Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
П. Качуг 24 июня 2015 года
Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н. Н., при секретаре Прудских М. В., с участием помощника прокурора Ханхашкеевой С. В., представителя ответчика Попович А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и. о. прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Манзурская средняя общеобразовательная школа (далее -МКОУ Манзурская СОШ) об обязании проведения занятий с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,
У С Т А Н О В И Л:
И. о. прокурора Качугского района Качугского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском о возложении на МКОУ Манзурская СОШ обязанности организовать проведение занятий с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в МКОУ Манзурская СОШ и отнесенными к специальной медицинской группе, с использованием средств адаптивной физической культуры с учетом их индивидуальных способностей и состояния здоровья.
Исковые требования обоснованы нарушениями, выявленными в результате проверки на предмет исполнения законодательства МКОУ Манзурская СОШ, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, организацию их занятости, развитие физической культуры и спорта.
Так, в результате проверки МКОУ Манзурская СОШ установлено, что в школе обучаются ученики З.., Дата года рождения (Иные данные) и С.., Дата года рождения (Иные данные), которые согласно сведениям из ОГБУЗ «Качугская РБ» № от Дата по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Так, З.. страдает заболеванием - Иные данные; С.. страдает заболеванием - Иные данные
В МКОУ Манзурская СОШ преподают два учителя физической культуры - И. и Ж.. Так, учитель физкультуры И.. ведет уроки физкультуры во Иные данные МКОУ Манзурская СОШ, в котором обучается С.., учитель физкультуры Ж.. - в Иные данные МКОУ Манзурская СОШ, в котором обучается З.. Согласно изученных документов об образовании указанных педагогов МКОУ Манзурская СОШ - дополнительного образования, квалификации по специальности «Учитель адаптивной физической культуры» они не имеют, обучение в данной области не проходили. Иных педагогов физической культуры, в том числе, имеющих квалификацию в области адаптивной физической культуры, в МКОУ Манзурская СОШ не имеется.
Наличие выявленных нарушений законодательства об образовании создают угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц - несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих МКОУ Манзурская СОШ, что является недопустимым, в связи с чем, и. о. прокурора просит устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора Ханхашкеева С. В. на исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика директор МКОУ Манзурская СОШ Попович А. А. с исковыми требованиями прокурора согласилась.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил следующее.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 1 ст. 38, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Основными принципами охраны здоровья в частности являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ определено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 04.12.2007 года № 329-ФЗ) образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя, в том числе, формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом; проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания.
Приказом Минобразования России от 05.03.204 года № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В соответствии с данным Приказом учебный предмет «Физическая культура» установлен обязательным для изучения федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Наряду с прочим, в указанном документе определены цели, на достижение которых направлено изучение физкультуры на соответствующих ступенях образования. Так, в частности на базовом уровне среднего (полного) общего образования изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей: развитие качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Пунктом 10.23 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189, установлено, что Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля, при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
В соответствии с ч. 2, ч. 5 ст. 31 Федеральный закон от 04.12.2007 года № 329-ФЗ адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Обязательные требования к образованию по специальности «Адаптивная физическая культура» установлены Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура», утвержденным Приказом Минобрнауки России от 13.08.2014 года № 994, согласно которому адаптивное физическое воспитание детей, подростков и молодежи, отнесенных к специальным медицинским группам и с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях осуществляется преподавателем общеобразовательной организации, имеющим специальность - учитель адаптивной физической культуры.
Согласно п.п. 5.2, 5.2.1 - 5.2.3 указанного стандарта - учитель адаптивной физической культуры должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности, а именно - организацией адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях; организацией адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам; методическим обеспечением процесса адаптивного физического воспитания.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2011 года № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры» утверждена Программа медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой, в том числе, Программа медицинского обследования учащихся образовательных учреждений для занятий физическим воспитанием.
Пунктом 3.9 указанной Программы допуск к занятиям физическим воспитанием (отнесение к медицинской группе: основная, подготовительная, специальная) осуществляется на основании врачебного заключения по результатам медицинских обследований.
Согласно п. 1.11 Устава общеобразовательного учреждения школа несет в установленном законом порядке ответственность за качество образования обучающихся и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам; жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса; адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям и интересам обучающихся требованиям охраны их жизни и здоровья.
Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Выявленные нарушения законодательства сфере образования, охраны здоровья детей свидетельствуют о том, что администрацией МКОУ Манзурская СОШ не исполняются возложенные законом обязанности в указанной сфере деятельности. Образовательным учреждением условий для занятий с использованием средств адаптивной физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья не создано, что нарушает право последних на гарантированное им законом право на охрану и укрепление здоровья в процессе обучения. Неисполнение и несоблюдение требований закона в сфере образования, охраны здоровья детей создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, что является недопустимым.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иным способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст. 103 ГПК РФ, госпошлина, от уплаты которой прокурор освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу статьи 206 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда до Дата.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования и. о. прокурора Качугского района.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Манзурская средняя общеобразовательная школа организовать проведение занятий с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в МКОУ Манзурская СОШ и отнесенными к специальной медицинской группе, с использованием средств адаптивной физической культуры с учетом их индивидуальных способностей и состояния здоровья до Дата.
Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Манзурская средняя общеобразовательная школа в местный бюджет госпошлину в сумме Иные данные рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: