Решение по делу № 2-2747/2024 от 15.07.2024

Дело № 2-2747/2024

43RS0003-01-2024-003859-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 16 сентября 2024 года    

    Первомайский районный суд г. Кирова

в составе председательствующего судьи Макеевой С.Г.,

при секретаре Дровалевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2747/2024 по иску ФИО2 к администрации муниципального образования "город Киров" о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

    ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "город Киров" о признании права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и возложении обязанности.

    В обоснование иска указал, что истец является лицом, которое ранее относилось к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец проживал с матерью ФИО4 и несовершеннолетним братом в городе {Адрес} по адресу: {Адрес}. Это комната в неблагоустроенной коммунальной квартире жилой площадью 14,6 кв.м. Сведения об отце были внесены в свидетельство о рождении ребенка со слов матери, местонахождение отца неизвестно.

    Решением Котельнического районного суда Кировской области от {Дата} ФИО4 лишена родительских прав. На момент вынесения решения истец уже находился на содержании государства, обучался в Вятско-Полянской школе-интернате.

    Согласно акту обследования жилого помещения от {Дата}, никаких условий для нормального проживания ребенка не было создано. Сама мать в тот период проживала в незарегистрированном браке с ФИО12 в однокомнатной квартире вместе с его родителями.

    Распоряжением администрации {Адрес} {Номер}-с от {Дата} за ФИО2 сохранено жилое помещение по адресу: {Адрес}.

    В период с {Дата} по {Дата} истец обучался в Сосновкой школе-интернате. После окончания срока обучения в школе-интернате истец продолжил обучение в {Адрес}. Для поступления в институт был вынужден прописаться в {Адрес}.

    ФИО2 в период с {Дата} проходил службу в рядах армии России. Как указано в служебной характеристике, за период службы зарекомендовал себя с положительной стороны, к службе относился с полной ответственностью, у сослуживцев пользовался авторитетом и уважением. За проявленную инициативу неоднократно поощрялся командованием части.

    После окончания службы, в {Дата} году, истец переехал в {Адрес}, где проживает до настоящего времени в съемной квартире по договору аренды. Работает также в {Адрес} на постоянной основе.

    ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: {Адрес}, а проживает на съемной квартире по адресу: г. Киров, {Адрес}.

    Поскольку состояние жилого помещения по адресу: {Адрес} на момент лишения матери родительских прав, как и на момент регистрации истца в данном жилом помещении, было непригодно для проживания, истец неоднократно обращался в администрацию {Адрес}. Все обращения остались без удовлетворения.

    Очередное обследование жилого помещения было проведено {Дата} межведомственной комиссией. Жилое помещение (комната {Номер}) в коммунальной квартире {Номер} жилого дома {Адрес} признано непригодным для проживания.

    В {Дата} года истец обратился в администрацию г. {Адрес} с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В {Дата} года истцу поступил отказ, поскольку за ним ранее было закреплено жилое помещение в {Адрес}, а также был пропущен срок для подачи заявления о включении в список.

    Истец с отказом не согласен, считает его незаконным и необоснованным.

    Истец был вынужден прописаться в {Адрес}, поскольку решил продолжить обучение. Для поступления в высшее учебное заведение была необходима регистрация по месту проживания.

    Постановлением администрации городского округа {Адрес} от {Дата} {Номер} жилое помещение по адресу: {Адрес} признано непригодным для проживания.

    Истец считает, что срок обращения с заявлением о включении в список был пропущен по уважительным причинам.

    Просит суд признать за ФИО2 право на обеспечение жилым помещением как лицо, ранее относившееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановить ФИО2 срок на подачу заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать администрацию города Кирова включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, по месту его постоянного проживания.

    Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что ему не было разъяснено право на предоставление жилого помещения как сироте. Договор социального найма был подписан на помещение, которое было за ним закреплено, в настоящее время проживание в нем невозможно.

    Представитель истца ФИО5 судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Полагает, что истец имеет право на предоставление жилого помещения как ребенок – сирота в связи с имеющими в деле доказательствами.

    Представитель ответчика ФИО6 возражала по доводам отзыва. Пояснила, что истцом реализовано право на жилое помещение, поскольку заключен договор социального найма жилого помещения, в удовлетворении требований просила отказать.

    Представитель третьего лица управления опеки и попечительства администрации города Кирова ФИО7 возражала по доводам отзыва. В судебном заседании также указывала, что истцом право на получение жилого помещения реализовано, в связи с заключением договора социального найма.

    Представители третьих лиц администрации городского округа {Адрес}, управления опеки и попечительства администрации городского округа {Адрес}, управляющей компании "ЖКХ {Адрес}" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны, письменных возражений на иск не направили.

    С учетом мнения участников судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в свидетельстве о рождении ФИО2 указаны: мать – ФИО8, отец – ФИО9 оглы.

    Согласно свидетельству о заключении брака от {Дата}, ФИО8 присвоена фамилия «Сафанова».

    Решением Котельничского районного суда Кировской области от {Дата} ФИО4 лишена родительских прав в отношении сына ФИО2

    Согласно распоряжению администрации {Адрес} от {Дата} {Номер}-С, за ФИО2 сохранено жилое помещение по адресу: {Адрес} на период его отсутствия на данной жилплощади.

    Согласно справке департамента образования Кировской области, ФИО2 воспитывался в Сосновской школе-интернате для детей сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей с {Дата} по {Дата} и находился на полном государственном обеспечении.

    Согласно свидетельству о смерти, ФИО10 умерла {Дата}.

    ФИО2 обратился в органы опеки и попечительства администрации города Кирова с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

    Распоряжением заместителя главы администрации города Кирова от {Дата} {Номер}-зр ФИО2 отказано во включении в список органа опеки и попечительства, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, а именно за ФИО2 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: {Адрес} факт невозможности проживания ФИО2 в указанном жилом помещении до достижения им возраста 23 лет не установлен; ФИО2 достиг возраста 23 лет и в соответствии с законодательством Российской Федерации ему не было установлено право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Право каждого на жилище гарантировано Конституцией Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны создавать условия для осуществления права на жилище.

Ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (статья 109.1 Жилищного кодекса РФ).

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного родителя или обоих родителей (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).

При этом частью 9 указанной статьи предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Аналогичные положения закреплены в статье 16 Закона Кировской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию» от 4 декабря 2012 года № 222-ЗО (далее Закон Кировской области от 4 декабря 2012 года № 222-ЗО).

В соответствии с положениями статьи 17 Закона Кировской области от 4 декабря 2012 года № 222-ЗО лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства на территории Кировской области, за исключением закрытого административно-территориального образования, предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров.

Независимо от места жительства лицам, указанным в статье 16 указанного Закона, жилые помещения могут быть предоставлены по месту выявления и первичного учета в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо на территории любого муниципального образования области по их выбору.

Согласно статье 18 указанного Закона список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в абзаце втором части 7 статьи 4 данного Закона, которые подлежат обеспечению за счет средств областного бюджета жилыми помещениями (далее - список), формирует и ведет орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере образования.

В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 16 настоящего Закона, по достижении возраста 14 лет.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных частью 1 статьи 16 Закона.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Формирование списка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу действующего законодательства, наличие хотя бы одного из обстоятельств, подтверждающих невозможность проживания в занимаемом жилом помещении, является основанием для предоставления детям – сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ основания для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Как отмечалось выше, заявление о включении в список подается законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных частью 1 статьи 16 настоящего Закона.

При этом органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями таких заявлений, принимают меры по включению этих детей в список.

В силу требований статей 31, 34 Гражданского кодекса РФ, статьи 121 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Именно указанные органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

    Рассматривая доводы ответчика о том, что истец реализовал свое право на получение жилого помещения в связи с заключением договора социального найма жилого помещения, суд приходит к следующему.

    Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

    Согласно материалам дела, {Дата} между ООО «Управляющая компания ЖКХ {Адрес}» и ФИО2 заключен договор социального найма на жилое помещение по адресу: {Адрес} для проживании в нем.

    Постановлением администрации городского округа {Адрес} Кировской области от {Дата} {Номер} жилое помещение – комната {Номер} в коммунальной {Адрес} признано непригодным для проживания граждан.

    Согласно выписке из ЕГРН, ФИО2 не имеет в собственности жилых помещений.

Основанием для отказа истцу во включении в список органа опеки и попечительства явилось то обстоятельство, что за ФИО2 закреплено жилое помещение по адресу: {Адрес} факта невозможности проживания ФИО2 в указанном жилом помещении до достижения возраста им 23 лет не установлен, ФИО2 достиг возраста 23 лет и ему не было установлено право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения.

    С учетом установленных обстоятельств, норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что факт достижения ФИО2 возраста 23-х лет не является препятствием для обеспечения его жилым помещением как лица, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право истца на обеспечение жилым помещением в судебном заседании установлено. Объективная нуждаемость истца в жилом помещении подтверждена всей совокупностью представленных суду доказательств.

Установив фактические обстоятельства дела, применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, в целях реализации права истца на обеспечение жилым помещением, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать право ФИО2, {Дата} года рождения, на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Возложить обязанность на администрацию города Кирова включить ФИО2 в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Кирова.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

    

Судья /подпись/ С.Г. Макеева

В окончательной форме решение принято 20.09.2024 года.

2-2747/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Семухин Артем Галибович
Ответчики
Муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова
Другие
управление опеки и попечительства администрации городского округа города Котельнича
Управляющая компания "ЖКХ г.Котельнича"
Администрация городского округа города Котельнича
Управление опеки и попечительства администрации города Кирова
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
pervomaysky.kir.sudrf.ru
15.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2024Передача материалов судье
17.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
16.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024Дело оформлено
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее