УИД 11RS0002-01-2020-002663-38 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 04 сентября 2020 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре Засориной С.Е.,
с участием административного истца Ледзинского А.Л.,
прокурора Рыкова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1533/2020 по административному исковому заявлению Ледзинского Андрея Леонидовича к Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты о защите избирательного права,
установил:
Административный истец обратился в суд с требованиями о признании данных, поданных избирателями ФИО5, ФИО4 – достоверными; признании факта сбора ФИО1 необходимого числа подписей для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута» шестого созыва; отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты от 08.08.2020 № 34/177 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута» шестого созыва Ледзинского А.Л.; обязании Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты зарегистрировать Ледзинского А.Л. в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута» шестого созыва.
В обоснование требований административного иска истец указал об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута», выборы в который назначены на 13.09.2020. При проверке 07.08.2020 подписных листов, представленных кандидатом, установлено недействительность 5 подписей из 32, при требуемом количестве – 29. Как указывает истец, избиратели ФИО5 и ФИО4 постоянно проживают по указанному ими адресу: <адрес>, но при проверке адрес регистрации установлен как <адрес>. Результаты проверки административный истец полагает неточными, не соответствующими действительности, а решение ТИК г.Воркуты неправомерным в части признания сведений, записанных ФИО12 и ФИО13 собственноручно, подпадающими под действие пп. «в» п.6.4 ст.38 закона 67-ФЗ.
В отзыве на исковое заявление Территориальная избирательная комиссия г.Воркуты в удовлетворении административного иска Ледзинскому А.Л. просит отказать. Указывает, что при проведении проверки подписей, представленных в подписных листах, выявлены расхождения между персональными данными граждан в подписных листах и Реестре избирателей. Так, в отношении избирателей ФИО5 и ФИО4 установлена ошибка в месте жительства, в связи с чем подписи признаны недействительными. Ледзинский А.Л. на заседании рабочей группы присутствовал, возражал относительно установленных требований. Рабочая группа передала материалы проверки подписных листов в Территориальную избирательную комиссию г.Воркуты, на заседании которой принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ледзинского А.Л. Кроме того, административный ответчик полагает о нарушении Ледзинским А.Л. ч.2 ст.78 Закона 67-ФЗ при обращении с настоящим иском.
В судебном заседании истец требования и доводы иска поддержал, пояснил, что подписные листы заполнялись избирателями самостоятельно. Избиратели ФИО5 и ФИО4 указали адреса фактического проживания. Пояснений относительно позиции ответчика о пропуске срока на обращение в суд от административного истца не последовало.
Прокурор в судебном заседании заявил об отсутствии оснований для признания решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Ледзинского А.Л. незаконным, в том числе по мотиву пропуска срока на обращение в суд.
Территориальная избирательная комиссия г.Воркуты (заявившая о рассмотрении спора без участия представителя), Избирательная комиссия Республики Коми о судебном разбирательстве извещены, представителя в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Пунктом 1 статьи 4 этого же Федерального закона установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и быть избранным депутатом.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно и путем самовыдвижения, п.п.1,2 ст.32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, ч.1 ст.34 Федерального Закона.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 22 июня 2020 г. N 763 назначены выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа "Воркута" шестого созыва на 13 сентября 2020 года.
22.06.2020 Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва в количестве 6 человек.
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в числе прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва определено в размере 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного округа, с превышением не более чем на 4 подписи. По одномандатному избирательному округу № 9 в числовом выражении необходимое количество подписей составило – 29 (Постановление ТИК г.Воркуты от 22.06.2020 № 21/86).
02.08.2020 Ледзинским А.Л. в Территориальную избирательную комиссию г.Воркуты представлены документы для регистрации в качестве кандидата в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 9 на выборах депутатов Совета МО ГО "Воркута" шестого созыва. В том числе, от Ледзинского А.Л. приняты 7 подписных листов.
По результатам заседания 07.08.2020 рабочая группа по соблюдению порядка выдвижения и регистрации кандидатов проверила все представленные кандидатом Ледзинским А.Л. подписи - 32. По данным Итогового протокола проверки подписных листов 5 подписей, представленных в подписных листах, признаны недействительными.
Так, подписи избирателей ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО4 признаны недействительными в связи с ошибкой в месте жительства, а подпись избирателя ФИО8 в связи с ошибкой в паспортных данных
Основанием для вывода о признании подписей недействительными послужил пп. "в" п.6.4 ст.36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" - о недействительности подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты от 08.08.2020 № 34/177 Ледзинскому А.Л. отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 9. Основанием послужило признание недействительными 5 подписей избирателей в поддержку кандидата из 32, при требуемых 29. Решение принято со ссылкой на пп. "д" п.24 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме".
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Федеральный законодатель установил, что процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом, к проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38 Закона N 67-ФЗ).
Избирательной комиссией проверена достоверность сведений об избирателях, проставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, предусмотрена Приложением 8 (п.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Согласно п.8 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012г. №128/986-6) подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт «в» пункта 64 статьи 38 Федерального закона) признается недействительной только при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к проверке подписных листов.
В судебном заседании обозревался подписной лист 6, в котором указаны сведения об избирателях ФИО5 и ФИО4, указавших адрес места жительства: <адрес> (строки 3,4). По сообщению руководителя отдела по вопросам миграции ОМВД России по г.Воркуте по результатам проверки по запросу ТИК г.Воркуты, адреса ФИО5 и ФИО4 установлены как "<адрес>". По запросу суда ОВМ ОМВД России по г.Воркуте представлены сведения об известных адресах указанных избирателей, зарегистрированных по месту жительства по <адрес>.
В соответствии с п.11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов,
Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Спора о заполнении подписного листа самими избирателями в судебном заседании не имелось.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, следовательно, необходимость указания перечисленной информации в полном объеме при ее наличии - требование закона, выполнение которого зависеть от усмотрения участников избирательного процесса не может, обязательно для исполнения всеми кандидатами. Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с п.7 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов… не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте5 статьи2 Федерального закона №67-ФЗ, обращено внимание Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте30 постановления от 31 марта 2011г. №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который также содержит разъяснение о том, что в подписном листе может не содержаться всех сведений, образующих понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населённом пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем не указаны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
При этом Закон (п.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) исключает подписные листы с подписями избирателей из числа документов, в которые кандидат вправе вносить уточнения и дополнения не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Суд находит ошибочным утверждения административного истца, что избиратели вправе были указать фактическое место проживания, поскольку в силу прямого указания закона обязаны указывать адреса, по которым зарегистрированы по месту жительства в органах регистрационного учета. Произвольное же искажение адреса также недопустимо, поскольку номер дома и квартиры при их наличии составляют его неотъемлемую часть, и не могут быть отнесены к фактически отсутствующей информации.
Следовательно, подписи избирателей, подвергшиеся проверке, признаны избирательной комиссией недействительными обоснованно.
Следует также отметить, что с административным иском в суд истец обратился 31.08.2020.
Согласно ч.2 ст.78 Закона № 67-ФЗ жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
В силу ч.4 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. Установленный срок не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска, ч.7 той же статьи.
Оспариваемое Постановление Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты № 34/177 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута» шестого созыва в отношении Ледзинского А.Л. вынесено 08.08.2020, следовательно на дату обращения с настоящим иском срок его подачи истек.
Пропуск Ледзинским А.Л. срока обращения в суд с административным исковым заявлением, а также невозможность его восстановления, в силу ч.10 ст.240 КАС РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таком положении, при отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, предусмотренных ч.1 ст.244 КАС РФ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Ледзинского А.Л. кандидатом на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Закона N 67-ФЗ ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является законным и не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.244 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований административного искового заявления Ледзинскому Андрею Леонидовичу к Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты о признании данных, поданных избирателями ФИО5, ФИО4 – достоверными; признании факта сбора Ледзинским А.Л. необходимого числа подписей для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута» шестого созыва; отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты от 08.08.2020 № 34/177 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута» шестого созыва Ледзинского А.Л.; обязании Территориальной избирательной комиссии г.Воркуты зарегистрировать Ледзинского А.Л. в качестве кандидата в депутаты Совета МО ГО «Воркута» шестого созыва, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2020.
Председательствующий Солодилова Е.Ю.