УИД № 65RS0004-01-2023-001298-09
Дело № 2-180/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Долинск 29 января 2024 года
Долинский городской суд Сахалинской области
в составе:
председательствующего судьи Савиновой О.П.
при секретаре Сон Е.Б.
с участием помощника прокурора Керимова Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда Сахалинской области гражданское дело по иску исполняющего обязанности Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Стародубское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля в многоквартирном доме в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществлять контроль качества питьевой воды,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Стародубское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее ООО «Стародубское ЖКХ», Общество) о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с территориальным отделом в Анивском и Долинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области программу производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и осуществлять контроль качества питьевой воды в указанном многоквартирном доме. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований санитарного законодательства Российской Федерации при содержании общедомового имущества многоквартирного дома, в ходе которой установлено, что в управлении ООО «Стародубское ЖКХ» находится дом <адрес>, следовательно, ответчик, как исполнитель коммунальных услуг и эксплуатант системы водоснабжения многоквартирного дома в целях поставки потребителям холодной воды надлежащего качества, обязан осуществлять производственный контроль качества воды и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности и разработать соответствующую программу.
Определением судьи от 27 декабря 2023 года Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца.
В судебное заседание ответчик, третьи лица не прибыли, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора Керимова Т.Р., просившего иск удовлетворить по указанным в нем основаниям, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулирует Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу статей 10,11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (часть 1); производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено Федеральным законом (часть 2); лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (часть 3).
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 7 декабря 2021 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон о водоснабжении и водоотведении), производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение.
В силу пункта 6 статьи 25 Закона о водоснабжении и водоотведении, программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды. Порядок осуществления производственного контроля качества горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» (далее Правила № 10), которыми устанавливается порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение.
В пунктах 5, 7, 17, 19 Правил № 10 указано, что производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).
Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами гигиеническими нормативами, не реже одного раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям. Отбор проб воды осуществляется организацией осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией. Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В силу пункта 2.4 Санитарных правил утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 года № 18 «О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01» производственный контроль включает: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Стародубское ЖКХ» на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
На основании договора от 31 марта 2008 года (далее договор) Общество управляет многоквартирным домом <адрес>.
В соответствии с пунктом 3.1.1 указанного договора ООО «Стародубское ЖКХ» обязуется предоставлять собственнику коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе холодное водоснабжение.
Согласно пункту 1.1 договора управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме.
Следовательно, ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом ответственным за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений спорного многоквартирного дома, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного водоснабжения. Управляющая организация выполняет работы по содержанию и ремонту системы водопровода многоквартирного дома, имеет непосредственный доступ к данной системе и оборудованию, предназначенному для холодного водоснабжения.
Пунктами 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4. 0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 апреля 2020 года предусмотрено, что производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей. На водопроводных сооружениях, когда эксплуатация системы водоснабжения осуществляется несколькими хозяйствующими субъектами (водоподготовка, хранение и распределение воды), качество воды на соответствие гигиеническим нормативам должно контролироваться также на границах их зон эксплуатационной ответственности.
Из совокупности требований действующего законодательства, следует, что именно Управляющая организация должна обеспечить дальнейшую доставку непосредственно потребителю холодной воды с установленными нормативными показателями по качеству.
Таким образом, ответчик как исполнитель коммунальных услуг и эксплуатант системы водоснабжения многоквартирного дома, в целях поставки потребителям холодной воды надлежащего качества, обязан осуществлять производственный контроль качества воды и безопасности питьевой воды, горячей воды в пределах границ своей эксплуатационной ответственности и соответственно разработать соответствующую производственную программу, после чего производить контроль за качеством питьевой воды, в связи с чем, суд находит требования исполняющего обязанности прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Указанный исполняющим обязанности прокурора срок исполнения решения суда - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - суд находит достаточным, соответствующим требованиям разумности, объему предстоящих работ и потребностям ответчика.
Так как Долинский городской прокурор на основании подпункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то государственную пошлину необходимо взыскать с ответчика.
При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход местного бюджета муниципального образования городской округ «Долинский», суд руководствуется размером государственной пошлины, установленным подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку исполняющим обязанности прокурора иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющего обязанности Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Стародубское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды в многоквартирном доме в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, осуществлять контроль качества питьевой воды, удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Стародубское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 6503011962, ОГРН 066504009330) обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с территориальным отделом в Анивском и Долинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области программу производственного контроля качества питьевой воды, осуществлять контроль качества питьевой воды в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Стародубское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ «Долинский» в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Савинова
Мотивированное решение составлено 30 января 2024 года.