Дело № 2-5530/2021
УИД 75RS0001-02-2021-007481-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2021 года
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
при секретаре Бабауевой А.Е.,
с участием процессуального истца – ст. помощника прокурора Черновского района г. Читы Апрелковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску заместителя прокурора Черновского района г. Читы к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа в жилое помещение,
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора района обратился с иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой в связи с поступившим обращением Русских Р.В. по вопросу нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в части отсутствия пандуса в подъезде № многоквартирного <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с привлечением членов Комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденной на базе администрации городского округа «Город Чита», организован выезд для осмотра жилого помещения по месту проживания Русский Р.В., а также подъезда №, расположенного в <адрес>. В ходе проверки установлено несоответствие параметров жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном доме требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», в том числе в части отсутствия пандусов с поручнями в подъезде и на примыкающей к дому территории, несоответствия требованиям законодательства входной двери подъезда и ее порога. В связи с чем, истец просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно во входной группе подъезда № многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес> выполнить следующие мероприятия: в подъезде произвести демонтаж железобетонного порога высотой 6,4 см. и металлического порога высотой 5,5 см.; расширить дверной проем коридора до ширины равной 1 м., установить металлический дверной блок с открыванием дверей по направлению движения к выходу; установить металлический стационарный пандус напротив противопожарного выхода первого этажа с попутной установкой поручней на высоте 0,9 м. по обе стороны; устроить монолитный железобетонный пандус с поручнями по обе стороны с уклоном 1:20; устроить монолитную площадку на входной группе для выравнивания отметок покрытий пола; восстановить противопожарный выход путем устройства противопожарной двери шириной не менее 1 м.; нанести информационные показатели этажности; устроить скат с бордюрного камня.
Представитель процессуального истца Апрелкова В.С. в судебном заседании иск поддержал.
В судебное заседание материальный истец Русских Р.В. явку не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание ответчик администрация городского округа «Город Чита» представителя не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял.
В судебное заседание третьи лица ООО «РУЭК-ГРЭС», Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явились, причины неявки суду не сообщили, что не препятствует рассмотрению дела в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Русских Руслан Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом 1 группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ему предоставлено техническое средство реабилитации - кресло-коляска с ручным приводом прогулочная. Русских Р.В. проживает по адресу: <адрес> (первый подъезд, пятый этаж).
Из пояснений истца следует, что крыльцо подъезда № данного многоквартирного дома состоит из 8 ступенек, что, в связи с отсутствием пандуса, значительно затрудняет передвижение на кресле-коляске.
Управление многоквартирным жилым домом, в котором проживает истец, осуществляет ООО «РУЭК-ГРЭС».
Положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном дом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил, доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Для определения оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека подлежит осуществлению обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (п. 4 Правил).
В силу п. 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.
По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пп. 17 - 20, 22 Правил).
Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
В соответствии с Постановление администрации городского округа "Город Чита" от 14.05.2018 N 141, исходя из возложенных пунктом 8 части 4 статьи 38 Устава городского округа "Город Чита" на администрацию полномочий, утверждено Положение о комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда городского округа "Город Чита", в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Настоящее Положение устанавливает порядок работы и полномочия комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда городского округа "Город Чита", в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее по тексту - Комиссия). Комиссия создана для организации работы по проведению обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилого фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Таким образом, муниципальная комиссия при администрации городского округа является органом, на которое в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, оформлению акта обследования, принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения и его передаче руководителю администрации городского округа "Город Чита" для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением членов Комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденной на базе администрации городского округа «<адрес>», проведено обследование жилого помещения по месту проживания Русский Р.В., а также подъезда №, расположенного в <адрес>, по итогам которого составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки установлено несоответствие параметров жилого помещения и мест общего пользования в многоквартирном доме требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», в том числе в части отсутствия пандусов с поручнями в подъезде и на примыкающей к дому территории, несоответствия требованиям законодательства входной двери подъезда и ее порога.
Из указанного акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида следует, что для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида необходимо проведение следующих мероприятий: в подъезде необходимо произвести демонтаж (железобетонного порога высотой 6,4 см. и металлического порога высотой 5,5 см.; расширение дверного проема коридора до ширины равной 1 м., а также установку металлического дверного блока с открыванием дверей по направлению движения к выходу; установка металлического стационарного пандуса напротив противопожарного выхода первого этажа с попутной установкой поручней на высоте 0,9 м. по обе стороны; устройство монолитного железобетонного пандуса с поручнями по обе стороны с уклоном 1:20; устройство монолитной площадки на входной группе для выравнивания отметок покрытий пола; восстановление противопожарного выхода путем устройства противопожарной двери шириной не менее 1 м.; нанесение информационных показателей этажности; устройство ската с бордюрного камня.
Таким образом, по результатам обследования Комиссия пришла к выводу о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Из вышеизложенного следует, что органом местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, является администрация городского округа «Город Чита», которая координирует действия своих структурных подразделений по выполнению прямо возложенных законом на орган местного самоуправления задач.
Следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, на администрацию городского округа «Город Чита» надлежит возложить обязанность устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно во входной группе подъезда № многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, при этом суд учитывает, что до настоящего времени, несмотря на проведенные мероприятия по обследованию жилого помещения и общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по определению возможности оборудования подъезда N 1 в жилом доме пандусом, объема мероприятий и их стоимости, администрацией городского округа такая обязанность не исполнена.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом, суд полагает возможным установить ответчику заявленный истцом срок для проведения работ по выполнению мероприятий по установке пандуса в срок до 31.12.2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Черновского района г. Читы удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» в срок до 31.12.2021 устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно во входной группе подъезда № многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес> выполнить следующие мероприятия: в подъезде произвести демонтаж железобетонного порога высотой 6,4 см. и металлического порога высотой 5,5 см.; расширить дверной проем коридора до ширины равной 1 м., установить металлический дверной блок с открыванием дверей по направлению движения к выходу; установить металлический стационарный пандус напротив противопожарного выхода первого этажа с попутной установкой поручней на высоте 0,9 м. по обе стороны; устроить монолитный железобетонный пандус с поручнями по обе стороны с уклоном 1:20; устроить монолитную площадку на входной группе для выравнивания отметок покрытий пола; восстановить противопожарный выход путем устройства противопожарной двери шириной не менее 1 м.; нанести информационные показатели этажности; устроить скат с бордюрного камня.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья С.Ю. Епифанцева
Решение в окончательной форме принято 08.11.2021 года