Дело № 2-12/2024
УИД 82RS0001-01-2023-000139-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тиличики Олюторского района Камчатского края 25 января 2024 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего – судьи Олюторского районного суда Камчатского края Феоктистовой Ю.А.,
при помощнике судьи, ведущим протокол судебного заседания, Косыгиной Т.М.,
с участием старшего помощника прокурора Олюторского района Камчатского края Наумова А.М., помощника прокурора Олюторского района Камчатского края Носова А.А.,
представителя ответчика администрации Олюторского муниципального района Камчатского края Баженовой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Олюторского района Камчатского края Мизинина Н.В., поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Олюторского муниципального района Камчатского края о возложении обязанности привести официальный сайт учреждения в соответствие с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Олюторского района Камчатского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Олюторского муниципального района Камчатского края о возложении обязанности привести официальный сайт учреждения в соответствие с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведен мониторинг официального сайта администрации Олюторского муниципального района Камчатского края (ИНН 8201001231, ОГРН 1024101418879) (далее – администрация ОМР) в сети «Интернет» по адресу: https://олюторский-район.рф/ на предмет наличия нарушений требований к организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет». В ходе мониторинга установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органа местного самоуправления размещена на официальном сайте не в полном объеме, а именно вкладка «Вакансии» официального сайта администрации ОМР в сети «Интернет» по адресу: https://олюторский-район.рф/ не содержит сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; вкладка «Результаты проверок» официального сайта администрации ОМР в сети «Интернет» по адресу: https://олюторский-район.рф/ не содержит информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, в органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований в части обязания ответчика разместить информацию в разделе «Вакансии», поскольку данное нарушение на момент рассмотрения дела устранено. Отказ от иска в данной части принят судом, о чем вынесено соответствующее определение. Предметом рассмотрения является требование о возложении на ответчика обязанности разместить на официальном сайте администрации ОМР в сети «Интернет» по адресу: https://олюторский-район.рф/ информацию, размещение которой предусмотрено Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: в разделе «Результаты проверок» информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, в органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
В судебном заседании представители истца – старший помощник прокурора Наумов А.М. и помощник прокурора Носов А.А. поддержали исковые требования по основаниям изложенным в иске, настаивали на их удовлетворении в полном объеме, так как размещенная информация в данном разделе является не полной.
Представитель ответчика Баженова А.Х. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, по основаниям указанным в письменном возражении на исковое заявление, дополнительно пояснила, что следует учитывать общие нормы закона, так как отсутствуют единые требования к тому, какие результаты проверок должны быть размещены. На официальном сайте администрации ОМР были размещены данные о проверках, считает, что они достаточны.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что не размещением сведений на официальном сайте ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд полагает, что прокурор вправе обратиться в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, и вправе самостоятельно выбирать способ защиты нарушенных прав граждан.
На основании ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Из содержания положений ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – ФЗ № 8-ФЗ) следует, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.
В силу п. 2 ст. 6 ФЗ № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться посредством размещения органами местного самоуправления и подведомственными организациями в сети «Интернет» информации, предусмотренной статьей 13 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, которые созданы в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством Российской Федерации, и по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Подведомственные организации по решению государственных органов, органов местного самоуправления, в ведении которых находятся такие организации, создают официальные сайты, за исключением случаев, предусмотренных другими федеральными законами. В случае, если орган местного самоуправления и подведомственная ему организация не имеют возможности создать официальные сайты, информация об их деятельности может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование либо на территории которого находится соответствующая подведомственная организация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, и подведомственных органам местного самоуправления поселений организаций может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов и подведомственных им организаций может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением. В соответствии с федеральными законами может быть предусмотрено создание единого портала, на котором размещаются несколько официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных организаций.
Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 11 ФЗ № 8-ФЗ).
Из содержания п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ следует, что информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами на официальных сайтах, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
Положениями ч. 1 ст. 24 ФЗ № 8-ФЗ определено, что контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляет руководитель органа местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что проведенным прокуратурой Олюторского района Камчатского края 25.12.2023 года мониторингом официального сайта администрации ОМР в сети «Интернет» по адресу: https://олюторский-район.рф/ установлено, что сведений о результатах проверок он не содержит. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра и скриншотами сайта.
25.12.2023 года прокуратурой района в адрес главы Олюторского муниципального района направлено информационное письмо, в котором содержится информация о мониторинге сайта и наличии выявленных нарушений законодательства.
Из сообщения ВрИО Главы Олюторского муниципального района от 27.12.2023 года № 4658 в адрес прокурора Олюторского района следует, что доводы, изложенные в информационном письме от 25.12.2023 года признаны обоснованными, размещение информации на официальном сайте администрации ОМР будет осуществлено не ранее 01.03.2024 года.
Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ответчиком до рассмотрения дела судом фактически допущенные нарушения не устранены.
В судебном заседании достоверно установлено и данное обстоятельство не оспорено ответчиком, подтверждается материалами дела, что на сайте администрации Олюторского муниципального района Камчатского края в сети "Интернет" по адресу: https://олюторский-район.рф/, содержится неполная информация, предусмотренная к размещению в сети "Интернет".
Указанные недостатки нарушают, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» права пользователя информацией, что является недопустимым и требует незамедлительного устранения и недопущения впредь.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора Олюторского района Камчатского края законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением на ответчика соответствующих обязанностей.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, а также требования разумности, суд находит необходимым и достаточным определить срок для исполнения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Олюторского района Камчатского края Мизинина Н.В. (ИНН 4101118140, ОГРН 1074101005351), поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Олюторского муниципального района Камчатского края (ИНН 8201001231, ОГРН 1024101418879) о возложении обязанности привести официальный сайт учреждения в соответствие с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», удовлетворить.
Возложить на администрацию Олюторского муниципального района Камчатского края обязанность привести официальный сайт https://олюторский-район.рф/ в соответствие с Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для чего:
- опубликовать информацию о результатах проведенных проверок, в пределах полномочий администрации Олюторского муниципального района Камчатского края, а также о результатах проверок, проведенных в администрации Олюторского муниципального района Камчатского края и ее структурных подразделениях в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд путем принесения жалобы через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2024 года.
Судья Ю.А. Феоктистова