Судья Зотова Н.А. № 33-1035/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 25 марта 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Сорокиной о.А., Хаировой Д.Р.,
при секретаре Левочкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области
на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 02 февраля 2015 года
по заявлению администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области незаконным,
установила:
администрация муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области незаконным, в обоснование требований указав, что в связи с изменениями в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области с 01 января 2015 года перешли организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Администрацией района принят ряд мер, направленных на организацию передачи муниципального имущества поселений в собственность муниципального района. Администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области постановлениями № 178, 179, 180 от 17 ноября 2014 года утвердила перечни имущества, подлежащею передаче администрации района, в числе которою отсутствуют объекты жилищно-коммунального хозяйства, а именно: сети водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и иные объекты, необходимые для обеспечения полномочий муниципального района. Вместе с тем администрация поселения приняла решение о передаче в безвозмездную собственность муниципального района УМП «Аксарайскжилкоммунхоз», имеющего задолженность перед кредиторами в размере 162 млн. рублей, полагая, что объекты ЖКХ являются неделимым комплексом УМП, в связи, с чем подлежат передаче в собственность района совместно с предприятием. Не желая исполнять требования действующего законодательства по передаче в собственность района имущества (объекты ЖКХ), необходимые району для предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области своим бездействием создает препятствия исполнению муниципальным районом своих полномочий по обеспечению населения услугами жилищно-коммунального хозяйства, в связи, с чем просят признать бездействие администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области, выразившееся в отказе по передаче в собственность администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно сети водоснабжения, сети электроснабжения, сети теплоснабжения, обязать передать указанные объекты.
Представители заявителя администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области Умеренко П.Н., Саидова Т.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представители администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области Конюхов В.В., Латышова Н.Ю. в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать.
Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 02 февраля 2015 года заявление удовлетворено. Суд признал бездействие администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области по передаче в собственность администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно: сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, незаконным и обязал администрацию муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области передать в собственность администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области объекты жилищно-коммунального хозяйства, а именно: сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права и неправильного применения процессуального законодательства, считают, что выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Считают, что передача имущества в собственность между органами местного самоуправления осуществляется на основании правового акта субъекта Российской Федерации в установленный трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Оснований для возникновения обязательств по передачи имущества не имелось. Считают, что судом не учтены требования статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заслушав докладчика, объяснения представителей администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области Конюхова В.В., Латышовой Н.Ю., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области Саидовой Т.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, в том числе, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что в июле, а затем в октябре 2014 года начальником отдела по земельным отношениям Красноярского района Астраханской области в адрес муниципальных образований сельских поселений района направлены письма о необходимости инвентаризации муниципального имущества, подлежащего передаче во исполнение закона. Постановлениями № 178, 179, 180 от 17 ноября 2014 года утверждены перечни муниципального имущества муниципального образования «Аксарайский сельсовет», подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, в том числе УМП «Аксарайскжилкоммунхоз».
В декабре 2014 года, январе 2015 года главой района направлены письма в адрес главы администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области и прокурору по надзору за соблюдением законности в ГККК о недопустимости бездействия со стороны сельсовета по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в связи с перераспределением полномочий по решению вопросов местного значения.
Суд первой инстанции, признал бездействие администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области по передаче в собственность администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области объектов жилищно-коммунального хозяйства, а именно: сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, незаконным, с чем судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы по организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (изменения действуют с 01 января 2015 года).
Вопросы разграничения (перераспределения) муниципального имущества, в том числе в связи с изменением полномочий органов местного самоуправления, регулируются частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 июля 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Об этом указывают и разработанные Министерством регионального развития Российской Федерации в 2014 года Методические рекомендации по подготовке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию положений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (в редакции закона от 29 декабря 2014 года) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 13 ОФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничение имущества осуществляется между: муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае, в том числе, изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» видами имущества.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что требование о необходимости передачи имущества муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области в связи с изменением перечня вопросов местного значения закреплено в вышеуказанных нормах и подлежит исполнению и является законным, обоснованным.
Довод жалобы о том, что оснований для возникновения обязательств по передачи имущества не имелось, поскольку не было вступившего в законную силу постановления Правительства Астраханской области, определяющего передачу имущества от муниципального образования «Аксарайский сельсовет» муниципальному образованию «Красноярский район», несостоятелен и основан на неправильном толковании вышеуказанных норм.
Довод жалобы о том, что судом не учтены требования статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования является также необоснованным и противоречит нормам действовавшего с 01 января 2015 года законодательства.
Оснований для передачи МО «Аксарайский сельсовет» Унитарного муниципального предприятия «Аксарайское жилищно-коммунальное хозяйство» (УМП «Аксарайскжилкоммунхоз») муниципальному образованию «Красноярский район» не имеется. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Судом первой инстанции установлено, что УМП «Аксарайскжилкоммунхоз» является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Учредителем и собственником имущества УМП «Аксарайскжилкоммунхоз» является администрация муниципального образования «Аксарайский сельсовет». Правомочия собственника осуществляются на основании постановления главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» № 15 от 07 марта 2008 года.
В соответствии с Уставом предприятия, утвержденным Постановлением главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области 07 марта 2008 года № 15, предметом деятельности предприятия является техническая эксплуатация систем инженерного обеспечения поселка Аксарайский (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод), техническая эксплуатация жилищного фонда поселка Аксарайский (ремонтно-строительные и иные виды работ), содержание в эксплуатационном состоянии, обеспечение своевременного и качественного ремонта объектов инфраструктуры, сельского населенного пункта (улиц, зеленой зоны и т.д.), оказание разносторонних социально-бытовых услуг населению на хозрасчетной основе, включая ремонт жилья, водопровода, отопления, канализации, электроосвещения.
Инженерные сети электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения в пределах муниципального образования «Аксарайский сельсовет» являются собственностью муниципального образования. Определением Арбитражного суда Астраханской области от 23 января 2015 года в отношении Унитарного муниципального предприятия «Аксарайское жилищно-коммунальное хозяйство» введена процедура банкротства – наблюдение.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал оценку доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в соответствии с требованиями норм процессуального права и принял законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Руководствуясь статьями 327.1, 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Красноярского районного суда Астраханской области от 02 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Аксарайский сельсовет» Красноярского района Астраханской области - без удовлетворения.