Решение по делу № 33-734/2024 (33-12084/2023;) от 19.12.2023

Судья: Пальцев Д.А.

Докладчик: Агуреев А.Н.

Дело № 33-734/2024 (33-12084/2023) (№2-129/2023)

УИД 42RS0024-01-2022-001466-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2024 года

г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего судьи              Калашниковой О.Н.,

судей:                  Сучковой И.А., Агуреева А.Н.,

при секретаре                          Некрасовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Агуреева А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Прокопьевского муниципального округа

на решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 20 сентября 2023 года

по иску Некрасовой Ольги Александровны к администрации Прокопьевского муниципального округа об устранении нарушений жилищных прав,

УСТАНОВИЛА:

Некрасова О.А. обратилась в суд с иском к администрации Прокопьевского муниципального округа об устранении нарушений жилищных прав.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения администрации г.Белово и ПК станции о закреплении жилья от ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Беловского Совета народных депутатов горисполкома ФИО5 был выдан ордер на семью из 5 человек на право занятия жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В ордер были включены ФИО5 в качестве нанимателя и члены ее семьи: муж ФИО1, дочь ФИО2, дочь Некрасова Ольга Александровна, сын ФИО4.

На основании Закона Кемеровской области от 12.01.2006 №2-ОЗ поселок городского типа Краснобродский исключен из административного подчинения администрации города Белово, отнесен к категории поселка городского типа областного подчинения. <адрес> передан из административного подчинения администрации города Белово в административное подчинение администрации поселка городского типа Краснобродский.

В связи с вступлением в законную силу названного Закона Кемеровской области указанное выше жилое помещение стало относиться к муниципальной собственности Краснобродского городского округа, адрес ее стал значиться: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла. После чего истец Некрасова О.А. через своего представителя по доверенности ФИО1 обратилась в администрацию Краснобродского городского округа с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ней договора социального найма жилого помещения. Остальными лицами, указанными в ордере, поданы заявления с просьбой не включать их в договор.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснобродского городского округа выдана копия уведомления на имя Некрасовой О.А. , в котором указано, что по решению Комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа (далее – жилищная комиссия), оформленному в виде протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение отказать в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с тем, что данное жилое помещение не числится в реестре муниципальной собственности Краснобродского городского округа. Администрация Краснобродского городского округа не вправе заключать договоры в отношении имущества, не входящего в муниципальную собственность. С указанным решением истец не согласна.

Указывает, что истец была вселена наймодателем на основании ордера, квартира не является служебным или специализированным жильем, истец проживает в квартире до настоящего времени, несет обязанности нанимателя, за все время проживания в квартире наймодателем или иными третьими лицами никаких претензий по поводу пользования жилым помещением не поступало, с требованиями о выселении истца и иных проживающих в квартире лиц или о признании их незаконно занимающими жилое помещение никто не обращался. Указанное подтверждает право истца на пользование квартирой на условиях социального найма и, как следствие, право на заключение договора социального найма спорного жилого помещения.

Полагает, что обстоятельство, что спорное жилое помещение не числится в реестре муниципальной собственности Краснобродского городского округа, не может умалять жилищные права истца, поскольку администрация Краснобродского городского округа в пределах представленных полномочий не лишена права принять меры по выявлению муниципального имущества и обратиться с заявлением о принятии его на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа, оформленное протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в заключении с Некрасовой О.А. договора социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; обязать администрацию Прокопьевского муниципального округа принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; обязать администрацию Прокопьевского муниципального округа, заключить с Некрасовой О.А. договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.

Решением Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 20 сентября 2023 года исковые требования Некрасовой Ольги Александровны об устранении нарушений жилищных прав удовлетворены. Постановлено: «Признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа, оформленного в виде протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в заключении с Некрасовой Ольгой Александровной договора социального найма на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Прокопьевского муниципального округа принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 49,4 кв.м, с кадастровым .

Обязать администрацию Прокопьевского муниципального округа заключить с Некрасовой Ольгой Александровной договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 49,4 кв.м, с кадастровым ».

В апелляционной жалобе администрация Прокопьевского муниципального округа просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Указывает, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности Краснобродского городского округа отсутствует, в связи с чем у администрации Прокопьевского муниципального округа отсутствует возможность принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности указанное жилое помещение. То есть спорное жилое помещение не имеет статуса объекта муниципальной собственности. На основании чего, полагает, что обжалуемое решение Комиссии по жилищным вопросам администрации Краснобродского городского округа принято законно. Заключить договор социального найма жилого помещения с Некрасовой О.А. не представляется возможным.

Полагает, что не доказан факт того, что указанное жилое помещение находилось в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), что могло бы стать основанием по отнесению данного жилого помещения к объектам муниципальной собственности.

Представитель Некрасовой О.А. – Мочалова Е.В. в судебном заседании полагала решение суда обоснованным и не подлежащим отмене.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили; в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ч.2 ст.117, ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 672 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Исполнительным комитетом Беловского Совета народных депутатов горисполкома на основании решения Администрации г.Белово и профкома станции Артышта от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 была заселена в жилое помещение, площадью 39,14 кв.м, состоящее из трех комнат, расположенное по адресу: <адрес>. Ордер выдан на основании решения администрации г.Белово и ПК станции о закреплении жилья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Совместно с ней в ордер вписаны члены ее семьи: муж – ФИО1 (л.д.14), дочь – ФИО2 (л.д.16, 17), дочь – Некрасова Ольга Александровна (л.д.13), сын – ФИО4 (л.д.19).

Из представленного Технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, следует, что жилое помещение состоит из трех комнат общей площадью 49,4 кв.м., жилой площадью 37,1 кв.м. (л.д. 21-23).

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

В соответствии с ч.2 ст.82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

ФИО1, действуя в интересах Некрасовой О.А., ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Краснобродского городского округа с заявлением о заключении с Некрасовой О.А. договора социального найма жилого помещения (л.д.26).

ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ подано заявление с просьбой не включать ее в договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с имеющейся собственностью (жилым помещением) (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 составлено и нотариально удостоверено собственное заявление об отказе от включения его в договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, право на вселение в которое ему предоставлено по ордеру , выданному ФИО5 (л.д.28).

Администрацией Краснобродского городского округа отказано Некрасовой О.А. в заключении договора социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что оно не числится в реестре муниципальной собственности Краснобродского городского округа (л.д.29, 57-59, 83-103).

Из выписки из реестра объектов муниципальной собственности Краснобродского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности отсутствует (л.д.145).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда.

П.5 ст. 19 ЖК РФ предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

В соответствии со ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, исходя из Закона Кемеровской области от 12.01.2006 N 2-ОЗ "О статусе поселка городского типа Краснобродский, поселка Артышта и поселка станции Дуброво", Закона Кемеровской области - Кузбасса от 04.04.2022 N 32-ОЗ "О преобразовании Краснобродского городского округа и Прокопьевского муниципального округа", действующего гражданского законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии у Администрации Прокопьевского муниципального округа обязанности заключить с Некрасовой О.А. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании Закона Кемеровской области от 12.01.2006 года № 2-ОЗ "О статусе поселка городского типа Краснобродский, поселка Артышта и поселка станции Дуброво" пгт. Краснобродский исключен из административного подчинения администрации г.Белово, отнесен к категории поселка городского типа областного подчинения; <адрес> передан из административного подчинения администрации г.Белово в административное подчинение администрации пгт. Краснобродский.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Кемеровской области-Кузбасса от 04.04.2022 г. № 32-ОЗ "О преобразовании Краснобродского городского округа и Прокопьевского муниципального округа" Краснобродский городской округ и Прокопьевский муниципальный округ преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование Прокопьевский муниципальный округ (административный центр – город Прокопьевск).

Согласно п. 2 Решения Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 21.09.2022 г. № 12 администрация Прокопьевского муниципального округа определена правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Кемеровской области-Кузбасса, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления Краснобродского городского округа и Прокопьевского муниципального округа: администрация Краснобродского городского округа (<данные изъяты>); администрация Прокопьевского муниципального округа (<данные изъяты>).

Пунктами 1, 2 ст. 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3).

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению (в том числе жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), включая здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с п. 5 Постановления № 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества) составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению № 3020-1.

Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп (далее Положение № 114-рп) и действовавшего до 12.06.2006 г., для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению № 3020-1.

После утверждения перечня Советом народных депутатов города, района, он предоставляется для проверки в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа.

Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения № 3 к Постановлению № 3020-1, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.

В соответствии с п. 10 Положения № 114-рп в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов - по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с настоящим Положением.

Согласно п. 1 ст. 1, подп. 5 п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 29 ранее действовавшего Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание и использование муниципального жилищного фонда, отнесенного к составу муниципальной собственности, относится к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, для решения которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения муниципального, городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих - полномочий в области жилищных правоотношений.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1). Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424.

Вопреки доводам жалобы из содержания ордера от ДД.ММ.ГГГГ напрямую следует, что он выдан исполнительным органом местного Совета народных депутатов – Беловским Горисполкомом, в связи с чем соответствующий довод жалобы является несостоятельным.

На основании изложенного, администрация Прокопьевского муниципального округа, являющаяся органом местного самоуправления Прокопьевского муниципального округа, в подчинении которого находится <адрес>, обязана отнести спорное жилое помещение к муниципальной собственности и внести в реестр муниципальной собственности.

Некрасова О.А., проживающая в спорном жилом помещении на основании ордера, как член семьи умершей ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу спорного жилого помещения (л.д.8-9). Исходя из перечисленных выше норм действующего законодательства, имеет право на проживание в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а значит и на заключение договора социального найма спорного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Выводы суда основаны на представленных доказательствах, соответствуют обстоятельствами дела и требованиям закона.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Прокопьевского муниципального округа – без удовлетворения.

Председательствующий:                  Калашникова О.Н.    

Судьи:                              Сучкова И.А.

Агуреев А.Н.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.01.2024.

33-734/2024 (33-12084/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Некрасова Ольга Александровна
Ответчики
Администрация Прокопьевского муниципального округа
Другие
Некрасов Александр Васильевич
ГБУ Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса, филиал № 2 БТИ Беловского г/о и Беловского м/р
КУМС администрации Прокопьевского муниципального округа
ТУ администрации Прокопьевского м/о
Управление Росреестра по КО, Прокопьевский отдел
Мочалова Евгения Васильевна
Игнатенко Дмитрий Владимирович
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Агуреев Анатолий Николаевич
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
20.12.2023Передача дела судье
25.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024Передано в экспедицию
25.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее