РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Мелиховой Н.В.
при секретаре Климовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-3674/2019 по административному исковому заявлению Шнайдер Марии Васильевны к руководителю государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ), государственному бюджетному учреждению Астраханской области «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) о признании решения об отказе в ознакомлении с инвентарным делом на домовладение незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения
УСТАНОВИЛ:
Шнайдер М.В. обратилась в суд с административным иском, указав, что она является сособственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. В начале сентября 2019г. она обратилась к ответчику с заявлением об ознакомлении с инвентарным делом указанного домовладения, однако в удовлетворении её обращения письмом за подписью руководителя от 12 сентября 2019г. отказано. С этим ответом не согласна, считает, что нарушаются её права. В связи с этим была вынуждена обратиться в суд и просит признать незаконными действия решение руководителя учреждения ГБУ АО «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ), выразившееся в отказе в ознакомлении её, как собственника жилого дома с инвентарным делом на объект по адресу: <адрес>; обязать ответчика ознакомить её с указанным инвентарным делом.
В судебном заседании истец Шнайдер М.В. и её представитель по доверенности Сливина А.Г. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчиков руководителя государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) и государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) (далее ГБУ АО «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)») Менлямбетова Л.Р. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Шнайдер М.В. является собственником 1/16 доли домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Также судом установлено, что 2 сентября 2019г. Шнайдер М.В. обратилась в ГБУ АО «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)» с заявлением о предоставлении для ознакомления инвентарного дела на указанное домовладение.
В установленный законом срок (6 сентября 2019г.) надлежащим должностным лицом ГБУ АО «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)» административному истцу дан ответ об отказе в удовлетворении её обращения.
Суд полагает, что указанный отказ является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями части 2.1 статьи ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации. Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постоянное хранение и использование указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) осуществляются в установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке (часть 2.2).
Постоянное хранение указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) может осуществляться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учреждением либо организацией, заключившими с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор хранения указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2.3).
Ответственность за сохранность указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) несет руководитель органа, учреждения либо организации, осуществляющих их хранение в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком (часть 2.5).
Сведения, содержащиеся в указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортах, оценочной и иной документации (регистрационных книгах, реестрах, копиях правоустанавливающих документов и тому подобном), являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Копии указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного), содержащих общедоступные сведения, предоставляются по запросам любых лиц (часть 2.6).
Порядок предоставления копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. За предоставление копий указанных в части 2.1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2.7).
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» правительство Астраханской области Постановлением от 30 сентября 2016г. №352-П утвердило Порядок постоянного хранения и использования технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), а также Порядок предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений.
При этом государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)" определено уполномоченным на постоянное хранение, использование технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) (далее - учетно-техническая документация), а также на предоставление копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений.
В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка постоянного хранения и использования технических паспортов, ведение архива направлено на обеспечение государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией о местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов недвижимого имущества, предоставляемой на основе учетно-технической документации, хранящейся в архиве.
Основными задачами архива являются постоянное хранение и использование учетно-технической документации, в том числе посредством ее комплектования, учета и актуализации, осуществляемых по результатам изменений характеристик объектов недвижимого имущества, формирование инвентарных дел, а также предоставление копий учетно-технической документации и содержащихся в ней сведений.
В силу пункта 10 указанного Порядка перечень сотрудников ГБУ АО "БТИ", имеющих право доступа к учетно-технической документации, хранящейся в архиве (далее - лица, имеющие постоянный допуск), определяются локальным нормативным актом ГБУ АО "БТИ". Иные лица допускаются в архив с письменного разрешения руководителя ГБУ АО "БТИ" в сопровождении лиц, имеющих постоянный допуск.
Исходя из системного анализа приведенных правовых норм предоставление инвентарных дел неограниченному кругу лиц по их обращениям не предусмотрено. Напротив, право доступа к учетно-технической документации, хранящейся в архиве, предоставлено только определенным сотрудникам организации.
При этом названными правовыми нормами предусмотрена иная возможность доступа граждан и юридических лиц к интересующей их информации, отраженная в Порядке предоставления копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013г. в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений.
Таким образом, отказ ответчика в удовлетворении заявления административного истца о выдаче для ознакомления инвентарного дела на определенный объект недвижимости, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, не создает препятствия к осуществлению его прав.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы истца о нарушении административным ответчиком требований Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 22 октября 2004г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, включающий ограничения по объему, срокам, используемым техническим средствам копирования, выдаче и копированию архивных документов на возмездной или безвозмездной основе, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства. Порядок использования архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, государственных и муниципальных музеях, библиотеках, а также в научных организациях, включенных в перечень, который утверждается Правительством Российской Федерации, определяется ими в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.
В силу пункта 1.2 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утвержденного Приказом Росархива от 01 сентября 2017г. №143, данный порядок регламентирует организацию работы пользователей с документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами, не содержащими сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, справочно-поисковыми средствами к ним и находящимися на хранении в научно-справочных библиотеках архивов печатными изданиями в читальных залах (просмотровых залах, комнатах прослушивания фонодокументов, помещениях каталогов) государственных и муниципальных архивов или в рабочей комнате архива под контролем работника архива.
Исходя из приведенных правовых норм, указанные правила использования архивных документов применимы только к документам, находящимся на хранении в научно-справочных библиотеках архивов. Между тем ГБУ АО "БТИ" к таким архивам не относится, порядок его работы определяется Постановлением Правительства Астраханской области от 30 сентября 2016г. №352-П, которым предоставление возможности ознакомления с инвентарными делами на объекты недвижимости не предусмотрено.
Другие доводы иска также не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения административного ответчика и не могут быть основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное и названные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Шнайдер Марии Васильевны к руководителю государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ), государственному бюджетному учреждению Астраханской области «Астраханский Государственный Фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ) о признании решения об отказе в ознакомлении с инвентарным делом на домовладение незаконным и понуждении устранить допущенные нарушения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2019г.
Судья: