РЕШЕНИЕ
г.Самара 10.07.2015 года
Судья Октябрьского районного суда г. Самары Жданович А.С.,
с участием представителя ООО «Техно-торговый центр «Солитон» З*, действующей на основании доверенности №... от дата г.,
представителя Государственной инспекции труда в адрес К*, действующей на основании доверенности №... от дата г.,
при секретаре судебного заседания Максимовской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО Техно-торговый центр «Солитон» на решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области П* от дата по жалобе на постановление №№... от дата по делу об административном правонарушении, вынесенное главным государственным инспектором труда К* по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО Техно-торговый центр «Солитон», которым постановлено: «Жалобу Общества с ограниченной ответственностью Техно-торговый центр «Солитон» удовлетворить частично. Постановление от дата № №..., вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в адрес К* изменить, снизить размер штрафа до 110 тысяч рублей. В остальной части постановление от дата № №... оставить без изменения, жалобу от дата Общества с ограниченной ответственностью Техно-торговый центр «Солитон» без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
ООО ТТЦ «Солитон» обратилось в суд с жалобой на решение заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области П* от дата по жалобе на постановление №№... от дата по делу об административном правонарушении, вынесенное главным государственным инспектором труда К* по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО Техно-торговый центр «Солитон», из которой следует, что с ООО ТТЦ «Солитон» с вынесенным решением не согласно, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Статья 231 ТК РФ не содержит требование к прохождению медицинских осмотров работников организаций торговли, не являющихся организациями пищевой промышленности, общественного питания и торговли, прохождение медицинских осмотров работниками организаций торговли непродовольственными товарами, не предусмотрено. Кроме того, работа продавца-консультанта непродовольственных товаров не входит в перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников. Законодательством не установлена необходимость проведение обязательных медицинских осмотров продавцов-консультантов непродовольственных товаров, тогда как ООО ТТЦ «Солитон» осуществляет торговлю исключительно непродовольственными товарами. Просит решение по жалобе на постановление от дата в части признания ООО ТТЦ «Солитон» виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении ст.ст.212, 213 ТК РФ, Приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011, признать незаконными и отменить.
В судебном заседании представитель ООО ТТЦ «Солитон» З* доводы жалобы поддержал в полном объеме по указанным в ней основаниям, просил жалобу удовлетворить.
В судебном заседании главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области К* с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу 1 статья 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Статья 212 ТК РФ предусматривает обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в соответствии с которой работодатель обязан в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
Согласно ст.213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н.
Работники торговли, к которым относятся и продавцы - консультанты, отнесены к категории лиц, в отношении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), в соответствии с п. 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинское осмотры (обследования) работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 04 2011 N 302н.
Частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Из материалов дела следует, что в результате проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной Государственной инспекции труда в Самарской области в отношении ООО ТТЦ «Солитон», дата главным государственным инспектором труда К* вынесено постановление о назначении административного наказания № №... от дата в отношении ООО ТТЦ «Солитон», из которого следует, что в ходе проведения проверки выявлены отдельные нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: 1. Не обеспечено своевременное проведение вводных инструктажей со всеми вновь принятыми работниками перед допуском на территорию предприятия к работе. Не представлен журнал регистрации вводного инструктажа. Нарушение п. 7.1.1, 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п.2.1.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением МинтрудаРФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. 2. Руководители ООО ТТЦ «Солитон»: заведующие магазинами С*, Ф*, Р*, Х*, Г*, Ш*, Д* - не проходили обучение по охране труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, таким образом допущены к работе без обучения по охране труда. Не организовано и не обеспечено проведение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в объеме должностных обязанностей в течение первого месяца после поступления на работу. Нарушены требования: ст.ст. 212 (абз.7, 8 ч.2), 225 Трудового Кодекса РФ; п.п. 2.3.1, 2.3.2 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. Кроме того, вышеназванные сотрудники (заведующие магазинами), не прошедшие в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, проводят первичный, повторный инструктажи на рабочем месте в нарушение п. 2.1.3 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. 3. Не обеспечено своевременное проведение инструктажей на рабочем месте (первичный). Так, принятая на работу 01.04.2015г. продавцом-кассиром в магазин (участок № 33) Г* не прошла своевременно первичный инструктаж до начала производственной деятельности, самостоятельной работы (т.о. допущена к работе без обучения в установленном порядке и инструктажа по охране труда в нарушение абз. 8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п. 2.1.4 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 г. 4. В нарушение ст.ст. 212, 225 Трудового кодекса РФ, п.п. 7.2.4, 7.2.5 ГОСТ 12.0.004-90 в предприятии не организована стажировка на рабочем месте. Отсутствуют приказ по предприятию об установлении количества дней стажировки для работников рабочих профессий, который должен быть доведен до исполнителей, программы стажировки. В нарушение вышеуказанных пунктов ГОСТ 12.0.004-90 вновь принятых работников не закрепляют за опытными наставниками через приказы или распоряжения по предприятию или структурному подразделению с указанием в них количества рабочих смен для усвоения вновь принятыми работниками безопасных приемов и методов работы. Отсутствует положение о порядке прохождения стажировки после проведения первичного инструктажа на рабочем месте, а также документы, подтверждающие прохождение стажировки поем прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и документы, подтверждающие допуск работника к самостоятельной работе. Не проводится проверка теоретических знаний по охране труда, безопасных приемов и методов работы вновь принятым работникам по окончании стажировки с оформлением результатов проверки Протоколами установленной формы. Так, не прошли стажировку дворник Б*, уборщик производственного помещения Г*, продавцы-консультанты К*, М*, А*, Г*, И*, П* 5. В предприятии не организовано проведение в полном объеме за счёт собственны средств обязательных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров. Нарушен абз. 13 ч. 2 ст. 212, ст. 213 ТК РФ. Так, были допущены к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения за счет средств работодателя обязательных предварительных медицинских осмотров продавцы-консультанты К*, М*, А*, Г*, И*, П* Не представлен Заключительный акт в соответствии с Порядком проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными (или) опасными производственными факторами (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011).
Указанные обстоятельства послужили основанием для признания ООО ТТЦ «Солитон» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением ООО ТТЦ «Солитон» обратилось к руководителю Государственной инспекции труда в Самарской области с жалобой на постановление № №... от дата о назначении административного наказания.
Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области П* от дата по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении жалоба ООО ТТЦ «Солитон» удовлетворена частично. Постановление от дата № №..., вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Самарской области К* изменено, размер штрафа снижен до 110 тысяч рублей. В остальной части постановление от дата № №... оставлено без изменения.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что совершенное административное правонарушение верно квалифицировано должностным лицом по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено.
Довод жалобы о том, что проведение обязательных медицинских осмотров продавцов-консультантов непродовольственных товаров законодательством не установлено, не основан на законе, поскольку п.15 Приложения №2 к приказу Минздравсоцразвития России №302н от 12.04.2011 относит к числу работ, при выполнении которых проводятся обязательные осмотры работников, работы в организациях торговли, не конкретизируя вид товаров, которыми торгует организация.
При назначении наказания ООО ТТЦ «Солитон» должностным лицом учтено отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, конкретные обстоятельства правонарушений, а так же тяжелое финансовое положение ООО ТТЦ «Солитон» в связи с чем, административное наказание правомерно снижено до минимально возможного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Более в судебном заседании дополнительных доводов в свою защиту, которые не были учтены при рассмотрении жалобы на постановление, и отсутствие которых не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены решения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области П* от дата по жалобе на постановление №№... от дата года, считая его законным и обоснованным, а наказание справедливым.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░* ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ №№... ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░* ░░ ░.3 ░░.5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░