Дело № 2а-879/2021
УИД 27RS0015-01-2021-000001423-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года п. Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Молчановой Ю.Е.,
при секретаре Гасанове Р.А.
с участием:
административного истца Берлина Д.В. (с использованием систем видеоконференц-связи с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю»),
представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю и заинтересованного лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, Лим И.М., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Берлина Дмитрия Владимировича к Министерству юстиции Российской Федерации, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, заинтересованное лицо ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому края о компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Берлин Д.В. обратился в Ванинский районный суд с административным иском о компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование административного иска указал, что он содержится в ФКУ ИК-1, в нарушение Приказа Министерства юстиции №189 от 14.10.2005 года на протяжении 6 месяцев ему не выдаются материально-бытовые наборы, в связи с чем, он не имеет возможности следить за своей чистоплотностью, подвергая опасности свое здоровье. Кроме того, указывает, что в январе 2021 года и 25.08.2021 года в ходе обыска, проводимом в его камере, были изъяты его вещи, которыми он пользовался с разрешения начальника колонии. Данные вещи (чайник, радио, сигареты, электробритва, трое наручных часов и др.) были приобретены его родственниками, они представляли для него материальную ценность. Незаконными действиями сотрудников колонии ему был причинен моральный вред. Просит взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 55 000 рублей.
Определением от 04.10.2021 года к участию в деле привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому края.
Административный истец Берлин Д.В. в судебном заседании административный иск поддержал, пояснил, что во время нахождения в штрафном изоляторе, в камере, где он постоянно отбывал наказание, был произведен обыск, в ходе которого были изъяты 22 пачки сигарет, радио, чайник и многое другое. Радио и чайником он пользовался с письменного разрешения начальника колонии. Где находятся в настоящее время эти вещи ему неизвестно, они для него представляют материальную ценность. Куда делись сигареты и спички ему тоже неизвестно. Кроме того, с января 2021 года, в нарушение действующего законодательства он не был обеспечен средствами личной гигиены. Денежных средств у него не имеется, все это время ему приходилось обращаться за помощью к своим сокамерникам.
Представитель Министерства юстиции РФ в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив письменный отзыв, согласно которого условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, размер вреда, противоправное сведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным сведением и наступившим вредом. В исковом заявлении Берлина Д.В. не оспариваются нормативные правовые акты Минюста России, а также не приводится сведений при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) должностных лиц Минюста России нарушены права истца. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы государственной власти - законодательные, исполнительные и судебные выполняют вой функции исключительно в рамках предоставленных законодательством полномочий. В своей деятельности органы государственной власти руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы государственной власти не вправе осуществлять полномочия, не входящие в их компетенцию, также не вправе подменять друг друга. Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ю выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере выполнения уголовных наказаний и судебных актов. При этом Минюст России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по надзору и контролю, в том числе по контролю и надзору за деятельностью ФСИН России, а также не наделен правом давать правовую щенку действиям (бездействию) должностных лиц ФСИН России, проводить в отношении них служебные проверки и рассматривать поданные на них жалобы, также не наделен полномочиями по надзору за судами и деятельностью должностных лиц правоохранительных органов. Согласно пункту 2 Положения Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб. Осуществление Минюстом России координации и контроля деятельности ФСИН России в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 1314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» заключается в выполнении Министром юстиции Российской Федерации следующих функций: утверждение ежегодного плана и показателей деятельности ФСИН России, также отчета об их исполнении; внесение в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя ФСИН России проекта положения о федеральной службе, предложений о предельной штатной численности федеральной службы и фонде паты труда; внесение в Министерство финансов Российской Федерации предложений формированию федерального бюджета и финансированию ФСИН России; внесение в Правительство Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сфере стельности ФСИН России, если принятие таких актов относится в соответствии Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации; во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения ФСИН России контролирует их исполнение. Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 Положения и подпунктом «в» пункта 3 Указа Минюст России в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору. Согласно пункту 3 приказа Минюста России от 27.10.2009 № 361 Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля деятельности» федеральным государственным гражданским служащим Минюста России запрещены любые формы вмешательства в оперативно- служебные, финансово-хозяйственные, кадровые и иные вопросы деятельности ФСИН России, за исключением предусмотренных Положением. На основании Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, Утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере выполнения уголовных наказаний, является ФСИН России, к задачам которой носится исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Следовательно, Министерство юстиции Российской Федерации не может выступать в качестве ответчика по данному иску. С учетом изложенного, просил суд в удовлетворении требований Берлина Д.В. к Минюсту России - отказать.
Представитель административных ответчиков: ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, заинтересованного лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, Лим И.М., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что в связи с задержками централизованных поставок с ФКУ ЖКУ УФСИН России по Хабаровскому краю, гигиенические наборы в учреждении отсутствовали, поступили в учреждение 08.10.2021г. в количестве 2700 штук., 14.10.2021г., 02.11.2021г. была выдача индивидуально-гигиенических наборов, Берлин Д.В. отказался от получения наборов, объяснение не предоставил, об отказе составили акты. Данный отказ свидетельствует о том, что истец не нуждается в обеспечении индивидуально-гигиенических наборов. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утверждены Постановлением Правительства от 11.04.2005 N 205, норма рассчитана на 1 месяц на 1 осужденного, выдача перечисленных в них предметов материально-бытового обеспечения, презюмирует, что должна осуществляться исключительно ежемесячно, а не в иные сроки. Таким образом, сам по себе факт не выдачи, индивидуальных средств гигиены не свидетельствует о нарушении прав истца. В магазине ФКУ ИК-1 в продаже имеется по несколько видов мыла, станки для бритья, туалетная бумага, зубная паста, зубные щетки, всегда в наличии, то есть истец мог принять меры к их приобретению за счет собственных средств. В ФКУ ИК-1 имеется прачечная, если у осужденных отсутствует возможность осуществить стирку самостоятельно, он может сдать вещи на стирку, согласно графика, и также имеется банно-прачечный комплекс, помывка осуществляется по отведенному за отрядами времени. С жалобами в письменной и устной форме по факту невыдачи индивидуальных средств гигиены Берлин Д.В. не обращался ни к администрации ФКУ ИК-1, ни в иные компетентные органы. Что касается обысковых мероприятий, согласно главы XI приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», при проведении обысковых мероприятий осужденных изымаются только запрещенные предметы к использованию исправительном учреждении. Истцом не представлено доказательств признания незаконными действий (бездействий) администрации исправительного учреждения по не обеспечению гигиеническими наборами, не подтверждено нарушение прав на ненадлежащее материально-бытовое обеспечение, не представлено доказательств вины ИК-1 в причинении морального вреда истцу.
Суд, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка обязательной судом в отношении данных лиц – не признавалась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что приговором Хабаровского краевого суда от 03.10.2013 года (с учетом определения Верховного суда РФ от 11.03.2014 года) Берлин Д.В. осужден по п. «а» ч.2 ст.105, ч.1 ст.158 УК ОРФ к 19 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год.
С 11.04.2014 года Берлин Д.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, где находится по настоящее время.
В соответствии с абзацами первым и третьим пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).
В силу статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный имеет право на обеспечение необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий.
Согласно положениям статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (часть 1).
Абзацем двенадцатым пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, установлена обязанность осужденного соблюдать правила личной гигиены.
Пунктами 15 и 20.2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в Женеве 30 августа 1955 года Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья. Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются, в том числе индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), туалетная бумага, одноразовые бритвы (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
В минимальную норму материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205, входит хозяйственное мыло (200 г в месяц), туалетное мыло (50 г в месяц), зубная паста/зубной порошок (30 г в месяц), зубная щетка (1 шт. на 6 месяцев), одноразовая бритва (6 шт. в месяц), туалетная бумага (25 м в месяц).
В заявлении административный истец указывает на невыдачу в полном объеме материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы. Так указывает, что с января 2021 года ему не выдаются средства личной гигиены.
Из пояснения представителя Лим И.М. следует, что в период с мая по октябрь 2021 года имели место перебои в поставке материально-бытового обеспечения осужденных. В октябре 2021 года было поступление средств личной гигиены, от получения которых Берлин Д.В. отказался, о чем был составлен соответствующий акт.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период с мая по сентябрь 2021 года гигиенические наборы осужденному Берлину Д.В. не выдавались, доказательств отказа административного истца от получения средств индивидуальной гигиены в указанный период суду не представлено.
Таким образом, доводы административного истца о не предоставлении в период с мая по сентябрь 2021 года нашли свое подтверждение представленными в дело доказательствами и административными ответчиками не опровергнуты. Названное нарушение носило длящийся характер, приводило к нарушению прав осужденного на возможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, следовательно, относится к нарушению условий содержания в исправительном учреждении, за которое допускается взыскание предусмотренной законом компенсации.
В соответствии с п. 4.4.1 и 4.4.2 Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом Министерства юстиции №95 от 23.06.2005 года, в целях изъятия запрещенных вещей и предметов, обнаружения подкопов и проломов, поиска скрывшихся осужденных проводятся осмотры и обыски территории колонии, помещений и осужденных. Их результаты докладываются начальнику колонии или его заместителю по оперативной работе и режиму и оформляются соответствующими актами (приложение N 7). Во время осмотров и обысков жилой и производственной зон не допускается не вызываемое необходимостью повреждение постельных принадлежностей, носильных вещей, инвентаря и других предметов.
В силу положений части 1 статьи 82 УИК РФ под «режимом в исправительных учреждениях» понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Личный обыск проводится лицами одного пола с осужденными. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства (часть 5 статьи 82 УИК РФ).
Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 6 статьи 82 УИК РФ).
Порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 7 статьи 82 УИК РФ).
Пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 установлено, что осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, определен Приложением N 1 к Правилам внутреннего распорядка.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 марта 2015 года N 64дсп утвержден Порядок проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.
Согласно пункту 8 Порядка проведения обысков и досмотров личный обыск может быть полным (с полным раздеванием обыскиваемого лица) и неполным (когда лицу предлагается снять лишь верхнюю одежду и обувь).
Полный обыск проводится в случаях, когда имеются основания полагать наличие у осужденного запрещенных вещей и предметов (подпункт 9 пункта 9 Порядка проведения обысков и досмотров).
Пункт 113 Порядка проведения обысков и досмотров предусматривает возможность обыска камер и помещений камерного типа, при этом на время проведения такого обыска осужденные могут выводится из камер и помещений камерного типа (пункт 115 Порядка проведения обысков).
Согласно пункту 148 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 252-дсп, во время работы и прогулок осужденных производятся осмотр и обыск помещений в целях установления неисправности их оборудования, обнаружения подкопов, проломов или повреждений в полу, потолке, стенах, оконных решетках, других признаков приготовления к побегу, а также орудий нападения и других запрещенных предметов.
Из искового заявления и пояснений истца следует, что в январе 2021 года и 25.08.2021 года в ходе обысков у него были изъяты предметы быта, сигареты, спички, о судьбе которых ему на сегодняшний день ничего неизвестно.
В ходе исследования журнала обыскных мероприятий за январь 2021 года, а также актов внеплановых обысков за 25.08.2021 года установлено, что перечисленные в исковом заявлении предметы сотрудниками исправительного учреждения не изымались, доказательств их наличия у истца суду не представлено, нарушений условий содержания административного истца в исправительном учреждении при проведении обысков и досмотров со стороны сотрудников ФКУ ИК-1 допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Учитывая, что нарушения условий содержания административного истца в исправительном учреждении частично нашли свое подтверждение, принимая во внимание продолжительность данных нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, физические страдания, суд находит требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, в сумме 2000 рублей, которые подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.
В соответствии с п.9 ст.227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск по административному иску Берлина Дмитрия Владимировича к Министерству юстиции Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю о компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Берлина Дмитрия Владимировича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
В соответствии с п.9 ст.2277.1 КАС РФ решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края, со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Молчанова Ю.Е.
Мотивированное решение
Изготовлено 26.11.2021