Судья: Аладышева С.А. Дело № 33-2246/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Рыковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2016 года апелляционную жалобу Седовой Галины Михайловны на решение Каширского городского суда Московской области от 05 ноября 2015 года по делу по административному иску Седовой Галины Михайловны о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области от 09 июля 2015 года об отказе в согласовании постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду земельного участка, об обязании администрации Каширского муниципального района Московской области издать постановление о предоставлении земельного участка в аренду, об обязании Министерства имущественных отношений Московской области согласовать постановление, об обязании комитета по управлению имуществом заключить договор аренды,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Миноблимущества Лужакова Р.Г.,
установила:
Седова Г.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 25 июня 2015 года об отказе в согласовании постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду незаконным, а также обязать администрацию Каширского муниципального в течении двух недель с момента вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 1200 кв.м, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты> также обязать Комитет по управлению имуществом заключить с ней договор аренды указанного земельного участка с арендной платой, установленной в соответствии п.3.ч.1.ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в редакции, действующей на момент заключения договора.
Требования мотивировала тем, что прошла процедуру предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства: в августе 2014 г. Седова Г.М. обратилась в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>; администрацией Каширского муниципального района была произведена публикация о предоставлении земельного участка в установленном порядке, другие претенденты на земельных участок заявок не подали, ей была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плате (карте) территории. За счет истица проведено межевание, земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт представлен в администрацию, однако ей незаконно отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на отказ в согласовании со стороны Министерства имущественных отношений, рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах.
Седова Г.М. в судебное заседание не явилась, извещалась.
Представитель Седовой Г.М. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил заявление удовлетворить.
Представитель администрации Каширского муниципального района, Комитета по управлению имуществом в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства имущественных отношений в судебное заседание не явился, направил в суд письменные объяснения, в которых просил отказать в заявленных требованиях Седовой Г.М.
Решением Каширского городского суда Московской области от 05 ноября 2015 года в удовлетворении заявления Седовой Г.М. отказано.
В апелляционной жалобе Седова Г.М. просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.219 КАС РФ, срок обращения административного истца Седовой Г.М. в суд с административным исковым заявлением не пропущен (ч.1 ст. 219 КАС РФ), т.к. о нарушении своего права на предоставление земельного участка в аренду она узнала 31.08.2015года из сообщения администрации Каширского муниципального района, а в суд обратилась 05октября 2015г.
Как видно из материалов дела, что Седова Г.М. обратилась в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства общей площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>
11.09.2014 года администрацией Каширского муниципального района Московской области в официальном печатном средстве массовой информации газете «Вести Каширского района» № 10(28) было опубликовано объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв.м, для индивидуального жилищного строительства по адресу: <данные изъяты>, с установленным сроком один месяц с даты опубликования сообщения для приема заявлений.
Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области письмом 14.10.2014 года № 1440/7 уведомил Седову Г.М. о том, что с момента публикации объявления в газете «Вести Каширского района» №10 (28) от 11 сентября 2014 года о намерении предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступало.
Постановлением, администрации Каширского муниципального района Московской области от 15.12.2014 г. № 3245-пг была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и размеры его границ площадью 1200 кв.м, установлены вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - «земли населенных пунктов», из земель государственной собственности, расположенного в г. Кашира, ул. Приовражная, на территории городского поселения Кашира Каширского муниципального района Московской области. Седовой Г.М. было предписано обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета земельного участка и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок общей площадью 1200кв.м, с разрешенным использованием -для индивидуального жилищного строительства, был поставлен на кадастровый учет 13.02.2015 года ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. Седовой Г.М. выдан кадастровый паспорт земельного участка №МО-<данные изъяты> от 18 февраля 2015 года.
Судом из протокола Межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений в Московской области от 09 июля 2015 года, установлено, что в отношении Седовой Г.М. принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды администрации Каширского муниципального района Московской области земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1200 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <данные изъяты>, в связи с нарушением процедуры опубликования (не указано место и сроки подачи заявлений). Администрации Каширского муниципального района Московской области предписано предоставить земельный участок по процедуре, указанной в ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Извещением от 27.07.2015г. (исх. № 1292/7) администрация Каширского муниципального района Московской области сообщила Седовой Г.М.о том, что по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 09.07.2015 г. администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта договора аренды земельного участка и рекомендовано предоставить земельный участок по процедуре, указанной в ст.39.18 ЗК РФ..
Статьей 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В силу положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.) органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.)земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Частью 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015г.) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданами в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В силу п.3 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данной нормы оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан ( подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ)
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе и возможных претендентов на земельный участок.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что опубликование сообщения о передаваемом земельном участке в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, невыявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
В соответствии с постановлением администрации Каширского муниципального района от 03.09.12г. № 1919-пг (с изм. от 17.12.2013г. № 2981-пг) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Каширского муниципального района», в абзаце 3 пункта 3.2.3 раздела 3 установлено, что специалист Комитета готовит проект сообщения о намерении предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и направляет его на подписание Главе. Подписанное Главой сообщение направляется в редакцию газеты «Вести Каширского района» для опубликования и размещается на официальном сайте администрации Каширского муниципального района в сети « Интернет».
Суд верно исходил из того, что сообщение от 11 сентября 2014 года о намерении предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства ориентировочной площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Кашира, ул. Приовражная, было опубликовано в официальном источнике опубликования сообщений администрации Каширского муниципального района - периодическом печатном издании - газете «Вести Каширского района».
Вместе с тем, суд пришел к правильному выводу, что содержащаяся информация в газетной публикации не может быть воспринята, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду.
Согласно п.4.ст.30 Земельного Кодекса РФ информирование органами местного самоуправления о возможном предстоящем предоставлении земельного участка имеет целью получение наибольшего числа заявок и проведения торгов с участием всех желающих приобрести его лиц, т.е. оно должно одновременно обеспечивать возможность участия в торгах всем желающим и максимально выгодные условия заключения договора собственнику.
Как верно указал суд, опубликованное сообщение содержало информацию о намерении предоставления в аренду конкретного земельного участка, однако объект, указанный в газете, не индивидуализирован, точное место нахождения земельного участка не известно, опубликованное сообщение не информировало население о возможности подачи заявок на предоставление указанного земельного участка, что не способствует получению наибольшего числа заявок, тем самым нарушает процедуру сдачи недвижимого имущества в аренду.
Суд пришел к выводу, что указанная публикация не свидетельствует о соблюдении органом местного самоуправления требований о надлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, так как в нем не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствовали сведения о принятии и решения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2014г. № 1154/51 в подпункте 2 пункта 3 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области.
Оценив изложенные обстоятельства и, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что администрация Каширского муниципального района Московской области после проведения определенных действий направила в Межведомственную комиссию по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области на согласование проект аренды земельного участка с Седовой Г.М., решением которой в согласовании было правомерно отказано, в связи с нарушением процедуры опубликования извещения.
Таким образом, оснований для признания незаконным оспариваемого решения и понуждения к изданию постановления и передаче испрашиваемого земельного участка в аренду не имелось.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы заявителя не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каширского городского суда Московской области от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи