не отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к безопасности систем горячего водоснабжения», ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» из-за повышенной концентрации нитратов (90,0 мг/л при гигиеническом нормативе не более 45,0 мг/л) и по общей жесткости (8,2 при гигиеническом нормативе не более 7).
Из материалов дела следует, что ежегодно с 2015 года истцом в адрес главы г. Липецка направлялись уведомления о не соответствии качества питьевой воды установленным требованиям, в ответ на которые администрация города Липецка ссылалась на инвестиционную программу АО «ЛГЭК» в сфере холодного водоснабжения на 2016-2018 года, предусматривающую для обеспечения качественной питьевой водой жителей поселка Северный Рудник строительство водопровода от другого водозабора.
Возлагая на ответчика обязанность в срок до 01.01.2022 года обеспечить население по <адрес>, а также детское дошкольное учреждение, холодным водоснабжением, отвечающим требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, путем организации подачи воды через систему централизованного водоснабжения, суд верно руководствовался приведенными выше нормами материального права, возлагающими на орган местного самоуправления обязанность по организации водоснабжения населения и обеспечении условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В процессе судебного разбирательства факт подачи в жилые дома и дошкольное учреждение по <адрес> питьевой воды ненадлежащего качества представителем ответчика не оспаривался, позиция ответчика сводилась к тому, что выявленные показатели концентрации в воде нитратов и не соответствие воды требованиям общей жесткости не свидетельствуют о существенном ухудшении качества питьевой воды, что исключает необходимость подвоза питьевой воды.
Приказом Роспотребнадзора от 28.12.2012 N 1204 утверждены «Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требований к частоте отбора проб воды".
Действительно, согласно данным Критериям к существенному ухудшению качества питьевой воды относится наличие нитратов в количестве 225 единиц, тогда как в настоящем случае концентрация нитратов в воде составляет 90 единиц.
Вместе с тем, данные Критерии, равно как и приведенный выше СанПиН 2.1.4.1074-01, содержат показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность для населения, которые по нитратам составляют 45 единиц.
Таким образом, выявленная концентрация нитратов в питьевой воде из скважины по <адрес> почти вдвое превышает установленный показатель безопасности воды, что с явной очевидностью создает угрозу для здоровья жителей <адрес>.
Согласно ч. 9 ст. 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" на срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Поскольку установленные показатели качества питьевой воды не отвечают характеристикам ее безопасности, суд обоснованно возложил на администрацию города Липецка обязанность организовать подвоз питьевой воды к указанным домам и детскому дошкольному учреждению.
Довод жалобы о том, что обязанность осуществить подвоз воды может быть возложена на органы местного самоуправления только при отсутствии централизованной системы холодного водоснабжения, основан на ошибочном толковании ответчиком норм материального права.
В соответствии с п.71 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Поскольку имеющаяся централизованная система водоснабжения из скважины по <адрес> не обеспечивает население питьевой водой, качество которой соответствует требованиям санитарных правил, то есть требованиям безопасности, в целях создания для жителей, в том числе несовершеннолетних детей, благоприятной санитарно-гигиенической обстановки, исключающей влияние на здоровье вредных факторов, суд правомерно обязал администрацию города Липецка организовать подвоз питьевой воды к жилым домам и дошкольному учреждению по <адрес> <адрес>.
Довод ответчика об отсутствии решения органа местного самоуправления о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды из скважины по ул. Кузьминская не опровергает тот факт, что поступающая жильцам и░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░. 11 ░░. 23 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░" (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░").
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░