Дело № 2-3965/2020 (48RS0003-01-2020-004536-37)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2020 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Дорыдановой И.В.,
при секретаре Бегларян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области, действующего в интересах Миронова Николая Сергеевича, к Управлению здравоохранения Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области, обратился в суд в интересах Миронова Н.С. с исковыми требованиями к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование исковых требований ссылался на то, что Грязинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Миронова Н.С. по вопросу льготного лекарственного обеспечения. В ходе проверки установлено, что Миронов Н.С. наблюдается в поликлинике ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с диагнозом <данные изъяты>, имеет № группу инвалидности. На 2020 г. Миронов Н.С. отказался от социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам. В результате чего он получает услугу по обеспечению лекарственными препаратами в денежной форме из федерального бюджета. Но Миронов Н.С., являясь инвалидом, и отказавшись от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, предпочтя соответствующие денежные выплаты из федерального бюджета, не лишается права на получение льготных лекарств в силу включения его в перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при заболевании <данные изъяты>, и имеет право на получение инсулина бесплатно за счет средств областного бюджета, но он указанный препарат не получает. Выявленные нарушения законодательства ущемляют право инвалида на получение социальной помощи, что является грубым нарушением требований действующего законодательства РФ в области социальной защиты инвалидов. Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области просил обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Миронова Н.С., инвалида № группы, имеющего диагноз <данные изъяты> в амбулаторных условиях за счет средств бюджета Липецкой области лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам врача.
Определением Правобережного районного суда г. Липецка от 06.10.2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление финансов Липецкой области.
В судебном заседании представитель истца Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области помощник прокурора Лунин И.О. исковые требования поддержал, при этом ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Истец Миронов Н.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Родионова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Ссылалась на то, что Миронов Н.С. отказался от социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями в натуральной форме по рецептам, он получает указанную услугу в денежной форме в виде ежемесячной денежной выплаты. Следовательно, права получать лекарственные препараты, медицинские изделия в натуральной форме по рецептам за счет средств федерального бюджета не имеет. В связи с отказом от соответствующей социальной услуги за счет федерального бюджета Миронов Н.С. также утратил право получать лекарственные препараты, медицинские изделия в натуральной форме по рецептам врача и за счет областного бюджета. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что Миронов Н.С., воспользовавшись своим правом, отказался на 2020 г. от социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами в натуральной форме, в связи с чем и утратил свое право на получение лекарственных препаратов в натуральной форме. Просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области, представитель третьего лица ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, так как они извещены о рассмотрении дела, поскольку невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция РФ).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. № 715
«Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утверждены перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10): Е 10 – Е 14).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Порядок предоставления набора социальных услуг установлен ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина, периодом предоставления социальных услуг является календарный год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню лица, которым установлен диагноз «Диабет», имеют право на получение всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 г. № 1610
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ).
Судом установлено, что Миронов Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом № группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2006 №, выданной филиалом № ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России 16.01.2007 г.
Миронов Н.С. состоит на учете и получает лечение в поликлинике ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с установленным диагнозом: <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что Миронов Н.С. отказался от получения социальных услуг в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на 2020 г., что также не оспаривалось при рассмотрении данного дела участниками процесса.
Затем, он обратился в ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» с заявлением об обеспечении его инсулином.
В ответ на указанное обращение 13.04.2020 г. главным врачом ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» ФИО было сообщено, что выписка рецептов на получение лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями в ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» будет возобновлена после возобновления его права на лекарственное обеспечение, для чего необходимо обратиться в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате социального пакета в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
Согласно письму Управления здравоохранения Липецкой области от 19.05.2020 г. Миронову Н.С. было разъяснено, что в связи с отказом от социальной услуги за счет федерального бюджета он также утратил право на получение лекарственных препаратов в натуральной форме по рецептам врача и за счет областного бюджета, поскольку право обеспечиваться в амбулаторных условиях за счет государства лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам и одновременно получат в денежной форме стоимость услуги по такому обеспечению законодательством Российской Федерации и, как следствие, законодательством Липецкой области не установлено.
В материалах дела имеется письмо Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области от 11.06.2020 г., в котором указано, что для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами, предусмотрено лекарственное обеспечение как из разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, так и по разным правовым основаниям. Миронов Н.С., являясь инвалидом, и отказавшись от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами,
предпочтя соответствующие денежные выплаты, не лишается льготных лекарств
в силу включения его в перечень групп населения, получающих льготное
лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при заболевании
«сахарный диабет» и имеет право на получение инсулина бесплатно за счет
средств областного бюджета.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого согласно пункту 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ включается, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В силу п. 4 ст. 13 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 г. № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» граждане, страдающие диабетом, имеют право на бесплатное амбулаторное обеспечение по рецептам врачей (фельдшеров) лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания (дети), включенными в перечни, утвержденные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи, необходимыми для лечения таких заболеваний, при отсутствии у таких граждан права на такое обеспечение по иным установленным законодательством Российской Федерации основаниям.
Закупка лекарственных препаратов за средства областного бюджета
регламентирована Программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на
2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной
Постановлением администрации Липецкой области от 24.12.2019 г. № 537.
Источниками финансового обеспечения Программы являются средства
областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
Разработчиком и исполнителем программы является Управление
здравоохранения Липецкой области.
При получении медицинской помощи, согласно указанной программе, гражданам гарантируется назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, используется ответственными лицами при осуществлении процедуры закупки.
В то же время, ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путем замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг). Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления (ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).
В силу ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Аналогично, п. 3 ст. 12 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 г. № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области» предусматривает, что при наличии у граждан права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством области, его реализация осуществляется по одному из оснований по выбору гражданина.
Истец отказался от получения государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на 2020 г. в пользу денежной компенсации.
Таким образом, Миронов Н.С., имевший право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, самостоятельно выбрал наиболее выгодные для себя меры социальной поддержки – денежную выплату, от бесплатного обеспечения лекарственными препаратами он отказался.
Учитывая изложенное, у суда не имеется оснований для возложения на Управление здравоохранения Липецкой области обязанности обеспечить Миронова Н.С. лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам врача, поскольку возможность дополнительного бесплатного получения в порядке социальной льготы лекарств одновременно с получением соответствующей денежной выплаты отсутствует.
Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочий, определяется, в том числе, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 1 ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ).
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 15 июля 2010 г. № 1019-О-О, от 22 марта 2011 г. № 443-О-О, от 21 декабря 2011 г. № 1693-О-О, от 29 сентября 2015 г. № 1931-О, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), закрепляющее право выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
Следовательно, отказ Миронова Н.С. от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», не дает органам государственной власти Липецкой области законных оснований для его бесплатного обеспечения лекарственными препаратами.
Также, в соответствии с установленным порядком Управление здравоохранения Липецкой области осуществляет закупку лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий на основании заявок медицинских учреждений, в которых проходят лечение граждане, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Из материалов дела следует, что до обращения в суд Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области от ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» заявка на государственную закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для Миронова Н.С. в Управление здравоохранения Липецкой области не подавалась, поскольку Миронов Н.С. с марта 2020 г. для оказания медицинской помощи в ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» не обращался и, соответственно, выписка рецептов на получение лекарственных препаратов в связи с медицинскими показаниями не осуществлялась.
Поскольку заявки ГУЗ «Грязинская центральная районная больница» на приобретение на государственную закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для Миронова Н.С. не имелось, то и у Управления здравоохранения Липецкой области отсутствовала обязанность по его обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Следовательно, исковые требования Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить Миронова Н.С. лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам врача являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Миронов Н.С. не лишен возможности аннулировать свой отказ от государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и возобновить предоставление социальной услуги путем обращения с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области, действующего в интересах Миронова Н.С., к Управлению здравоохранения Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области, действующего в интересах Миронова Николая Сергеевича, к Управлению здравоохранения Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) И.В. Дорыданова
Решение в окончательной форме принято 18.11.2020 г.