Решение по делу № 2а-447/2019 от 17.12.2018

Дело № 2а-447/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Ухте

28 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Синякову Р.Л. о взыскании недоимки по налогу, пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Синякову Р.Л. о взыскании задолженности по налогу, в обоснование указав, что административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, однако, обязанность по их уплате в установленный законом срок не исполнил, поэтому налоговый орган просил взыскать с Синякова Р.Л. недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 3125 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 35,65 руб., недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 625 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 6,94 руб., недоимку по транспортному налогу за 2016 год в размере 3656,33 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 71,69 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 526 руб.

Согласно ч. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

В соответствии со ст. ст. 132, 292 КАС РФ в адрес административного истца и административного ответчика направлено определение о принятии к производству суда административного искового заявления от 19.12.2018, в котором сторонам предложено в десятидневный срок с момента получения данного определения направить в Ухтинский городской суд Республики Коми возражения относительно рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства.

В установленный срок возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства от административного истца и административного ответчика не поступили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, без проведения устного разбирательства путем исследования представленных в материалы дела письменных доказательств.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в 2014, 2015, 2016 годах Синяков Р.Л. являлся собственником транспортного средства – .... автомобиля марки «....», государственный регистрационный знак ...., а также недвижимого имущества – .... расположенного по адресу: ...., в связи с чем, ему за указанные периоды был начислен транспортный налог и налога на имущество физических лиц.

По месту жительства Синякова Р.Л. налоговым органом направлены налоговые уведомления № .... от <...> г., № .... от <...> г. и № .... от <...> г., в которых предлагалось уплатить: транспортный налог за 2014 год в размере 2 500 руб., налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 935,27 руб. в срок не позднее 01.10.2015; за 2015 год - налог на имущество физических лиц в размере 525,15 руб., транспортный налог в размере 2 500 руб. в срок не позднее 01.12.2016; транспортный налог за 2014 год в размере 3 125 руб., транспортный налог за 2015 год в размере 3125 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 3750 руб., налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 087 руб., в срок не позднее 01.12.2017.

В связи с неуплатой в установленные сроки налога в адрес административного ответчика налоговым органом направлены требования № .... от <...> г., № .... от <...> г., № .... от <...> г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в том числе: транспортного налога за 2014 год в размере 2108 руб., пени в сумме 3,55 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 935,27 руб., пени в сумме 0,85 руб. в срок до 20.11.2015; транспортного налога за 2015 год в размере 2500 руб., пени в сумме 11,67 руб., налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 525,15 руб., пени в сумме 2,45 руб. в срок до 24.01.2017; транспортного налога за 2014-2016 годы в размере 7500 руб., пени в сумме 114,28 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 087 руб., пени в сумме 20,78 руб. в срок до 10.04.2018.

По сведениям налогового органа недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 3125 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 35,65 руб., недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 625 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 6,94 руб., недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 3656,33 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 71,69 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 526 руб. до настоящего времени Синяковым Р.Л. не погашены.

В соответствии со ст. ст. 14 и 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Федеральным законом от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» раздел Х Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 32 «Налог на имущество физических лиц», в соответствии с которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400), объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в том числе жилое помещение (квартира, комната) (пп. 2 п. 1 статьи 401); налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 статьи 402); налоговым периодом признается календарный год (статья 405); налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п. 1 статьи 406).

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 1 ст. 409 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее:

- 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2014 год);

- 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2015-2017 годы).

Статьей 357 НК РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектами налогообложения в частности являются автомобили (ст. 358 НК РФ).

Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 2 ст. 4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действующих на момент возникших правоотношений) транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее:

- 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2014 год);

- 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (за 2015-2017 годы).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предписан в статье 48 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п. 2 указанной статьи).

В то же время, как установлено абзацем 2 пункт 3 этой же статьи, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, статьей 48 НК РФ установлен не только шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (фактически, заявления о вынесении судебного приказа), но и шестимесячный срок на подачу соответствующего искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно разъяснениям, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 1/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Как следует из материалов дела, общая сумма транспортного налога за 2014, 2015 годы, пени, подлежащих взысканию с Синякова Р.Л. к моменту направления в его адрес требования № 13197 от 16.12.2016 превысила сумму в 3 000 рублей.

Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с Синякова Р.Л. транспортного налога за 2014, 2015 годы, пени за несвоевременную уплату транспортного налога по требованиям № .... и № .... в срок с 25.01.2017 по 25.07.2017.

Налоговый орган первоначально обратился в суд с настоящими требованиями 17.12.2018, то есть с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. При этом доказательств, свидетельствующих об обращении налогового органа в суд в порядке приказанного производства, материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.

Таким образом, срок для обращения в суд с требованием о взыскании с Синякова Р.Л. транспортного налога за 2014, 2015 годы в размере 3750 руб. Межрайонной ИФНС РФ № 3 по Республике Коми пропущен, что исключает возможность взыскания заявленных сумм в порядке административного судопроизводства.

Кроме того, суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 35,65 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в размере 6,94 руб., в виду следующего.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

С учетом положений вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

Отсюда пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога или отказ в удовлетворении требования о взыскании недоимки.

Учитывая, что решением суда отказано во взыскании транспортного налога за 2014, 2015 годы, то в удовлетворении требований о взыскании пени за несвоевременную уплату налога за указанные периоды в размере 42,59 руб. следует отказать.

Вместе с тем, проверяя сроки обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год, пени за несвоевременную уплату транспортного налога, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018, налога на имущество физических лиц за 2016 год, суд приходит к выводу, что административное исковое заявления в данной части подано с соблюдением срока, установленным п. 2 ст. 48 НК РФ.

Согласно требованию № ...., общая сумма налога и пени, подлежащих взысканию с Синякова Р.Л., превысила сумму в 3 000 рублей к моменту направления 13.02.2018 в его адрес указанного требования (срок уплаты до 10.04.2018).

Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с Синякова Р.Л. транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год в срок с 11.04.2018 по 11.10.2018.

В порядке приказного производства налоговый орган обратился к мировому судье Тиманского судебного участка г. Ухты Республики Коми на взыскание указанной недоимки, пени - 15.06.2018, то есть в пределах установленного п. 2 ст. 48 НК РФ. 19.06.2018 вынесен судебный приказ № 2а-1787/2018 о взыскании с Синякова Р.Л. недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2014-2016 годы в размере 7500 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 114,28 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1087 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 20,78 руб.

Определением мирового судьи Тиманского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 29 июня 2018 года, в связи с поступившими возражениями Синякова Р.Л., судебный приказ № 2а-1787/18 отменен.

При таких обстоятельствах, в связи с отменой судебного приказа налоговый орган имел право обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Синякова Р.Л. транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2016 год, пени за 2017-2018 годы в срок с 29.06.2018 по 29.12.2018.

Административное исковое заявление подано в суд 17.12.2018, то есть в пределах установленного шестимесячного срока.

В соответствии со ст. ст. 14 и 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Поскольку административным ответчиком не представлены достоверные доказательства уплаты транспортного налога за 2016 год в размере 3656,33 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 71,69 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 526 руб., в полном объеме в установленный законом срок, а также документы, указывающие на наличие оснований для освобождения от уплаты налога, то требования налогового органа подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 114 КАС РФ с Синякова Р.Л. в доход бюджета МОГО «Ухта» надлежит взыскать государственную пошлину в размере 400 руб., от уплаты которой административный истец освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 177-179, 286-290 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми удовлетворить частично.

Взыскать с Синякова Р.Л., проживающего по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми недоимку по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 3656 рублей 33 копейки, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 71 рубль 69 копеек, недоимку по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 526 рублей, всего 4254 рубля 02 копейки.

Взыскать с Синякова Р.Л. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину в размере 400 рублей.

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Синякову Р.Л. о взыскании транспортного налога за 2014 год в размере 3125 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 35 рублей 65 копеек, недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 625 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, рассчитанных за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 6 рублей 94 копейки отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С. С. Логинов

2а-447/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС № 3
Ответчики
Синяков Роман Леонидович
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.03.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
28.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее