Дело № 2-1488/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 04 декабря 2018 года дело по иску Земцовой Т. С. к Администрации МОГО "Инта", Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность, и понуждении предоставить социальную выплату для переселения из районов Крайнего Севера без оформления обязательства о сдаче жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность для получения государственного жилищного сертификата, и понуждении предоставить социальную выплату для переселения из районов Крайнего Севера без оформления обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: ____ В обоснование своих требований указала, что состоит в очереди на получение социальной выплаты и была включена в сводный список граждан-получателей сертификатов выпуска 2018 года по категории "<....>". Ранее в списках состоял ее муж ФИО4, <....>, который 31.05.2005 умер. С мужем они проживали по адресу: ____. Решением Интинского городского суда она восстановлена в списках по категории "<....>" с датой постановки на учет – 06.12.1999, как член семьи ФИО4 Письмом Минстроя РК от 18.10.2018 ей было предложено для получения сертификата оформить обязательство о сдаче жилого помещения по адресу: ____ или признать себя не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность. В феврале 2000 года она продала квартиру и переехала по адресу: ____, где прописалась в марте 2010 года. Квартира принадлежит на праве собственности ее дочери ФИО5, в которой она проживала со своей семьей до апреля 2008 года. Фактически на протяжении более 20 лет они проживают раздельно, ведут раздельное хозяйство и не являются членами одной семьи. Фактически она не имеет своего жилья, жилищная субсидия выделяется на нее одну, собственник жилого помещения ФИО5 не имеет права на получение жилищной субсидии, так как не является членом семьи ФИО4
Истица о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Ответчик - Администрация МОГО "Инта", о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. В заявлении представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать истице в удовлетворении исковых требований.
Ответчик – Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. В отзыве на исковое заявление представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие и отказать истице в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо – ФИО5, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Интинского городского суда от 29.03.2018 №__ признано за Земцовой Т.С. право состоять в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из районов Крайнего Севера по категории "<....>" по дате постановки на учет умершего ФИО4 – 06.12.1999. Решение суда вступило в законную силу 04.05.2018.
Судом установлено, что Земцова Т.С. на основании постановления Администрации МОГО "Инта" от 18.05.2018 №__ включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2018 год по Республике Коми по категории "<....> с составом семьи <....> человек с датой постановки на учет 06.12.1999.
Согласно письму от 18.10.2018 №__ Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми сообщило, что представлен администрацией МОГО "Инта" на Земцову Т.С. пакет документов для оформления государственного жилищного сертификата выпуска 2018 года, предложено для получения государственного жилищного сертификата оформить обязательство о сдаче жилого помещения по адресу: ____, или в судебном порядке признать себя не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность для получения государственного жилищного сертификата.
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный закон от 25.10.2002), федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, осуществляется предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, согласно которых при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ изменения вступили в силу с 01.01.2012.
Нормы Федерального закона от 25.10.2002, действующие до 01.01.2012, предусматривали альтернативную обязанность лиц, получающих жилищную субсидию, по расторжению договора социального найма и передаче жилого помещения либо об отчуждении жилого помещения, принадлежавшего им на праве собственности, а если такое жилье продано, то размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи. Следовательно, при условии сдачи занимаемого жилого помещения или дачи согласия на уменьшение величины социальной выплаты в размере стоимости отчужденного жилого помещения, лицо имеет право на жилищную субсидию без учета уменьшения ее размера независимо от заключения получателем жилищной субсидии и (или) членами его семьи сделки по отчуждению иного жилого помещения, если данная сделка и переход права собственности на жилое помещение были произведены до 01.01.2012.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. Он вправе предоставить это жилое помещение во владение и пользование гражданам на основании договора найма, договора безвозмездного пользования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения, обязан оплачивать коммунальные платежи.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Из копии справки ООО "Инта-Приполярье" от 02.03.2018 усматривается, что Земцова Т.С. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____ совместно с мужем ФИО4 в период с 20.08.1973 по 20.02.2010. С 09.03.2010 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____ других зарегистрированных лиц в квартире нет, что подтверждается копией справки ООО УК "Интинская" от 11.09.2018.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ____, находилось в собственности Земцовой Т.С., 16.03.2010 прекращено право собственности.
Жилое помещение, расположенное по адресу: ____, находится в собственности ФИО5 с 09.10.1996.
Из копии справки ООО "Техник" от 20.03.2017 усматривается, что ФИО5 зарегистрирована по месту жительства с 05.04.2008 по адресу: ____ совместно с мужем ФИО2, дочерью ФИО3, сыном ФИО1 До 25.03.2008 ФИО5 была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____
Поскольку судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: ____, находится в собственности ФИО5, Земцова Т.С. никогда не являлась собственником данного жилого помещения, ФИО5 не является членом семьи Земцовой Т.С. и получателем жилищной субсидии в составе семьи супруга Земцовой Т.С., то суд находит необходимым признать Земцову Т.С. не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность, для получения государственного жилищного сертификата и обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми предоставить государственный жилищный сертификат в порядке очередности на состав семьи <....> человек без оформления обязательства о сдаче жилого помещения по адресу: ____.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать Земцову Т. С. не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность, для получения государственного жилищного сертификата.
Обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми предоставить Земцовой Т. С. государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в порядке очередности на состав семьи один человек без оформления обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: ____.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2018.
Судья |
И.М. Румянцева |
<....>
<....> |
<....> |