Дело № 2-550/2021
УИД №RS0№-17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2021 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Гусевой И.В.,
с участием представителя процессуального истца помощника Боготольского межрайонного прокурора Слепуха Д.А.,
представителя ответчика РРР» ОСВ
при секретаре Магола К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «РРР о возложении обязанности провести производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
У С Т А Н О В И Л:
Боготольский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «РРР о возложении обязанности провести производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Требования мотивированы тем, что Боготольской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проверки установлено, что муниципальное унитарное предприятие <адрес> «РРР является юридическим лицом, предметом деятельности которого является реализация полномочий органов местного самоуправления <адрес> в сфере организации в границах района теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно публичному региональному реестру ОНВ, объекты, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду, принадлежащие РРР» отнесены к объектам III категории и к уровню надзора: региональный.
В хозяйственном ведении РРР находится 9 котельных на твердом топливе, которые поставлены на учет в министерстве экологии и рационального природопользования <адрес> как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Указанные котельные оборудованы котлоагрегатами, работающими на твердом топливе - угле. Котлоагрегаты предназначены для отопления объектов социального значения, жилого фонда и нежилых помещений, расположенных на территории <адрес>.
В нарушение вышеуказанных требований закона ДД.ММ.ГГГГ года РРР» программу производственного экологического контроля не выполняло, производственный контроль не проводился, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в министерство экологии и рационального природопользования <адрес> не представило, что свидетельствует о невыполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей.
Поскольку в результате хозяйственной деятельности ответчика осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, неисполнение установленных законом обязанностей может причинить вред окружающей среде, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие <адрес> «РРР» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Боготольского межрайонного прокурора Слепуха Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным выше основаниям, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика РРР» исковые требования признал, просил увеличить срок исполнения.
Представитель третьего лица администрации <адрес> извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования Боготольского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии со следующим.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указаны принципы охраны окружающей среды, среди которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и другие.
Как указано в частях 1, 2, 7, 8 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно частям 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные ; предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В силу ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее по тексту - приказ Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу пункта 1 приложения № к приказу Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Как указано в абзаце 2 пункта 2 приложения № к приказу Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ № юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
В судебном заседании установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Боготольской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе проверки установлено, что муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Районный теплоэнергетический комплекс» является юридическим лицом, предметом деятельности которого является реализация полномочий органов местного самоуправления <адрес> в сфере организации в границах района теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В хозяйственном ведении РРР находится 9 котельных на твердом топливе, которые поставлены на учет в министерстве экологии и рационального природопользования <адрес> как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую сред (л.д. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24).
Указанные котельные оборудованы котлоагрегатами, работающими на твердом топливе - угле. Котлоагрегаты предназначены для отопления объектов социального значения, жилого фонда и нежилых помещений, расположенных на территории <адрес>.
Согласно публичному региональному реестру ОНВ, объекты, осуществляющие негативное воздействие на окружающую среду, принадлежащие РРР отнесены к объектам III категории и к уровню надзора: региональный (л.д. 6. 7. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14).
В нарушение вышеуказанных требований закона ДД.ММ.ГГГГ РРР» программу производственного экологического контроля не выполняло, производственный контроль не проводился, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в министерство экологии и рационального природопользования <адрес> не представило, что свидетельствует о невыполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 56, 67 ГПК РФ суд приходит к следующим выводам.
Поскольку в результате хозяйственной деятельности ответчика осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, неисполнение установленных законом обязанностей может причинить вред окружающей среде, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, суд считает требования Боготольского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Как установлено требованиями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с изложенным, при установлении срока для исполнения указанного решения, суд, с учетом особенностей финансирования данного муниципального образования, полагает установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, считая указанный срок разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию <адрес> «РРР о возложении обязанности провести производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие <адрес> «РРР обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Гусева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.