Дело № 2а-1471/2021
г. Приозерск 12 ноября 2021 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Строгановой О.Г.,
при секретаре Смекаловой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курбатова Александра Анатольевича к Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка,
установил:
ФИО1 обратился в суд с данным административным иском, указав, что постановлением Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, Мельниковское сельское поселение, <адрес>. Административный истец полагает, что для рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка им в адрес административного ответчика были представлены надлежащим образом оформленные документы, в том числе схема расположения земельного участка. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по мнению административного истца, является не обоснованным, не мотивированным, в связи с чем просит признать незаконным решение Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в виде постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявление.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, направил в суд своего представителя.
Поскольку, согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, то суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель административного истца адвокат ФИО4 принимавшая участие в судебном заседание, просила удовлетворить административный иск.
Представитель административного ответчика ФИО5, участвующая в рассмотрении дела, просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку постановление Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с требованиями п.п. 2, п. 8, ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, а также руководствуясь п. 7 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, согласно которому, основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов, является наличие решения о резервировании данного земельного участка для муниципальных или государственных нужд. Поскольку администрация планирует использовать испрашиваемый земельный участок в целях предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, в собственность для строительства индивидуального жилого дома, то оснований для предварительного согласования предоставления земельного участка ФИО1 не имелось. Кроме того, представитель административного ответчика указывает на то обстоятельство, что административный истец не является лицом, которому может быть предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов при подготовке им самостоятельно схемы расположения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта поселка <адрес>, в связи с чем в силу положений ст. 39.2 Земельного кодекса РФ формировать такой земельный участок может только орган местного самоуправления, а договор аренды земельного участка может быть заключен только путем проведения аукциона.
Исследовав материалы административного дела, суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> поступило заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка 47:03:0408001:ЗУ для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, Мельниковское сельское поселение, <адрес> (л.д. 42).
К вышеуказанному заявлению приложены следующие документы: ситуационный план; фрагмент карты градостроительных зон; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; согласование о соответствии проектных решений по размещению земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное главным специалистом отдела землепользования управления по градостроительству, землепользованию и муниципальному имуществу Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> ФИО6 (л.д. 43-47).
Постановлением главы Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мельниковское сельское поселение, <адрес> в связи с тем, что указанный земельный участок предусмотрен для реализации областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории <адрес> и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>" (л.д. 48).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Как следует из обжалуемого постановления заявление ФИО1 рассмотрено в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта», утвержденным постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регулируется ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Как следует из п.п. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в частности если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из постановления Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 основывается на п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
Вместе с тем, обжалуемый административным истцом отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по основанию, предусмотренному п. 7 ст. 39.16 ЗК РФ, является незаконным, поскольку указанное основание на момент вынесения оспариваемого постановления отсутствовало.
Так, согласно оспариваемому постановлению, резервирование земельного участка, о предварительном согласовании которого просил ФИО1, заключалось в том, что данный участок предусмотрен для реализации областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории <адрес> и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>".
Согласно ст. 4-1 данного областного закона уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, осуществляющие учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, формируют и утверждают перечни земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей. Перечни земельных участков должны содержать описание земельных участков: порядковые номера, кадастровые номера, адрес (описание местоположения), площадь, вид разрешенного использования. Перечни земельных участков с внесенными в них изменениями утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> не реже двух раз в год и не позднее 1 мая и 1 ноября текущего года.
Суду представлен перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, расположенных н территории муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, утвержденный постановлением администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором по Мельниковскому сельскому поселению отсутствует испрашиваемый истцом земельный участок (л.д. 49-57).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Мельниковское сельское поселение, <адрес>, в кадастровом квартале 47:03:0408001 на кадастровый учет не поставлен, имеет условный номер ЗУ, и находится в стадии формирования. Кадастровые работы по составлению схемы его расположения и межеванию проведены за счет ФИО1, что следует из приложенных к заявлению о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка документов.
Как следует из ст. 4-1 областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 75-оз "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории <адрес> и о внесении изменений в областной закон "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>" ведение сводного реестра земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляет орган исполнительной власти <адрес>, осуществляющий отдельные полномочия субъекта Российской Федерации - <адрес> в сфере земельных отношений, на основании сведений, предоставляемых органами, указанными в части 1 настоящей статьи, в порядке, установленном <адрес>.
Согласно ответу на запрос суда из <адрес> комитета по управлению государственным имуществом, сводный реестр земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, по <адрес> не содержит сведений об участке, расположенного по адресу: <адрес>, Мельниковское сельское поселение, <адрес>, в кадастровом квартале 47:03:0408001, поскольку данный участок не поставлен на кадастровый учет. Согласно Порядку ведения сводного реестра земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в сводный реестр вносится помимо иных сведений, кадастровый номер земельного участка. В этой связи несформированный и не поставленный на кадастровый учет земельный участок не может быть включен в вышеуказанный реестр (л.д. 70).
Таким образом, земельный участок, о предварительном согласовании предоставления которого заявлял истец, ни на момент вынесения оспариваемого постановления, ни на момент рассмотрения данного административного дела, не поставлен на кадастровый учет, и не включен в перечень земельных участков по <адрес>, и в сводный реестр земельных участков по <адрес>, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей.
Какие-либо действия, направленные на реализацию целей включения испрашиваемого истцом земельного участка, в перечень земельный участков по <адрес>, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, со стороны Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> не производились, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утверждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561, согласно п. 2 которого решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и в соответствии с п. 7 Положения подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Указанного решения, вынесенного Администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, Мельниковское сельское поселение, <адрес>, в кадастровом квартале 47:03:0408001, а также доказательств его опубликования в средствах массовой информации, суду не представлено. Факт отсутствия такого решения представителем ответчика в судебном заседании не отрицался.
Довод представителя ответчика о том, что административный истец не является лицом, которому может быть предварительно согласовано предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов при подготовке им самостоятельно схемы расположения земельного участка, поскольку формировать такой земельный участок может только орган местного самоуправления, а договор аренды земельного участка может быть заключен только путем проведения аукциона, является необоснованным, поскольку согласно постановлению Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по иным причинам.
В этой связи основания для отказа в предварительном согласовании представления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, Приозерский муниципальный район, Мельниковское сельское поселение, <адрес> ФИО1, указанные в постановлении главы Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, фактически отсутствовали, в связи с чем ссылка на указанные основания в данном постановлении является незаконной.
Поскольку обжалуемое постановление основано на не соответствующих действительности обстоятельствах, то оно подлежит признанию незаконным, а права административного истца, нарушенные вынесением данного постановления, должны быть восстановлены путем повторного рассмотрения административным ответчиком заявления ФИО1 о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 47:03:0408001 для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, Мельниковское сельское поселение, <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка удовлетворить.
Признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ № Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного: <адрес>, Приозерский муниципальный район, Мельниковское сельское поселение, <адрес> ФИО1, вынесенное главой администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> ФИО7, незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного: <адрес>, Приозерский муниципальный район, Мельниковское сельское поселение, <адрес>.
Взыскать с Администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд <адрес>.
Судья
мотивированное решение составлено 26.11.2021