Дело <данные изъяты>
УИД <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Октябрьский районный суд <данные изъяты> в составе:
судьи Стародубовой М.Б.,
при секретаре Уклеиной В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишкина Николая Александровича к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> возложении обязанности по включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шишкин Н.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> о возложении обязанности по включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он, Шишкин Николай Александрович, <данные изъяты> года рождения, относится к лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку после его рождения, по заявлению его матери он был направлен в Дом ребенка. Позже, Департаментом образования администрации <данные изъяты> истец был направлен в детский дом им.А.В.Луначарского, г.<данные изъяты> находился на полном государственном обеспечении. Мать Шишкина Н.А. – Шишкина Татьяна Николаевна, <данные изъяты> умерла. Отец Шишкин А.А., был вписан в свидетельство о рождении истца, со слов матери. В период с <данные изъяты> Шишкин Н.А. проходил обучение по профессии «художник» в ФГОУ НПО «Профессиональное училище <данные изъяты> ТОГОУ НПО «Многофункциональный колледж»).
Постановлением администрации <данные изъяты> за Шишкиным Н.А. закреплено помещение расположенное по адресу<данные изъяты>. В настоящее время Шишкин Н.А. проживает по адресу регистрации в указанном помещении, которое не пригодно для проживания, другого жилья у него нет. Актом проверки от <данные изъяты> установлено, что домовладение нуждается в капитальном ремонте (обрушается потолок в комнатах, необходимо менять кровлю и полы). Ремонт в жилом помещении не производился, акта обследования жилья о признании его аварийным, не выносилось. Согласно письма МКУ «Дирекция жилищных услуг» от <данные изъяты>, в Реестре муниципального имущества отсутствуют жилые помещения <данные изъяты>
Решением Тамбовского районного суда <данные изъяты> на Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> возложена обязанность по включению брата Шишкина Н.А. - Шишкина Дмитрия Александровича, <данные изъяты> рождения, в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, с предоставлением благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Решение вступило в законную <данные изъяты>
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от <данные изъяты> решение Тамбовского районного суда <данные изъяты> оставлено без изменения.
Согласно приказа Министерства социальной защиты и семейной политики <данные изъяты>, Шишкину Н.А. было отказано во включении его в Список лиц подлежащих обеспечению жилым помещением. В связи с изложенным, истец полагает, что срок для подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении был пропущен им по уважительной причине, не по его вине, и подлежит восстановлению судом. В настоящее время истец просит обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и обязать предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Шишкин Дмитрий Александрович, Администрация <данные изъяты>, Министерство финансов <данные изъяты>
Истец Шишкин Н.А. и его представитель – Матвеева Т.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении, при этом уточнив, что причину пропуска срока на подачу заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении просят признать уважительной. По мнению представителя истца, Шишкин Н.А. пропустил срок по независящим от него обстоятельствам. Органы опеки до 2013 года ненадлежащим образом исполняли свои обязанности, что подтверждается актом осмотра жилого помещения, в котором был зарегистрирован несовершеннолетний ребёнок. Кроме того, брат Шишкина Н.А. <данные изъяты> обратился в суд с заявлением о предоставлении жилого помещения. Решением Тамбовского районного суда <данные изъяты> на Управление социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> возложена обязанность по включению брата Шишкина Н.А. - Шишкина Дмитрия Александровича, <данные изъяты> рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, с предоставлением благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что свидетельствует о том, что закрепленное за ними жилье было непригодным для проживания. Судебный акт вступил в законную силу <данные изъяты> Уважительность причины пропуска срока, по её мнению, полностью доказана.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> – Козодаев Е.А. (по доверенности) в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых, в частности отражено, что поскольку учетное дело Шишкина Н.А., до достижения им 23-х лет в управление не поступало, то он не находится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Поскольку на момент подачи искового заявления он достиг возраста 33 лет, то утратил свой статус «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и уже не может рассматриваться как лицо, имеющее право меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от <данные изъяты>. До достижения возраста 23-х лет и до момента обращения в суд никаких мер по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шишкин Н.А. не принимал и доказательств уважительности причин пропуска срока не представил. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц Администрации <данные изъяты>, Министерства финансов <данные изъяты>, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства финансов <данные изъяты> просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставив в материалы дела соответствующее заявление.
Третье лицо – Шишкин Д.Н. ранее в судебном заседании поддержал исковые требования своего брата, Шишкина Н.А., просил их удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, и определяющим общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц, является Федеральный закон от <данные изъяты> "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу абзацев 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> детьми, оставшимися без попечения родителей, признаны лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются, в том числе лица, которые в возрасте до 18 лет остались без попечения обоих родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет; а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет; по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзацы 2, 3 пункта 1 статьи 8).
Об этом же указано в статье <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> были утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по новому месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил в список включаются, в том числе лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <данные изъяты> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если в установленном порядке они не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В этой связи Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом <данные изъяты>., разъяснил, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением вполне обоснованно подлежит удовлетворению.
По смыслу разъяснений, основаниями для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильём служат, в том числе:
установление факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Таким образом, возможность реализовать своё право на обеспечение жилым помещением для лиц названной категории определяется, в первую очередь, действиями уполномоченных органов исполнительной власти.
В силу статьи 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, а также в иных случаях возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от <данные изъяты> «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются: защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от <данные изъяты> орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и обязанностей.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ранее действовавшей редакции) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны были осуществлять контроль за использованием жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Судом установлено, что Шишкин Николай Александрович, <данные изъяты> года рождения, относится к лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку после его рождения, по заявлению его матери он был направлен в Дом ребенка. Позже, Департаментом образования администрации <данные изъяты>, согласно путевке <данные изъяты> истец был направлен в детский дом им.А.В.Луначарского, г.<данные изъяты>, где в период с <данные изъяты> находился на полном государственном обеспечении. Мать Шишкина Н.А. – Шишкина Татьяна Николаевна, <данные изъяты> умерла. Отец Шишкин А.А., был вписан в свидетельство о рождении истца, со слов матери. В период с <данные изъяты> Шишкин Н.А. проходил обучение по профессии «художник» в ФГОУ НПО «Профессиональное <данные изъяты> ТОГОУ НПО «Многофункциональный колледж»).
Соответственно, в силу статьи 1 Федерального закона от <данные изъяты> он являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в силу вышеприведенных норм, при соблюдении соответствующих условий имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Вместе с тем приказом начальника управления социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> Шишкину Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, - ввиду непредставления доказательств уважительности причин пропуска срока по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Проверяя обоснованность данного отказа суд, исследовав вопрос надлежащего исполнения органом опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучался Шишкин Н.А., а также органом исполнительной власти в лице муниципального образования их обязанностей по защите его жилищных прав в период, когда он был несовершеннолетним, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что после рождения Шишкина Н.А., по заявлению его матери он был направлен в Дом ребенка. Позже, Департаментом образования администрации <данные изъяты>, согласно путевке <данные изъяты> истец был направлен в детский дом им.А.В.Луначарского, г.<данные изъяты> где в период с <данные изъяты> находился на полном государственном обеспечении. Мать Шишкина Н.А. – Шишкина Татьяна Николаевна, <данные изъяты> умерла. Отец Шишкин А.А., был вписан в свидетельство о рождении истца, со слов матери. В период <данные изъяты> Шишкин Н.А. проходил обучение по профессии «художник» в ФГОУ НПО «Профессиональное училище <данные изъяты> ТОГОУ НПО «Многофункциональный колледж»).
Постановлением администрации <данные изъяты> за Шишкиным Н.А. закреплено помещение расположенное по адресу: <данные изъяты>. В настоящее время Шишкин Н.А. проживает по адресу регистрации в указанном помещении, которое не пригодно для проживания, другого жилья у него нет. Актом проверки от <данные изъяты> установлено, что домовладение нуждается в капитальном ремонте (обрушается потолок в комнатах, необходимо менять кровлю и полы). Ремонт в жилом помещении не производился, акта обследования жилья о признании его аварийным, не выносилось. Согласно письма МКУ «Дирекция жилищных услуг» от <данные изъяты>, в Реестре муниципального имущества отсутствуют жилые помещения <данные изъяты>
Согласно информации, представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре недвижимости на дату <данные изъяты> отсутствуют сведения об объекте недвижимости: здание по адресу <данные изъяты>
Кроме того, согласно информации, представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре недвижимости на дату <данные изъяты> отсутствуют сведения о правах Шишкина Николая Александровича, <данные изъяты>., на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
В соответствии с пунктами 6,8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают, в том числе контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от <данные изъяты>
Его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводится на предмет соответствия указанных помещений установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда.
В силу пункта 47 Положения комиссия по результатам работы принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В разделе II вышеназванного Положения - "Требования, которым должно отвечать жилое помещение" указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение) - пункт 12. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности и размещены в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах (пункты 13, 14).
Из содержания вышеизложенного следует, что уже в 2007 году жилому помещению, расположенному по адресу: <данные изъяты>, требовался капитальный ремонт (это отражено в контрольной проверке акта от <данные изъяты>), и в нем были зарегистрированы Шишкин Дмитрий Александрович, <данные изъяты> рождения и Шишкин Николай Александрович, <данные изъяты> рождения. В акте отсутствует описание технического состояния помещения, что не позволило оценить соответствие требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности и требованиям безопасности и, соответственно, не может являться надлежащим доказательством того, что закрепленное за истцом жилое помещение, было пригодно для проживания. В акте, в частности в заключении комиссии отражено, что домовладение нуждается в капитальном ремонте (обрушается потолок в комнатах, необходимо менять кровлю и полы).
Установленное позволяет прийти к выводу, что орган опеки и попечительства - как в 2013 году, так в предшествующие годы, не принял мер по контролю жилищных условий Шишкина Н.А., имевшего статус лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения. Хотя при такой ситуации - обязан был инициировать вопрос постановки Шишкина Н.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, чего сделано не было.
В свою очередь, тот факт, что в период нахождения Шишкина Н.А. на полном государственном обеспечении в социальных учреждениях его законные представители не обращались в уполномоченный орган с заявлением об обеспечении его жилым помещением, не может быть поставлен ему в вину и отразиться на его правах, гарантированных законом.
Представляется, что орган местного самоуправления по месту нахождения жилья, закрепленного за Шишкиным Н.А., также не осуществлял контроля за его использованием и не обеспечивал надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения.
Формальное отношение органа опеки и попечительства и органа местного самоуправления к исполнению своих обязанностей поставило Шишкина Н.А. в условия, при которых он вынужден был вернуться в жилое помещение, требовавшее капитального ремонта, и в котором продолжает проживать по настоящее время. Хотя в силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> факт относится к числу обстоятельств, не отвечающих интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, и свидетельствовал о невозможности проживания истца в этом помещении.
Доказательств того, что должностные лица вышеназванных органов проводили с Шишкиным Н.А. какую-либо разъяснительную работу о возможности реализации по достижении 18 лет жилищных прав - посредством самостоятельного обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; а также о сроках обращения с таким заявлением, в материалы дела не представлено. В свою очередь, сам Шишкин Н.А., будучи не осведомленным и юридически неграмотным в этом вопросе человеком, не мог знать о наличии у него такого права.
В ходе рассмотрения дела Шишкин Н.А. пояснил, что непосредственно с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по достижении 18 лет в письменной форме он не обращался, так как в устной форме ему поясняли в органе опеки, что за ним и его братом, Шишкиным Д.А. закреплено жилье, переданное по наследству.
Судом установлено, что в 2019 году Шишкин Н.А. обращался в Администрацию Бокинского сельского совета <данные изъяты> по вопросу признания закрепленного за ним жилья аварийным и предоставления ему временного жилого помещения. Данное обращение Шишкина Н.А., определенно свидетельствовало о его намерении быть обеспеченным жилым помещением, пригодным для проживания. И то обстоятельство, что его обращение было сформулировано несколько иным образом, не может свидетельствовать о его бездействии. То есть, по мере своих возможностей и понимания ситуации Шишкин Н.А. пытался реализовать свои жилищные права.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что не поступление в управление социальной защиты и семейной политики заявления Шишкина Н.А. о включении его в соответствующий список, равно как и непринятие мер по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет, вызвано уважительными причинами.
Независимо от времени обращения истца с заявлением о включении в соответствующий Список, его право, как лица, относившегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение меры социальной поддержки сохраняется за ним до момента фактического обеспечения жилым помещением (в силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты>
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В настоящее время обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со Списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 <данные изъяты>
Данный список формирует Министерство социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> - исполнительный орган власти, который уполномочен на территории <данные изъяты> обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Обязанность государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекает из положений ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ. Исходя из анализа названных положений Конституции РФ, а также из анализа норм жилищного, семейного законодательства и законодательства о дополнительной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей усматривается, что статус этой социально защищаемой категории граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Так, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Действительно, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-либо сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом <данные изъяты>
Вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав Шишкина Н.А., как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в тот период, когда он был несовершеннолетним, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучался и (или) воспитывался истец, которые не приняли мер по контролю за жилищными условиями истца и не исполнили свои обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением об обеспечении его жилым помещением, требование истца к Министерству социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> об обязании включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подлежит удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что на настоящий момент Шишкин Н.А. нуждается в жилом помещении, так как проживает по адресу регистрации, которое не пригодно для проживания, другого жилья у него нет.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шишкина Николая Александровича удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты и семейной политики <данные изъяты> включить Шишкина Николая Александровича, <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <данные изъяты> и предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <данные изъяты> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>
Судья М.Б.Стародубова