Дело № 33-12455/2024
Номер дела в суде первой инстанции 2-2128/2024
УИД 77RS0002-02-2024-002661-57
Мотивированное определение изготовлено 26.12.2024.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 12.12.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Крюгер М.В., Мухтаровой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Пермского районного суда Пермского края от 12.08.2024.
Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения представителя ответчика ОАО «РЖД» - Дудыревой М.Г., настаивавшей на доводах жалобы, представителя истца Пермской транспортной прокуратуры - прокурора Чуйкова Е.М., возражавшего относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Пермский транспортный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере защиты прав потребителей в части выполнения требований к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах Пермского транспортного района. Требования к набору, качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности обслуживания пассажиров и посетителей на территории остановочных пунктов различных категорий установлены ГОСТ Р 58172-2018, в соответствии с п. 6.12 которого электронные или механические часы должны быть размещены, в том числе на платформах остановочных пунктов всех категорий. Также согласно п. п. 6.15, 6.16 данного ГОСТ запретительная информация, оповещающая пассажиров о недопустимости определенных действий, должна быть расположена на соответствующих элементах пассажирских обустройств в виде запретительных знаков, сигнальных указателей, надписей, сигнальной окраски. Установлено, что ст. Мулянка отнесена к категории D, состоит на балансе Свердловской дирекции пассажирских обустройств. Согласно информации Свердловской дирекции пассажирских обустройств на платформах ст. Мулянка отсутствуют электронные или механические часы, а также запретительная информация, оповещающая пассажиров о недопустимости совершения определенных действий. Просит признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выраженное в необеспечении в соответствии с ГОСТ Р 58172-2018 требований к качеству информационно-справочных услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории ст. Мулянка; обязать ОАО «РЖД» в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с ГОСТ Р 58172-2018 требования к качеству информационно-справочных услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории ст. Мулянка, а именно: разместить на платформах ст. Мулянка электронные или механические часы; расположить на соответствующих элементах пассажирских обустройств ст. Мулянка запретительную информацию, оповещающую пассажиров о недопустимости совершения определенных действий, в виде запретительных знаков, сигнальных указателей, надписей, сигнальной окраски, выполненных согласно ГОСТ 12.4.026.
Протокольным определением суда от 01.07.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено ОАО «Пермская пригородная компания» (л.д. 51-52).
Решением Пермского районного суда Пермского края от 12.08.2024 исковые требования удовлетворены частично. На Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить в соответствии с ГОСТ Р 58172-2018 требования к качеству информационного-справочных услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории станции Мулянка (Пермский муниципальный округ), а именно: разместить на платформах остановочного пункта «станция Мулянка» электронные или механические часы в соответствии с п. 6.12 ГОСТ Р 58172-2018; расположить на соответствующих элементах пассажирских обустройств остановочного пункта «станция Мулянка» запретительную информацию, оповещающую пассажиров о недопустимости совершения определенных действий, в виде запретительных знаков, сигнальных указателей, надписей, сигнальной окраски, выполненных согласно ГОСТ 12.4.026-2015, в соответствии с п. п. 6.15, 6.16 ГОСТ Р 58172-2018. В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» считает, что при вынесении решения в части размещения на платформах **** электронных или механических часов суд основывался на предположениях, а не нормах закона, оценка возражениям ответчика не дана, в связи с чем неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что согласно п. 3.4 ГОСТ Р 33942-2016 (железнодорожная) пассажирская станция: раздельный пункт с путевым развитием, позволяющим производить операции по приему, отправлению поездов, приему и выдаче багажа, а при развитых путевых устройствах - маневровую работу по расформированию поездов и технические операции с поездами. Пассажирский остановочный пункт (п.3.6. ГОСТ Р 33942-2016) элемент железнодорожной инфраструктуры, предназначенный для остановки железнодорожного пассажирского подвижного состава, посадки и высадки пассажиров. Таким образом, понятие железнодорожной станции не включает в себя понятие остановочного пункта, так как это технически и технологически совершенно разные объекты транспортной инфраструктуры. Перечень железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций, составляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта и представляет собой Тарифное руководство № 4. Согласно Части 1 «Алфавитный список железнодорожных станций» Тарифного руководства № 4 Мулянка является станцией и относится к Свердловской железной дороге. Требования ГОСТ Р 58172-2018 не применяются в отношении железнодорожных станции. Процессы, связанные с обслуживанием пассажиров и посетителей на территории железнодорожных остановочных пунктов и регламентируемые ГОСТ Р 58172-2018 в силу прямого указания на это в разделе 1, не могут быть использованы по аналогии для регламентирования порядка обслуживания пассажиров на территории железнодорожной станции. Номенклатура продукции железнодорожного транспорта, подлежащей обязательной сертификации разработана взамен «Номенклатуры объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации», утвержденной распоряжением МПС России от 28.06.2003 № 632р, в связи с вводом в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, размещена на официальном сайте Ростехрегулирования и не содержит указания об обязательности применения ГОСТ Р 58172-2018. Распоряжением ОАО «РЖД» от 30.10.2023 № 2698/р «Об утверждении порядка содержания и эксплуатации часов утверждения перечня объектов и систем, подлежащих оборудованию системами единого точного времени» определено, что наружные часы устанавливаются на фасадах зданий пассажирских вокзалов. Наружные часы также могут устанавливаться и на других объектах по решению подразделений - балансодержателей этих объектов. Места размещения и дизайн настенных и наружных часов должен определяться в составе проекта строительства или реконструкции объекта. Перечень объектов железнодорожного транспорта, подлежащих оборудованию системами и устройствами отображения времени, формируется балансодержателями. В настоящее время Свердловская дирекция пассажирских обустройств как балансодержатель пассажирских платформ станции Мулянка решение о размещении на платформах станции часов не принимало, станция Мулянка не входит в перечень объектов, планируемых для проведения реконструкции. Распоряжением Свердловской Дирекции пассажирских обустройств Центральной Дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» от 10.01.2023 №СВЕРД ДПО -1/р «Об организации порядка установки, ремонта и технического обслуживания систем и устройств отображения времени в Свердловской дирекции пассажирских обустройств» утвержден перечень станций Свердловской железной дороги и ответственных лиц, закрепленных за установкой, ремонтом и техническим обслуживанием систем и устройств отображения времени в Свердловской дирекции пассажирских обустройств по каждому вокзальному комплексу, согласно которому станция Мулянка не входит в данный перечень. На станции отсутствует пассажирское здание.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Пермский транспортный прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо ОАО «Пермская пригородная компания» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено, причины неявки не указало, об отложении дела не просило.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, с учетом п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Согласно Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ) перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа (статья 80).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.07.2018 № 401-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 58172-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на остановочных пунктах», которым устанавливаются требования к набору, качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности обслуживания пассажиров и посетителей на территории остановочных пунктов различных категорий.
В таблице 1 указанного ГОСТа Р 58172-2018 определены категории пассажирских остановочных пунктов в зависимости от критерия среднесуточного суммарного количества отправленных и прибывших пассажиров остановочного пункта. К остановочным пунктам категории D относят пункты, где менее 500 чел/в сутки (менее 0.2 млн. пассажиров в год).
В таблице 2 указанного ГОСТа Р 58172-2018 приведен минимально необходимый состав обязательных услуг, оказываемых пассажирам и посетителям на остановочных пунктах, в соответствии с которым на остановочных пунктах категории D предоставляются информационно-справочные услуги (визуальная информация).
Согласно таблице 3 указанного ГОСТа Р 58172-2018 остановочные пункты категории D должны быть оборудованы электронными или электромеханическими часами, содержащими информацию о дате и времени (в соответствии с текущими временем и датой).
В пунктах 6.12. - 6.15 ГОСТа Р 58172-2018 оговорено, что часы должны быть размещены в пассажирском здании над входом и/или выходом, на кассовых павильонах вблизи расписания движения поездов и на платформах остановочных пунктов всех категорий.
Предупредительные надписи и знаки безопасности необходимо располагать в местах повышенной опасности с целью предостережения пассажира от опасности перехода через железнодорожные пути в неположенном месте, приближения к краю платформы, захода за границу опасной зоны и т.д.
Знаки безопасности должны обеспечивать однозначное понимание пассажирами требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья, а также снижения материального ущерба без применения слов, и не должны содержать слов (или их минимальное количество).
Запретительная информация, оповещающая пассажиров о недопустимости совершения определенных действий, должна быть расположена на соответствующих элементах пассажирских обустройств в виде запретительных знаков, сигнальных указателей, надписей, сигнальной окраски.
Согласно ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний, введенным в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст, настоящий стандарт устанавливает следующие сигнальные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Для усиления зрительного восприятия цветографических изображений знаков безопасности и сигнальной разметки сигнальные цвета следует применять в сочетании с контрастными цветами - белым или черным. Контрастные цвета необходимо использовать для выполнения графических символов и поясняющих надписей.
Сигнальные цвета необходимо применять, в том числе для обозначения знаков безопасности, сигнальной разметки, планов эвакуации и других визуальных средств обеспечения безопасности (п. 5.1.1 ГОСТ 12.4.026-2015). Исходя из смыслового значения области применения сигнальных цветов и соответствующих им контрастных цветов, для знаков, обозначающих запрещение опасного поведения или действия или непосредственной опасности используется контраст сигнального красного цвета с белым цветом; для обозначения возможной опасности, опасной ситуации или для предупреждения, предостережения о возможной опасности используется контраст сигнального желтого цвета с черным цветом (Таблица 1 ГОСТ 12.4.026-2015). Знаки безопасности, установленные у въезда (входа) на объект (участок), означают, что их действие распространяется на объект (участок) в целом (п. 6.2.2. ГОСТ 12.4.026-2015).
Как следует из материалов дела и установлено судом, по истребованной у Свердловской дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО «РЖД» Пермским транспортным прокурором информации об остановочных пунктах, расположенных на территории Пермского края, дан ответ, согласно которому ст. Мулянка указана в перечне остановочных пунктов, относимых к категории D, на станции отсутствует пассажирское здание и иные павильоны, станция не оборудована часами, не оснащена информационными таблицами с запретительной информацией (в реестре под №80) (л.д. 11-20).
Согласно Договору от 29.12.2023 об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общественного пользования в пригородном сообщении, заключенным между ОАО «РЖД» (владелец инфраструктуры) и АО «Пермская пригородная компания» (перевозчик), владелец инфраструктуры обязался оказать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, для осуществления перевозок пассажиров и багажа в пригородном сообщении на условиях договора, а перевозчик обязался принять и оплатить указанные услуги на условиях и в сроки, предусмотренные договором. Согласно п. 2.1.7 договора владелец инфраструктуры предоставляет перевозчику возможность использования на территории железнодорожных вокзальных комплексов, пассажирских станций и остановочных пунктов владельца инфраструктуры помещений (площадей) для организации пунктов продажи, хранения, валидации проездных (перевозочных) документов, в том числе касс, по перечню согласно приложению № 3 к настоящему договору, а также движимого имущества согласно приложению № 4 к настоящему договору и обеспечить исправное состояние стендов для размещения информации для пассажиров и справочно-информационного оборудования, находящихся во владении владельца инфраструктуры. Владелец инфраструктуры обязан содержать и поддерживать железнодорожные вокзальные комплексы (помещения, сооружения, механизмы, оборудование), пассажирские обустройства, а также используемые перевозчиком помещения (площади) в пассажирских зданиях станций и остановочных пунктах, иные объекты, находящиеся во владении владельца инфраструктуры в соответствии с техническими, санитарными и противопожарными нормами (п. 2.1.8).
Из представленного ответчиком акта от 18.07.2024, составленного начальником Пермского участка СДПО (л.д. 64) по ст. Мулянка, следует, что пассажирское здание отсутствует, имеется платформа № 1 - береговая, засыпная, балансодержателем является Свердловская ДПО, площадь 450 кв.м.; платформа № 2 - островная, ЖБ плиты, балансодержателем является Свердловская ДПО, площадь 450 кв.м.; часы отсутствуют, информационные, запретительные знаки имеются, полоса безопасности нанесена; звуковое оповещение на станции присутствует, осуществляется через громкоговорящую связь дежурным помощником начальника станции, что подтверждается фотоматериалами (л.д. 65-66).
В материалы дела представлены два акта от 06.08.2024, подписанные представителями каждой из сторон. Проверка проводилась совместно, акты различны в выводах.
Согласно акту от 06.08.2024, подписанному главным инженером Пермской дистанции пути К., юрисконсульта Пермского отдела юридической службы Д., в соответствии с ГОСТ Р 58172-2018 пассажирские платформы железнодорожной станции оборудованы запретительными и предупреждающими знаками соответствующей окраски, оповещающие пассажиров о недопустимости совершения определенных действий. На пассажирских платформах установлены два запретительных знака круглого цвета с надписью «Стоять у края платформы не допускается» (круг с поперечной полосой, имеющий смысловое значение запрещение опасного поведения или действия); два предупредительных знака желтого цвета с надписью «Берегись поезда» (треугольник, имеющий смысловое значение предупреждение о возможной опасности, осторожность, внимание), выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Электронные и механические часы на пассажирских платформах железнодорожной станции Мулянка отсутствуют.
Согласно акту от 06.08.2024, подписанному заместителем Пермского транспортного прокурора Барбашиным М.А., пассажирские платформы железнодорожной станции Мулянка в соответствии с ГОСТ Р 58172-2018 частично оборудованы запретительными и предупреждающими знаками соответствующей окраски, оповещающие пассажиров о недопустимости совершения определенных действий. Так, на одной из платформ, расположенной со стороны станционных зданий, установлены два запретительных знака красного цвета с надписью: «Стоять у края платформы не допускается» (круг с поперечной полосой, имеющий смысловое значение запрещение опасного поведения или действия), при этом знак, расположенный со стороны железнодорожных путей, имеет повреждения имеющийся на нем надписи; пассажирская платформа, расположенная с другой стороны, указанных знаков не имеет. Кроме того, на станции имеются два предупредительных знака желтого цвета с надписью: «Берегись поезда» (треугольник имеющий смысловое значение предупреждение о возможной опасности, осторожность, внимание), выполненное в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 и расположены в обе стороны пассажирской станции. Электронные и механические часы на пассажирских платформах железнодорожной станции Мулянка отсутствуют.
К актам приложены фотоматериалы.
В ходе судебного заседания представители сторон поясняли, что действительно на одной из платформ отсутствует запретительная информация, а на другой платформе – один из двух знаков частично поврежден. При этом представитель ответчика поясняла, что ГОСТ не устанавливает требований к количеству знаков, а размещенной информации достаточно.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности разместить запретительную информацию, оповещающую пассажиров о недопустимости совершения определенных действий, в виде запретительных знаков, сигнальных указателей, надписей, сигнальной окраски, выполненных согласно ГОСТ 12.4.026, в соответствии с п. п. 6.15, 6.16 ГОСТ Р 58172-2018, суд исходил из того, что запретительная информация в равной степени должна быть доступна для прочтения и визуального восприятия пассажирам и посетителям, находящимся на противоположных сторонах остановочного пункта, несмотря на то, что ГОСТ Р 58172-2018 не конкретизирует количество запретительной информации. Размещение запретительной информации имеет целью предупреждение лиц о возможной опасности в связи с нахождением на территории движения железнодорожного транспорта. Нахождение на платформе, противоположной той, где размещены соответствующие знаки, с учетом отдаленности их друг от друга не позволяет визуально распознать эту информацию, что нарушает права пассажиров как потребителей услуг по перевозке железнодорожным транспортом.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено и не оспорено стороной ответчика, что на остановочном пункте «станция Мулянка» отсутствуют электронные или механические часы, что не соответствует требованиям п. 6.12 ГОСТ Р 58172-2018.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на ответчика по размещению на платформах станции Мулянка электронных или механических часов, суд пришел к выводу о том, что требования ГОСТ Р 58128-2018 носят для ОАО «Российский железные дороги» обязательный характер, в связи с чем наличие часов на станции Мулянка является обязательным, при этом установив в действиях ответчика бездействие в части необеспечения требований к качеству информационно-справочных услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям на территории станции Мулянка. Также суд первой инстанции учел доводы ответчика в части срока для устранения нарушения в сфере защиты прав потребителей, возложив на ответчика обязанность исполнить решение суда в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции законными, основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Решение в части возложения на ответчика обязанности разместить запретительную информацию, оповещающую пассажиров о недопустимости совершения определенных действий, в виде запретительных знаков, сигнальных указателей, надписей, сигнальной окраски не оспаривается сторонами, в связи с чем не является предметом пересмотра судебной коллегии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что станция Мулянка не является остановочным пунктом, в связи с чем к ней требования ГОСТ Р 58128-2018 не применяются, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права.
Согласно пункту 3.4 «ГОСТ 33942-2016. Межгосударственный стандарт. Услуги на железнодорожном транспорте. Обслуживание пассажиров. Термины и определения» (далее – ГОСТ 33942-2016) (железнодорожная) пассажирская станция является раздельным пунктом с путевым развитием, позволяющим производить операции по приему, отправлению поездов, приему и выдаче багажа, а при развитых путевых устройствах – маневровую работу по расформированию поездов и технические операции с поездами.
В соответствии с пунктом 3.6 ГОСТ 33942-2016 (пассажирский) остановочный пункт это элемент железнодорожной инфраструктуры, предназначенный для остановки железнодорожного пассажирского подвижного состава, посадки и высадки пассажиров.
Из изложенного следует, что понятие «железнодорожная станция» является более широким, включает в себя понятие «остановочный пункт», поскольку является раздельным пунктом с путевым развитием, позволяющим совершать помимо посадки и высадки пассажиров, и другие операции, как-то: прием, отправление поездов, прием и выдача багажа, а при развитых путевых устройствах – маневровую работу по расформированию поездов и технические операции с поездами.
Кроме того, в письменных пояснениях по доводам апелляционной жалобы, ответчик указывает, что на остановочных пунктах устанавливается статическое расписание движения поездов, а на станциях, помимо статического расписания, информацию о прибытии и отправлении поездов доводит до сведения пассажиров дежурный по железнодорожной станции по громкоговорящей двусторонней парковой связи, что также свидетельствует о том, что понятие «железнодорожная станция» включает в себя понятие «остановочный пункт».
Таким образом, вопреки доводам жалобы, железнодорожная станция Мулянка является, в том числе и остановочным пунктом, поскольку операции по остановке железнодорожного пассажирского подвижного состава, посадке и высадке пассажиров на ней также осуществляются, в связи с чем требования ГОСТ Р 58128-2018 в отношении станции Мулянка подлежат применению.
Доводы жалобы о том, что ГОСТ Р 58128-2018 является документом добровольного применения признается судебной коллегией несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что на железнодорожном транспорте выполнение работ по стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, обеспечение единства измерений – в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» регламентировано, что государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, путем организации обязательного подтверждения соответствия объектов, технических и программных средств, используемых на железнодорожном транспорте, и стандартизации таких объектов и средств.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, контейнерам, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, элементам верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружениям, расположенным на них, специальным программным средствам, используемых для организации перевозочного процесса, и формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
На основании распоряжения ОАО «Российские железные дороги» от 18.11.2022 № 2977р утвержден и введен в действие «СТО РЖД 03.001-2022. Стандарт ОАО «РЖД». Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обеспечению условий доступности для маломобильных пассажиров».
В данном стандарте использованы ссылки на разные стандарты и своды правил, в том числе на ГОСТ Р 58172-2018, в частности ссылка содержится в пункте 4.5.2.6 СТО РЖД 03.001-2022.
Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 24.03.2017 № 543р разработана программа «О мерах по повышению качества транспортного обслуживания пассажиров в 2017-2019 годах», в которой также содержится ссылка на ГОСТ Р 58172-2018.
Таким образом, учитывая, что ссылки на ГОСТ Р 58172-2018 используются ОАО «Российские железные дороги» в своих стандартах, программах, что соответствует публичному заявлению о применении национального стандарта, то судебная коллегия приходит к выводу о том, что ГОСТ Р 58172-2018 носит для ОАО «Российский железные дороги» обязательный характер в силу норм действующего законодательства.
При этом в самом ГОСТ Р 58172-2018 прямо указано на то, какие его положения носят рекомендательный характер.
Требование пункта 6.12 ГОСТ Р 58172-2018 о том, что часы должны быть размещены на платформах остановочных пунктов всех категорий, является обязательным.
Об обязательности применения ответчиком упомянутых положений ГОСТ Р 58172-2018 указали также Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Свердловский территориальный отдел (Пермское отделение) Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в ответах от 02.12.2024 № 17937-ИШ/03 и от 28.11.2024 № 99-09-00/09-167-2024 соответственно, на запрос судебной коллегии относительно порядка его применения. Указанные ответы с согласия сторон приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств, поскольку истребовались судом апелляционной инстанции для установления юридически значимых обстоятельств в рамках аналогичного спора при схожих обстоятельствах.
Доводы жалобы о том, что вопрос оборудования объектов транспортной инфраструктуры часами урегулирован положениями приказа Минтранса России от 23.06.2022 № 250 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», и принятым в его исполнение распоряжением ОАО «Российский железные дороги» от 30.10.2023 № 2698/р не влияют на законность оспариваемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 Приложения № 2 к приказу Минтранса России от 23.06.2022 № 250 в служебных помещениях работников железнодорожного транспорта, на пассажирских вокзалах должны быть установлены часы. Порядок установки, ремонта и содержания настенных и наружных часов, находящихся в местах работы уполномоченных лиц, связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, определяется локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования).
Из общих положений Порядка содержания и эксплуатации часов, утверждения перечней объектов и систем, подлежащих оборудованию системами единого точного времени, утвержденных распоряжением ОАО «Российский железные дороги» от 30.10.2023 № 2698/р следует, что настоящий Порядок определяет общие требования к установке, ремонту и обслуживанию часов, находящихся в местах работы, уполномоченных лиц, связанных с движением поездов, обслуживанием пассажиров.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250 и принятым в его исполнение распоряжением ОАО «Российский железные дороги» от 30.10.2023 № 2698/р урегулирован вопрос содержания и эксплуатации часов, находящихся в местах работы уполномоченных лиц (работников), а не на платформах остановочных пунктов, железнодорожных станций.
Кроме того, ссылка апеллянта на пункт 36 приказа Минтранса России от 23.06.2022 № 250 о том, что перечень объектов, подлежащих оборудованию устройствами отображения времени устанавливается локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования), также не подлежит применению, поскольку в данном случае идет речь о железнодорожных путях необщего пользования, в то время как на территории железнодорожной станции находятся железнодорожные пути общего пользования.
Поскольку распоряжение ОАО «Российский железные дороги» от 30.10.2023 № 2698/р не регулирует вопрос оборудования часами платформ остановочных пунктов, то довод жалобы о том, что в соответствии с пунктами 2.3, 2.4 указанного распоряжения установка наружных часов требует согласования в составе проекта строительства или реконструкции объекта, возможна только по решению подразделений-балансодержателей этих объектов, не имеет правового значения.
Из изложенного следует, что размещение часов на платформах остановочных пунктов, в том числе железнодорожной станции Мулянка, является для ОАО «Российские железные дороги» обязательным в силу требований ГОСТ Р 58172-2018.
Таким образом, суждения, приведенные в апелляционной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства, не могут повлиять на правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, либо служить основаниями для отмены законного и обоснованного решения суда, который при известных позициях сторон дал им объективную оценку с приведением убедительных мотивов в постановленном по делу решении.
Иная точка зрения апеллянта на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены оспариваемого судебного постановления.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 12.08.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи