УИД 31RS0№-02 Дело № (№)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 марта 2024 г. г. Короча
Корочанский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Поповой И.В.,
при секретаре судебного заседания Кидановой О.В.,
с участием: истца - помощника прокурора Корочанского района Белгородской области Ходова И.Д.,
представителя ответчика - администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области Овчинниковой Н.А. (на основании доверенности), представителя ответчика ООО «УО Жилищник» Долгодворовой А.А. (на основании доверенности),
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Кощеенко Л.И., Одинцова В.А., Ревы Е.М., Решетникова В.И., Черкасова А.Е., Тетенькина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Корочанского района Белгородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилищник», администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области об оспаривании действий, обязании произвести перерасчет,
у с т а н о в и л:
Прокурор Корочанского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация Жилищник» (далее - ООО «УО Жилищник»), администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области, в котором с учетом увеличенных требований просил признать незаконными действия администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области по незаконному повышению тарифов по оплате за содержание жилья, утвержденные постановлением администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 355 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района «Корочанский район»; обязать ООО «УО Жилищник» произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения по тарифам, утвержденным ранее, т.е. до 22.04.2022, за период с 01.05.2022 по 26.07.2022 в отношении жилых помещений (по списку); признать постановление администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 335 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района Корочанский район» в части установления размера платы за содержание жилого помещения недействующим с момента его принятия; обязать администрацию муниципального района «Корочанский район» Белгородской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений с многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установить размер платы за содержание жилых помещений.
Исковое заявление принято к рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.
Определением Корочанского районного суда Белгородской области от 24.07.2023 исковые требования о признании постановления администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 335 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района Корочанский район» в части установления размера платы за содержание жилого помещения недействующим с момента его принятия и обязания администрации муниципального района «Корочанский район» установить размер платы за содержание жилых помещений выделено в отдельное производство, принято к рассмотрению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), производство по гражданскому делу приостановлено до вступления в законную силу судебного постановления по административному делу.
Требования прокурора по заявленным требованиям мотивированы тем, что в ходе проведения проверки по обращениям граждан - собственников жилых помещений по вопросу необоснованного увеличения платы за содержание жилья было установлено, что у ранее осуществлявшей на территории Корочанского района управляющей организации ООО «УК Перспектива Развития» 04.04.2022 аннулирована соответствующая лицензия, постановлением администрации муниципального района «Корочанский район» от 22.04.2022 № 335 принято решение о назначении временной управляющей организации – ООО «УО Жилищник», а также увеличены тарифы по оплате за содержание жилья (приложение № 2 к постановлению), общие собрания с жильцами многоквартирных домов по вопросу увеличения платы за содержание не проводились, управление многоквартирными домами осуществляется управляющей организацией, основания для одностороннего увеличения размера такой платы отсутствуют, конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами проведен администрацией муниципального района в отсутствие предпринятых мер по созыву общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах для установления степени реализации собственниками помещений своего права по выбору способа управления, таким образом администрацией района нарушены положения ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 161, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75, нарушены права жителей Корочанского района – собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденные оспариваемым постановлением тарифы являются незаконными, увеличение тарифов повлекло увеличение расходов жителей многоквартирных домов.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, пояснил, что повышение тарифов на содержание жилых помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке согласно действующему жилищному законодательству не допускается, увеличение тарифов произведено администрацией муниципального района с нарушением требований жилищного законодательства, без проведения необходимых процедур, а именно без проведения собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме, без согласования тарифов с собственниками помещений в многоквартирном доме, что нарушает жилищные права граждан, прокуратурой района внесено представление в адрес главы администрации муниципального района «Корочанский район», которое было удовлетворено, УГЖН Белгородской области в адрес администрации района объявляла предостережение в связи с выявленными нарушениями, ранее утвержденные тарифы являются незаконными и у жителей Корочанского района возникло право на перерасчет за период с 01.05.2022 по 26.07.2022, то есть до проведения конкурса по отбору управляющей организации, по тарифам, которые были установлены и действовали до принятия постановления администрации муниципального района «Корочанский район» от 22.04.2022 № 335.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Корочанский район» в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований, пояснила, что перечень работ по управлению многоквартирными домами согласовывался с УГЖН Белгородской области, установленные на период временного управления многоквартирными домами тарифы определены на основании запросов в управляющие организации, при временном управлении многоквартирными домами тарифы с собственниками помещений в многоквартирных домах не согласуются, решением Корочанского районного суда Белгородской области от 18.09.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 18.01.2024, в удовлетворении требований о признании постановления администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 335 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района Корочанский район» в части установления размера платы за содержание жилого помещения недействующим с момента его принятия и обязания администрации муниципального района «Корочанский район» установить размер платы за содержание жилых помещений отказано, в с связи с чем оснований для признания незаконными действий администрации по незаконному повышению тарифов по оплате за содержание жилья, утвержденных названным постановлением, и возложению на ООО «УО Жилищник» обязанности по перерасчету платы за содержание жилого помещения по тарифам, утвержденным ранее, т.е. до 22.04.2022, не имеется.
Представитель ответчика ООО «УО Жилищник» в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований, указала, что те правоотношения, которые были ранее, в том числе тарифы, которые были установлены и применялись осуществлявшей ранее управление многоквартирными домами, расположенными на территории Корочанского района, управляющей организацией не имеют отношения к деятельности ООО «УО Жилищник», истцом не представлен расчет, согласно которому должен быть произведен перерасчет размера внесенной гражданами платы, в спорный период ООО «УО Жилищник» являлась временной управляющей организацией, действовала на основании постановления администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 335 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района Корочанский район», руководствовалась установленными данным постановлением тарифами, каких-либо нарушений в отношении ООО «УО Жилищник» в части взимания платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме установлено не было.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Кощеенко Л.И., Одинцов В.А., Рева Е.М., Решетников В.И., Черкасов А.Е., Тетенькин Д.В., в судебном заседании поддержали заявленные прокурором Корочанского района требования, пояснили, что действиями администрации района нарушены их жилищные права, установлен широкий перечень работ и услуг по управлению многоквартирными домами без учета конструктивных особенностей домов, установленные администрацией района тарифы на содержание жилого помещения в многоквартирном доме установлены с нарушением жилищного законодательства, без проведения собрания собственников помещений в многоквартирном доме, без согласования размера платы с собственниками помещений, тарифы повышены в значительном размере по сравнению в ранее действовавшими, экономически обоснованный расчет новых тарифов собственникам помещений в многоквартирном доме не представлен, доказательств обоснования тарифов не представлено; просили требования прокурора удовлетворить, произвести перерасчет с 01.08.2022.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Александрова Л.В., Белокопытова О.В., Григорьева Н.И., Колосова А.В., извещены о времени и месте судебного заседания посредством электронной заказной судебной корреспонденции (Белокопытова О.В. – получено адресатом, Александрова Л.В., Григорьева Н.И., Колосова А.В. – конверты возвратились в связи с истечением срока хранения), а также посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Корочанского районного суда Белгородской области в сети Интернет, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, ранее в ходе судебного разбирательства поддерживали заявленные прокурором требования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, управление государственного жилищного надзора Белгородской области извещено о времени и месте судебного заседания в соответствии с Соглашением от 21.02.2022 об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Корочанского районного суда Белгородской области в сети Интернет, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало, представлен отзыв на исковое заявление, ранее в ходе судебного разбирательства представитель возражал относительно заявленных требований, полагая законными действия администрации муниципального района «Корочанский район».
Учитывая надлежащее извещение судом лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Выслушав истца, представителей ответчиков, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, обсудив приведенные указанными лицами доводы, изучив материалы гражданского дела, материалы административного дела № 2а-882/2023, оценив доказательства по правилам ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1), решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из поданного прокурором Корочанского района искового заявления, в качестве действий администрации муниципального района «Корочанский район», полагаемых им незаконными, нарушающими положения Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» указаны действия по незаконному повышению тарифов по оплате за содержание жилья, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Корочанский район» 22.04.2022 № 335 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района Корочанский район», выразившиеся фактически в самовольном и одностороннем установлении/повышении тарифов на содержание жилого помещения в многоквартирном доме, без проведения собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме по вопросу увеличения платы за содержание жилья.
Подавая первоначально исковое заявление в рамках КАС РФ как административное исковое заявление требования прокурора подлежали бы рассмотрению в соответствии с правилами главы 22 указанного Кодекса.
Как следует из положений главы 22 КАС РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к действиям наделенных публичными полномочиями органов и лиц относится их волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и организаций или создавать препятствия к их осуществлению; например, предметом судебного контроля могут выступать действия, связанные с организацией дорожного движения (установка технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения; строительство и обустройство пешеходных переходов; согласование работы светофорных объектов и управление данными объектами); действия могут совершаться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, например посредством размещения информации в сети «Интернет» (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
При уточнении и дополнении исковых требований требованиями об оспаривании постановления администрации муниципального района «Корочанский район», требования прокурора в данной части подпадали под действие главы 21 КАС РФ. При этом основания заявленных требований прокурором были оставлены как при первоначальном обращении.
В ходе судебного разбирательства в рамках рассматриваемого гражданского дела предмет и основания первоначально заявленного иска, исковые требования с учетом рассмотренного судами административного искового заявления прокурором не изменены.
Как следует из положений главы 21 КАС РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций; такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Законность постановления администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 335 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района Корочанский район» в части установления размера платы за содержание жилого помещения проверена судом в порядке абстрактного нормоконтроля в рамках административного дела № 2а-882/2023.
В соответствии с положениями ч. 8 ст. 213 КАС РФ судом в процессе рассмотрения административного дела выяснялось: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановление администрации муниципального района оценивалось, в том числе, на предмет соответствия Жилищному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1616.
Решением Корочанского районного суда Белгородской области от 18.09.2023 в удовлетворении административного искового заявления прокурора Корочанского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании постановления администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 335 «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального района Корочанский район» в части установления размера платы за содержание жилого помещения недействующим с момента его принятия и обязания администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 «Об утверждении Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений с многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установить размер платы за содержание жилых помещений отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 18.01.2024 указанное решение Корочанского районного суда оставлено без изменения.
Исходя из анализа характера заявленных прокурором требований, вышеприведенных положений КАС РФ, постановлений Пленума верховного Суда РФ, решения Корочанского районного суда Белгородской области от 18.09.2023, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 18.01.2024, в рамках возникших правоотношений и желаемых последствий по восстановлению прав граждан надлежащим способом защиты является такой способ как оспаривание нормативного правового акта, поскольку действия администрации муниципального района «Корочанский район» по установлению тарифов на содержание жилого помещения выражены и реализованы именно принятием постановления от 22.04.2022 № 335.
Соответственно, оспариваемые по настоящему гражданскому делу действия администрации муниципального района «Корочанский район» были исследованы и оценены с точки зрения их законности при рассмотрении вышеуказанного административного дела.
Принимая во внимание изложенное, а также невозможность оспаривания отдельно нормативного правового акта и действий по его принятию в качестве самостоятельных отдельных способов защиты прав, требование о признании незаконными действий администрации муниципального района «Корочанский район» по повышению тарифов по оплате за содержание жилья, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 355, является ненадлежащим способом защиты прав. В связи с чем в удовлетворении указанных требований надлежит отказать.
Требование прокурора к ООО «УО Жилищник» произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения непосредственно связано и вытекает из заявленных административных исковых требований об обязании администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 установить размер платы за содержание жилых помещений.
В связи с признанием постановления администрации муниципального района «Корочанский район» Белгородской области от 22.04.2022 № 355 не противоречащим федеральному законодательству, и соответственно, с отказом в удовлетворении указанного административного искового требования об обязании установить размер платы за содержание жилых помещений, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности ООО «УО Жилищник» произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения за заявленный в иске период с 01.05.2022 по 26.07.2022 (период действия постановления от 22.04.2022 № 355 и деятельности ООО «УО Жилищник» в качестве временной управляющей организации) у суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований оснований для распределения судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3124014851), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 3120082145), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3110002415) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2024 ░.