г. Сыктывкар Дело № 2-4642/2023 (33-5833/2024)
УИД 11RS0005-01-2023-005977-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А. и Константиновой Н.В.,
при секретаре Калинкович И.С., после перерыва - Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 05.09.2024 дело по апелляционной жалобе Березина Сергея Викторовича на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22.11.2023, которым
Березину Сергею Викторовичу отказано в иске к ОСФР по Республике Коми о назначении пенсии по старости с 10.07.2022, взыскании недополученных сумм пенсии.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., объяснения истца Березина С.В. и его представителя Ивановой Я.В., полученные посредством видеоконференц-связи, представителя ОСФР по Республике Коми Фроловой Н.В., судебная коллегия
установила:
Березин С.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.07.2022, взыскании недополученных сумм пенсии в размере 261 477,63 руб.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить, указывая на его незаконность и необоснованность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 12.02.2024 решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22.11.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Березина С.В. – без удовлетворения.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 № 88-13129/2024 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 12.02.2024 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 390 ГПК РФ, указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Третий кассационный суд общей юрисдикции не согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
В абзаце 2 пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 №17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» разъяснено, что осуществляя толкование норм материального права, кассационный суд общей юрисдикции указывает, в частности, какие обстоятельства с учетом характера спорного материального правоотношения имеют значение для дела, какой из сторон они должны доказываться, какие доказательства являются допустимыми.
Как указала кассационная инстанция, доводы истца о том, что он является лицом предпенсионного возраста, неоднократно обращался в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии, в том числе в 2021 г., не получили должной оценки судов, в том числе суда апелляционной инстанции, несмотря на то, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ, пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06. 2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»). Ссылка только на заявительный характер назначения пенсии в данном случае не может быть признана достаточной для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании права на получение пенсии с более раннего периода с учетом доводов истца о том, что пенсионный фонд не разъяснил ему надлежащим образом право на назначении пенсии по достижении определенного возраста. Кроме того, судебные постановления не содержат вывода о том, с какой даты у истца возникло право на назначение пенсии, были ли основания для ее назначения с этой даты при наличии обращений в пенсионный фонд в 2021 и 2023 гг., в полном ли объеме сотрудниками пенсионного фонда истцу разъяснены его права относительно пенсионного обеспечения.
В суде апелляционной инстанции 29.08.2024 объявлен перерыв на 05.09.2024.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По делу установлено, что <Дата обезличена> истец, <Дата обезличена> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), которым предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей до 01.01.2019, предусматривал для мужчин достижение возраста 55 лет.
Истец достиг указанного возраста в <Дата обезличена>.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как указано выше, первоначально истец обратился с заявлением о назначении пенсии <Дата обезличена>.
Решением ОПФР по Республике Коми от <Дата обезличена> истцу отказано в назначении пенсии по требуемому основанию, в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС), так и в приравненных к ним местностях (далее - МКС), который должен составлять 15 лет РКС или 20 лет МКС.
Указанный стаж у истца составил:
стаж МКС – ... дн;
стаж РКС – ... дн;
стаж работы в РКС с учетом работы в МКС - ... дней.
Пенсионным органом в данном ответе указано, что для мужчин, достигших возраста ... месяца в <Дата обезличена>, при наличии страхового стажа не менее 25 лет (у истца – ... дн (календарно), стажа МКС ... мес, либо РКС не менее ... лет право на пенсию возникнет только в ... мес, как предусмотрено Приложением №6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Вместе с тем, при продолжении работы в северных районах, право на досрочную страховую пенсию для истца может быть определено в ... месяца при выработке стажа работы в МКС - ... месяца, РКС - ... лет; в ... лет – при наличии стажа работы в МКС - ... лет, в РКС - ... лет.
Повторно Березин С.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему пенсии <Дата обезличена>.
Решением пенсионного органа от <Дата обезличена> Березину С.В. установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.04.2023.
На обращение истца в письме от <Дата обезличена> начальником отдела установления пенсий №2 Управления установления пенсий ОСФР по Республике Коми указано, что требуемый стаж РКС (... лет) выработан истцом по состоянию на <Дата обезличена>, следовательно, право на пенсию по указанному основанию у истца возникло <Дата обезличена> (л.д. 8).
Ссылаясь на невыполнение ОСФР своей обязанности по разъяснению ему прав в рамках пенсионного обеспечения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, принимая во внимание заявительный характер реализации права на пенсионное обеспечение, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что наличие права для назначения страховой пенсии не влечет автоматическое назначение пенсии с момента возникновения данного права, поскольку для назначения пенсии необходимо волеизъявление обладателя права.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Так, согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.
Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии, формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
Оценивая действия сотрудников ОСФР по Республики Коми, работавших в рамках обращений истца на протяжении 2021-2023 гг, судебная коллегия не усматривает нарушений прав истца.
Так, в решении ОПФР по Республике Коми от <Дата обезличена> указано, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истцом не выработан специальный стаж в РКС/МКС, однако разъяснено, что при продолжении работы истца в северных районах, право на досрочную страховую пенсию может быть определено в ... месяца при стаже работы в РКС - ... лет.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец в <Дата обезличена>, когда достиг возраста ... месяца, в пенсионный орган не обращался.
Ссылка истца на неоднократные обращения в пенсионный орган в 2022 году, по результатам которых, по его мнению, ответчик должен был проводить разъяснительную беседу, несостоятельна.
Установлено, что истец с заявлением о назначении ему пенсии, как то требуют положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, в период после <Дата обезличена> и до <Дата обезличена> не обращался.
Из представленных материалов следует, что Березин С.В. через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) запрашивал сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости; об отнесении к категории гражданин предпенсионного возраста; о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Запрошенные истцом сведения формируются автоматически с использованием подсистемы единого личного кабинета федеральной государственной информационного системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и направляются заявителю в электронном виде.
Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста, утвержденный постановлением Правления ПФР от 04.04.2019 № 206п, на который Третим кассационным судом общей юрисдикции обращено внимание суда апелляционной инстанции, устанавливает, что результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста (приложение 1 к Административному регламенту).
Такие данные истец получал в автоматическом режиме.
Как следует из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.12.2018 № 21-0/10/В-10543, граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах ПФР по месту жительства или работы по своим обращениям сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.
Статус предпенсионера будет определяться по данным, имеющимся в распоряжении ПФР по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения. В случае отсутствия в распоряжении ПФР соответствующих сведений гражданин будет информироваться об указанном факте, а также о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и возможности его дополнения (уточнения) в порядке, установленном Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Вместе с тем из материалов дела следует, что в сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица содержатся все данные о стаже истца, изменения в нем обусловлены продолжением Березиным С.В. трудовой деятельности после <Дата обезличена>. Оснований для проведения работы по уточнению индивидуального лицевого счета застрахованного лица с учетом Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа по делу не установлено.
Судебной коллегией проверены данные о том, на какую именно дату выработан необходимый стаж в РКС у истца (13 лет).
Так, в письме начальника отдела установления пенсий № 2 ОСФР по Республике Коми в письме от <Дата обезличена> указано о выработке необходимого стажа по состоянию на <Дата обезличена>.
Вместе с тем из представленных ответчиком данных о стаже от <Дата обезличена> следует, что требуемый стаж РКС (...) выработан у истца на <Дата обезличена>.
Таким образом, обоснованно судом отказано в иске о назначении Березину С.В. пенсии по старости с <Дата обезличена>.
Решение суда по существу является правильным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 22.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Березина Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 18.09.2024.