Решение по делу № 2-2518/2022 от 12.05.2022

38RS0035-01-2022-002828-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2022 года                                                                                                г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи О.В. Варгас.,

при секретаре Д.Э. Дулмажаповой,

с участием старшего помощника Байкало-Ангарского транспортного прокурора А.И. Рубаховой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО16 к Иркутской таможне о признании незаконным приказа об увольнении, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование исковых требований с учетом их изменения указано, что истец с 03.08.2010 работал в Иркутской таможне, с 03.11.2017 в должности заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни в соответствии с приказом от 27.10.2017 .

Приказом от 14.04.2022 истец уволен из таможенных органов с 19.04.2022 за грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в несоблюдении при проведении таможенного контроля по декларации на товары (далее – ДТ) порядка действий при принятии решения о применении мер по минимизации рисков не в соответствии с характеристиками и примечаниями, предусмотренными профилем риска; за действия, выразившиеся в попытке воздействовать на должностное лицо Сибирского таможенного поста (Центра электронного декларирования) по приему корректировки ДТ и отмене решения о проведении таможенного осмотра по ДТ не в рамках имеющихся полномочий; за несоблюдение требований законодательства при работе с информацией, полученной в соответствии с ТК ЕАЭС, в части неправомерной передачи иному лицу сведений о критериях отнесения товарной партии к группе риска по ДТ , что является нарушением ст.ст. 351, 356 ТК ЕАЭС, ст. 311 ФЗ № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.п. 114-121 Тактики применения таможенными органами системы управления рисками, утвержденной приказом ФТС России от 15.03.2021 дсп «Об определении тактики применения таможенными органами системы управления рисками», п. 1.8 и приложения к приказу ФТС России от 05.02.2018 № 145 «Об утверждении Перечня служебной информации ограниченного распространения в ФТС», пп. 1, 3, 7 п. 1 ст. 17 ФЗ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», п. 13, пп. 13, 114 п. 14 должностной инструкции заместителя начальника таможенного поста Иркутской таможни, утвержденной и.о. начальника таможни ФИО5 24.08.2020 , п. 13, пп. 1, 3, 4, 15, 16, 25, 89, 112 п. 14 должностной инструкции, утвержденной и.о. начальника таможни ФИО5 24.08.2020 , на основании п. 18, 23 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.11.1998 № 1396, на майора таможенной службы ФИО17, заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения из таможенных органов.

Истец считает, что приказ Иркутской таможни от 14.04.2022 подлежит отмене как незаконный по следующим основаниям:

1. ответчик пропустил срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан в Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов и организаций Федеральной таможенной службы (далее – таможенные органы), входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

В силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, процедура привлечения истца наряду с Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ урегулирована и ТК РФ.

Истец является сотрудником государственной службы иных видов, деятельность которой регулируется ФЗ № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ".

Пунктом 29 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ предусмотрено, что дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске.

В материалах служебной проверки имеется поручение о проведении служебной проверки от Дата за подписью старшего следователя СО старшего лейтенанта юстиции ФИО6, адресованное начальнику Иркутской таможни ФИО7

Дата издается приказ «О проведении служебной проверки».

Пункты 2, 3, 5, 6 поручения о проведении служебной проверки от Дата, подписанное старшим следователем лейтенантом юстиции ФИО6 и адресованное начальнику Иркутской таможни ФИО7, содержат описания совершенных истцом проступков, следовательно, работодатель узнал о совершении ФИО18 дисциплинарных проступков Дата, более того, работодателю были известны обстоятельства совершенных проступков, даты и время их совершения.

Таким образом, днем обнаружения проступков ФИО19 является Дата, соответственно, пропущен срок на привлечение истца к дисциплинарной ответственности.

Приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности был издан 14.04.2022, приказ «О проведении служебной проверки» был издан Дата.

Таким образом, срок наложения дисциплинарного взыскания на истца был пропущен ответчиком, соответственно приказ от 14.04.2022 подлежит отмене в части привлечения ФИО20 к дисциплинарному взысканию в виде увольнения.

2. Отсутствует вина истца в совершенном дисциплинарном проступке.

Ответчик в оспариваемом приказе ссылается на ДТ , ДТ как на ДТ, при совершении таможенного контроля которых истец совершил дисциплинарный проступок.

Между тем в материалы дела не представлены ДТ , ДТ , исследование которых имеет правовое значение для рассматриваемого судом дела и определения вины ФИО21 в дисциплинарном проступке, поскольку в них должен быть определен порядок таможенного осмотра, на нарушение которого указывает ответчик.

3. Дисциплинарный проступок по ДТ истцом не совершался.

На стр. 12-16 заключения дсп от Дата указывается, что по ДТ начальник ОТО и ТК ФИО8 не применял весового оборудования в процессе таможенного осмотра, взвешивание товара не проводилось, что подтверждается сведениями, внесенными в ........ , а также фотоматериалами, приложенными к ......... В своих объяснениях от Дата ФИО8 указал, что устно согласовывал с истцом неприменение взвешивания товара.

Между тем, ФИО8 никогда не обращался к истцу с предложением не производить взвешивание товара при таможенном осмотре по ДТ . На стр. 15 заключения абз. 2 ФИО8 пояснил: «Решение по ДТ согласно требованиям приказа ФТС России от 15.03.2021 № 200 дсп «Об определении тактики применения таможенными органами системы управления рисками» с Сибирским таможенным постом (ЦЭД) не согласовывалось».

ФИО8 информировал ........ о том, что взвешивание товара не производилось, что подтверждается сведениями, внесенными в ........ , а также фотоматериалами, приложенными к ......... ФИО8 указал, что взвешивание товара не производилось по причине отсутствия поверенного весового оборудования.

Проведение таможенного досмотра и оформление документов, связанных с проводимым досмотром, входит в должностные обязанности ФИО8

ФИО8 в соответствии с должностной инструкцией ФИО22 на Дата и последующие дни не находился в подчинении ФИО23

Истец не является лицом, правомочным принимать решение о проведении таможенного досмотра, ФИО8 не обращался к истцу с предложением изменить порядок проведения таможенного досмотра, истец не давал устного согласования не применять весовое оборудование.

Таким образом, решение не проводить взвешивание товара, было принято ФИО8 самостоятельно, о чем истец не знал.

На стр. 15 заключения дсп абз. 4 указано следующее: «При этом ФИО8 не подготовлена докладная записка с предварительным решением в нарушение п. 122 Тактики применения СУР», из объяснений ФИО8 следует, что решение о неприменении весового оборудования согласовывалось с истцом устно.

Между тем, никакого устного согласования проведения таможенного контроля не производилось. Все уведомления, требования приходят к лицу, осуществляющему таможенный контроль, в электронном виде (Приказ ФТС от 09.10.2019 № 1556 «Об утверждении Порядка обмена документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами РФ и декларантами, перевозчиками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченными экономическими ........, - правообладателями и иными заинтересованными лицами посредством информационного ........»). Иными словами, весь документооборот в таможне осуществляется в электронном виде.

ФИО8 должен был написать на имя ФИО24 докладную записку, в которой отражена невозможность проведения взвешивания товара, отправить эту докладную записку ФИО25 (посредством программы УКИД-2 – данная программа используется для проведения электронного документооборота в таможенных органах, в соответствии с приказом ФТС России от 9 июля 2014 года N 1331 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации». Поскольку должностные лица таможенных органов для внутреннего документооборота между подразделениями таможни используют данную программу АСИ «АИСТ - М») в электронном виде и после получения согласования с ФИО26, опять же в электронном виде, должен был обратиться в ........ с предложением о неприменении (применении не в полном объеме) мер минимизации рисков.

На стр. 14 заключения дсп абз. 8 комиссии указано: «Комиссия пришла к выводу, что должностные лица не сформулировали и не согласовали Предварительное решение о неприменении таможенного осмотра с Сибирским таможенным постом». Приведенные выше юридически значимые обстоятельства свидетельствуют о том, что лицом, допустившим совершение дисциплинарного проступка, является ФИО8, но никак не ФИО27, который не допускал нарушения закона.

Дисциплинарный проступок по ДТ истцом не совершался. Основанием для увольнения истца, как указано в оспариваемом приказе, послужило «воздействие на должностное лицо Сибирского таможенного поста (Центра электронного декларирования) по приему корректировки ДТ и отмене решения о проведении таможенного осмотра по ДТ не в рамках имеющихся полномочий».

Между тем, в материалах дела отсутствуют письменные доказательства того, что истец обращался к заместителю начальника ........) ФИО9 с просьбой о принятии корректировки по ДТ .

Истец не отрицает, что он звонил неоднократно на протяжении нескольких лет ФИО9 по возникающим в процессе работы вопросов, однако, по корректировке ДТ к ФИО9 не обращался. Более того, в своих пояснениях от Дата (стр. 20 заключения 9 дсп абз. 7) ФИО9 указал: «Дату и время обращения ФИО28 ко мне, а также номер декларации на товары, я не помню...».

Так же, как считает ответчик, доказательством того, что истец звонил ФИО9 по вопросу корректировки ДТ , являются объяснения ФИО10 Между тем, в своих объяснениях от Дата ФИО10 в п. 4 на вопрос: «Известно, что ФИО29 звонил в ........ и спрашивал «принимаете, корректировку?», ФИО10 указал: «Весь разговор я не слушал, поскольку занимался своей работой».

Таким образом, ФИО10 не дал пояснения о корректировке именно по ДТ .

Соответственно, в материалах дела нет письменных доказательств того, что истец просил ФИО11 о корректировке по ДТ , выводы комиссии о виновности истца не находят своего подтверждения.

Истец не совершал дисциплинарного проступка в части несоблюдения требований законодательства при работе с информацией, полученной в соответствии с ТК ЕАЭС и иными законодательными актами, в части неправомерной передачи иному лицу сведений о критериях отнесения товарной партии к группе риска по ДТ .

В качестве доказательства передачи информации участнику ВЭД – декларанту ООО «Байкал» ФИО12 ответчик указал:

- Стенограмма телефонного разговора ФИО30 с ФИО12 от Дата, из которой следует, что ФИО31 располагал информацией о возможном заявлении недостоверных сведений о весовых характеристиках ДТ

- Объяснения ФИО8 от Дата (п. 7).

В материалах проверки отсутствует стенограмма телефонного разговора ФИО32 с ФИО12 от Дата, ввиду чего данный факт ответчиком не доказан.

Истец не звонил ФИО12 и не обсуждал информацию о недостоверных сведениях о весовых характеристиках ДТ .

4. Использование данных предварительного следствия незаконно.

Требованиями ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлен запрет на разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи.

Указанные сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если того требуют служебные интересы.

В материалах заключения дсп отсутствуют доказательства законного получения ответчиком стенограммы телефонного разговора ФИО33 и ФИО12, кроме того, отсутствуют материалы предварительного следствия, на которые ссылается ответчик.

Также в материалах служебной проверки отсутствует разрешение должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, на предоставление этих материалов, то есть, на раскрытие государственной тайны.

Истец с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконным и отменить приказ Иркутской таможни от 14.04.2022 о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения ФИО34 из таможенных органов, взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула в размере 520 587,80 руб.

Истец ФИО35 в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца ФИО13 требования поддержал с учетом их изменений по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО14 требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним, просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Рубаховой А.И., полагавшей необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее – ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из содержания указанных норм следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Подпунктами 1, 5, 7 п. 1 ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ установлены обязанности сотрудника таможенного органа, среди которых: обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов; соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

Согласно ст. 29 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение из таможенных органов.

В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические ее нарушения. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины указан в Дисциплинарном уставе таможенной службы.

В целях обеспечения служебной дисциплины в таможенных органах Российской Федерации и в соответствии со статьей 30 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 N 1396 утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации (далее – Дисциплинарный устав).

Дисциплинарный устав распространяется на сотрудников таможенных органов Российской Федерации и определяет сущность служебной дисциплины в таможенных органах, права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

Служебная дисциплина состоит в строгом выполнении всеми сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы, правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.

Согласно п. 17 Дисциплинарного устава нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) – виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.

В силу пп. 1 п. 18 Дисциплинарного устава к грубым нарушениям служебной дисциплины относится невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

В соответствии с п. 20 Дисциплинарного устава основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации утверждена приказом ФТС России от 02.08.2012 № 1557 (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 1 Инструкции служебная проверка проводится по решению начальника таможенного органа в целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения сотрудниками таможенных органов дисциплинарных проступков.

Согласно п. 2 Инструкции в процессе служебной проверки необходимо объективно и всесторонне установить: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, и лиц, причастных к его совершению; вину сотрудника при совершении дисциплинарного проступка и другие обстоятельства.

На основании пп. 2 п. 4 Инструкции основанием для проведения служебной проверки может являться, в том числе информация, изложенная в сообщении (письме) органа предварительного следствия.

Согласно п. 4 Инструкции при наличии оснований для проведения служебной проверки начальник таможенного органа обязан в течение 5 рабочих дней принять решение по ее организации и проведению в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии данных оснований.

В силу п. 5 Инструкции служебная проверка назначается приказом таможенного органа.

Судом установлено, что истец ФИО36 проходил службу в таможенных органах с 03.11.2017 по 19.04.2022 в должности заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни на основании приказа от 27.10.2017 в соответствии с Контрактом о службе в таможенных органах Российской Федерации.

Должностные обязанности истца определялись в разделе 3 должностной инструкции заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, утвержденной и.о. начальника Иркутской таможни 24.08.2020 , с которой истец ознакомлен лично 24.08.2020, что подтверждается листом ознакомления.

В соответствии с приказом ФТС России от Дата «Об исполнении обязанностей ФИО37» на заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста ФИО38 в период с 24.11.2021 по 23.02.2022 было возложено исполнение обязанностей начальника Нижнеудинского таможенного поста.

С должностной инструкцией начальника Нижнеудинского таможенного поста, утвержденной и.о. начальника Иркутской таможни 24.08.2020 , истец также ознакомлен лично, что следует из листа ознакомления.

Дата в Иркутскую таможню поступило Поручение Следственного отдела по Октябрьскому району г. Иркутска СУ СК РФ по Иркутской области от Дата о проведении служебной проверки (далее – Поручение) для оценки законности действий должностного лица ФИО39, в отношении которого следственным органом возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере должностным лицом за незаконные действия (бездействие), совершенное с вымогательством взятки).

На основании поступившего Поручения начальником Иркутской таможни ФИО7 принято решение об организации и проведении служебной проверки по изложенным в письме обстоятельствам путем наложения резолюции Дата, то есть в пределах 5 рабочих дней, установленных Инструкцией об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации.

Приказом начальника Иркутской таможни № от Дата была назначена служебная проверка по обстоятельствам, указанным в Поручении о проведении служебной проверки Следственного отдела по Октябрьскому району г. Иркутска СУ СК РФ по Иркутской области от Дата, п. 2 приказа утвержден состав комиссии.

Сотрудники, имеющие отношение к совершению дисциплинарного проступка, ознакомлены с указанным приказом. В частности, в адрес истца ФИО40, содержащегося в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, приказ от Дата с приложением вопросов, на которые ему предлагалось представить свои объяснения, направлен Дата.

Дата в Иркутскую таможню поступило заявление ФИО41 от Дата, из содержания которого следует, что последнему не ясна суть поставленных перед ним вопросов.

Председателем комиссии в присутствии двоих ее членов в порядке, установленном п. 22 Инструкции, Дата составлен акт о непредоставлении ФИО42 письменных объяснений в течение двух рабочий дней с момента вручения вопросов по служебной проверке.

В ходе служебной проверки комиссией с помощью ........ уровня СТУ установлено, что Дата Сибирским таможенным постом (ЦЭД), по самостоятельному решению назначена мера фактического контроля в виде таможенного осмотра в отношении товаров, продекларированных в ДТ , о чем посредством электронного взаимодействия Единой автоматизированной системы таможенных органов (далее – ЕАИС ТО) в ОТОиТК 2 Нижнеудинского таможенного поста направлено сообщение о необходимости проведения таможенного осмотра товаров, продекларированных в указанной декларации, с измерением влажности и со взвешиванием.

Однако, несмотря на указание ........) о необходимости проведения таможенного осмотра со взвешиванием, при проведении таможенного осмотра товара, продекларированного в ДТ (акт таможенного осмотра (далее – ........) ), начальником ........ ФИО8 весовое оборудование в процессе таможенного осмотра не применялось, взвешивание товара не производилось, что подтверждается сведениями, внесенными в ........ , а также фотоматериалами приложенными к указанному акту.

В соответствии со ст. 348 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения или таможенного склада, таможенный представитель и (или) иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести перевозку (транспортировку), взвешивание или обеспечить определение количества товаров иным способом, произвести погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и иных мест, в которых находятся (могут находиться) такие товары.

Соответственно, обязанность по проведению взвешивания при проведении таможенного контроля лежит на лице, обладающем полномочиями в отношении товаров.

Из объяснений ФИО8 следует, что при проведении таможенного осмотра по ДТ не применено весовое оборудование по причине его отсутствия на Нижнеудинском таможенном посту, решение о неприменении весового оборудования согласовывалось с и.о. начальника таможенного поста ФИО71 устно.

Принимая во внимание изложенное, комиссия пришла к выводу, что начальником ........ ФИО8, и.о. начальника Нижнеудинского таможенного поста ФИО43 при проведении таможенного осмотра по ДТ в нарушение должностных обязанностей, пунктов 114-121 Тактики применения таможенными органами системы управления рисками, утвержденной приказом ФТС России от 15.03.2021 дсп «Об определении тактики применения таможенными органами системы управления рисками» (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2021, регистрационный ) не соблюден порядок действий должностных лиц при принятии решения о применении мер по минимизации рисков не в соответствии с характеристиками и примечаниями, предусмотренными профилем риска, не осуществлено согласование с Сибирским таможенным постом (ЦЭД).

Доводы истца о том, что решение не проводить взвешивание товара, продекларированного в ДТ , было принято ФИО8 самостоятельно, о чем истец не знал, поскольку ФИО8 в соответствии с должностной инструкцией ФИО44 на Дата и последующие дни не находился в подчинении истца, опровергаются следующим.

Дата начальником Иркутской таможни ФИО7 утвержден должностной регламент начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля ........ Иркутской таможни за .

ФИО8, являющийся начальником ОТОиТК 2 Нижнеудинского таможенного поста, Дата ознакомлен с должностным регламентом, о чем свидетельствует его подпись в листе ознакомления.

Пунктом 5 должностного регламента от Дата установлено, что начальник Отдела непосредственно подчиняется начальнику Нижнеудинского таможенного поста Иркутской области.

Вместе с тем, указанный должностной регламент также завизирован Дата и.о. начальника Нижнеудинского таможенного поста ФИО45

Таким образом, суд приходит к выводу, что по состоянию на Дата (в день принятия решения по ДТ ), ФИО46 исполнял обязанности начальника Нижнеудинского таможенного поста, соответственно, ФИО8 находился в его непосредственном подчинении.

Из должностной инструкции начальника Нижнеудинского таможенного поста, утвержденной и.о. начальника Иркутской таможни 24.08.2020 , следует, что начальник таможенного поста обязан организовывать, координировать и контролировать деятельность подчиненных должностных лиц и работников; обеспечивать выявление рисков, в том числе ........ которых содержатся в профилях рисков; обеспечивать применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков; обеспечивать применение мер по минимизации рисков, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами таможенных постов самостоятельно без указания в профиле риска (пп. 14, 18, 19, 20 п. 14 должностной инструкции).

Таким образом, ФИО47, как и.о. начальника Нижнеудинского таможенного поста, при проведении таможенного осмотра по ДТ были допущены нарушения должностных обязанностей, пунктов 114-121 Тактики применения таможенными органами системы управления рисками, утвержденной приказом ФТС России от 15.03.2021 дсп «Об определении тактики применения таможенными органами системы управления рисками», выразившиеся в несоблюдении порядка действий при принятии решения о применении мер по минимизации рисков не в соответствии с характеристиками и примечаниями, предусмотренными профилем риска, а также истцом не осуществлен надлежащий контроль за действиями подчиненных лиц.

Кроме того, довод истца об отсутствии письменных доказательств оказываемого им в ходе телефонного разговора воздействия на должностное лицо ........) о необходимости принять корректировку ДТ и об отмене назначенного таможенного осмотра также опровергается следующим.

В соответствии с п. 2 Временного порядка взаимодействия таможенных постов фактического контроля с Сибирским таможенным постом (ЦЭД), направленного письмом СТУ от Дата (далее – Временный порядок), в случае установления признаков заявления при декларировании лесоматериалов недостоверных сведений о количественных и/или качественных характеристиках товаров, готовится докладная записка на имя начальника таможенного поста фактического контроля (лица, его замещающего) о необходимости проведения таможенного осмотра или таможенного наблюдения.

В соответствии с п. 3 Временного порядка по результатам рассмотрения докладной записки начальником таможенного поста фактического контроля незамедлительно принимается решение о целесообразности (нецелесообразности) доведения до должностных лиц Сибирского ЦЭД информации, о необходимости проведения таможенного осмотра.

ФИО48, являющийся и.о. начальника Нижнеудинского таможенного поста на момент принятия решения по ДТ , в силу п.п. 2, 3 Временного порядка должен был направить предложение о назначении таможенного осмотра в ........, однако, доказательств направления указанного предложения истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, по итогам проведения служебной проверки комиссией установлено, что ФИО49 допущено грубое нарушение служебной дисциплины, выразившееся в даче неправомерных поручений начальнику ОТО и ТК ........ ФИО8, главному государственному таможенному инспектору ОТО и ТК ........ ФИО15, не предусмотренных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, выразившихся в обращении к участнику внешнеэкономической деятельности ООО «Байкал» о необходимости направления заявления о переносе срока таможенного осмотра товаров по ДТ №, и отказе от предъявления товара для проведения таможенного контроля товаров по ДТ №, ; несоблюдении при проведении таможенного контроля по ДТ порядка действий при принятии решения о применении мер по минимизации рисков не в соответствии с характеристиками и примечаниями, предусмотренными профилем риска; неосуществлении надлежащего контроля за действиями подчиненных должностных лиц ФИО10, ФИО8 при проведении таможенного контроля по ДТ , выразившимися в проведении таможенного осмотра без выгрузки, в попытке воздействия на должностное лицо ........) по приему КДТ и отмене решения о проведении таможенного осмотра по ДТ не в рамках имеющихся полномочий; несоблюдении требования законодательства при работе с информацией, полученной в соответствии с ТК ЕАЭС, в части неправомерной передачи иному лицу сведений о критериях отнесения товарной партии к группе риска по ДТ ; неосуществлении надлежащего контроля за действиями подчиненных должностных лиц ФИО10, ФИО8, выразившимися в нарушении срока составления протокола об административном правонарушении , что является нарушением ст.ст. 351, 356 ТК ЕАЭС, ст. 311 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Тактики применения таможенными органами системы управления рисками, п. 1.8 приложения к приказу ФТС России «Об утверждении Перечня служебной информации ограниченного распространения в Федеральной таможенной службе», Временного порядка, доведенного письмом Сибирского таможенного управления, пп.1,3, 7 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации», п.п. 13, 14 должностной инструкции заместителя начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, утвержденной и.о. начальника Иркутской таможни 24.08.2020 , п.п. 13, 14 должностной инструкции, утвержденной и.о. начальника Иркутской таможни 24.08.2020 .

По результатам служебной проверки начальником Иркутской таможни Дата утверждено заключение дсп и издан приказ № 386 от 14.04.2022 «Об итогах служебной проверки».

19.04.2022 ФИО50 уволен из таможенных органов на основании приказа начальника Иркутской таможни № от 14.04.2022.

С заключением по служебной проверке дсп от Дата, приказом от 14.04.2022 «Об итогах служебной проверки», приказом от 14.04.2022 «О применении дисциплинарного взыскания и увольнения из таможенных органов ФИО51» истец ознакомлен Дата, что подтверждается листами ознакомления.

В силу п.п. 19, 20, 29, 30 Дисциплинарного устава до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение, при необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в порядке, установленном руководителем Федеральной таможенной службы.

При наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее месяца со дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, не считая времени болезни сотрудника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку.

Таким образом, сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах за однократное грубое нарушение служебной дисциплины. Увольнение в этом случае является видом дисциплинарного взыскания и осуществляется в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом.

В ходе проведения служебной проверки комиссией дана оценка тяжести совершенного истцом дисциплинарного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, его предшествующей службы и поведение, у него затребованы объяснения по изложенным в Поручении следователя обстоятельствам.

Виновность истца характеризуется небрежным отношением к исполнению своих должностных обязанностей, выразившимся в несоблюдении порядка действий при принятии решения о применении мер по минимизации рисков не в соответствии с характеристиками и примечаниями, предусмотренными профилем риска, осуществлении действий не в рамках имеющихся полномочий, несоблюдении требований законодательства при работе с информацией, полученной в соответствии с исполнением должностных обязанностей в части неправомерной передачи иному лицу сведений о критериях отнесения товарной партии к группе риска.

Совершенный ФИО52 дисциплинарный проступок обоснованно отнесен ответчиком к категории однократного грубого нарушения служебной дисциплины, так как проступок сопряжен с ненадлежащим исполнением законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также должностной инструкции истца.

Довод истца о том, что днем обнаружения проступков ФИО53 является Дата, в связи с чем ответчиком пропущен месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания, основан на неверном толковании норм права.

Так, в Поручении следователя от Дата не установлено каких-либо нарушений законодательства, не рассматривались вопросы виновности действий ФИО54, законности его распоряжений, а лишь содержались сведения о совершении ФИО55 определенных действий, даче отдельных распоряжений. Установление указанных обстоятельств либо их отсутствия предписано совершить в ходе служебной проверки. Также в Поручении следователя указано на необходимость дать правовую оценку действиям и распоряжениям ФИО56, которые как дисциплинарные проступки следователем не квалифицировались.

На момент получения данной информации начальником таможенного органа не мог быть сделан вывод о наличии либо отсутствии в действиях ФИО57 дисциплинарного проступка, в связи с чем Дата в целях выявления фактов, обстоятельств, причин совершения дисциплинарного проступка и была назначена служебная проверка. Только комиссией Иркутской таможни могло быть принято решение о квалификации действий ФИО58 как дисциплинарного проступка. Кроме того, только комиссией могла быть доказана виновность ФИО59 в его совершении.

Таким образом, на момент получения Иркутской таможней Поручения (Дата) начальнику Иркутской таможни не были и не могли быть известны факты совершения ФИО60 дисциплинарных проступков, которые были установлены только по результатам служебной проверки, проведенной в период с Дата по Дата на основании приказа Иркутской таможни от Дата .

Днем обнаружения проступка является день утверждения начальником таможни заключения служебной проверки дсп, то есть Дата.

С учетом изложенного, приказ Иркутской таможни от 14.04.2022 , в соответствии с которым на ФИО61 наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения, является итогом проведенной служебной проверки, принят в установленный месячный срок со дня обнаружения дисциплинарного проступка.

Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Иркутской таможней полностью соблюдены порядок и сроки привлечения ФИО62 к дисциплинарной ответственности, соответственно, приказ Иркутской таможни от 14.04.2022 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, регулирует ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Согласно ч. 26 ст. 2 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ в случае, если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается. При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей.

Постановлением Октябрьского районного суда г. Иркутска от Дата ФИО63 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В дальнейшем срок содержания ФИО64 под стражей неоднократно продлевался, в настоящее время мера пресечения в отношении ФИО65 не изменена, из-под стражи он не освобожден.

Приказами Иркутской таможни от Дата, от Дата «О выплатах ФИО72» выплата денежного довольствия ФИО66 в связи с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу была приостановлена до Дата включительно. Приказом Иркутской таможни от 14.04.2022 «О применении дисциплинарного взыскания и увольнении из таможенных органов ФИО73» с 19.04.2022 ФИО67 уволен со службы в таможенных органах.

Поскольку неисполнение истцом своих трудовых обязанностей с Дата вызвано заключением его под стражу, Иркутская таможня не лишала ФИО68 возможности трудиться, в том числе не отстраняла его от исполнения трудовых обязанностей, а также учитывая, что суд пришел к выводу о законности увольнения истца, денежное довольствие ФИО69 за время вынужденного прогула выплате не подлежит.

Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что со стороны ответчика при увольнении ФИО70 не имеется нарушений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ли Андрея Николаевича к Иркутской таможне о признании незаконным приказа от 14.04.2022 и его отмене, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула в размере 520 587 руб. 80 коп.– оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое лица, участвующие в деле, и представители могут получить 28.12.2022.

Судья                                                                                               О.В. Варгас

2-2518/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ли Андрей Николаевич
Байкало-Ангарский транспортный прокурор
Ответчики
Иркутская таможня
Суд
Октябрьский районный суд г. Иркутск
Судья
Варгас Ольга Васильевна
Дело на странице суда
oktiabrsky.irk.sudrf.ru
12.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.06.2022Предварительное судебное заседание
08.06.2022Предварительное судебное заседание
05.07.2022Предварительное судебное заседание
02.08.2022Предварительное судебное заседание
25.08.2022Предварительное судебное заседание
08.09.2022Предварительное судебное заседание
03.10.2022Предварительное судебное заседание
18.11.2022Предварительное судебное заседание
16.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.11.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
11.01.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.06.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
21.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее