Судья: Сафонцева Ю.А. № 33-750/2024
№ дела в 1-й инст. №2-292/2023
УИД 91RS0012-01-2022-004795-68
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь |
18 января 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Балема Т.Г.,
судей Корбута А.О., Пономаренко А.В.,
при секретаре Космачёвой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в защиту прав и законных интересов Куприяненко Алены Валерьевны к Администрации города Керчи Республики Крым, Департаменту коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым, Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, о признании права на получение выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения,
по апелляционному представлению заместителя прокурора города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2023 года,
установила:
заместитель прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав и законных интересов Куприяненко А.В. обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просил признать за Куприяненко А.В. право на получение выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО3, <адрес>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся 17 июня 2021 года в связи с обильным выпадением осадков и подтоплением территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, в связи с вступлением в наследство на 1/3 долю жилого помещения, принадлежавшего Слугиной А.М., в связи со смертью последней 1 октября 2021 года.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Керчи по обращению Куприяненко А.В. проведена проверка по вопросу отказа департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым в предоставлении выплат на осуществление капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся 17 июня 2021 года в связи с обильным выпадением осадков и подтоплением территории муниципального образования городской округ Керчь.
На момент чрезвычайной ситуации Куприяненко А.В. проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: ФИО3, <адрес>, с матерью Слугиной А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также малолетней дочерью Куприяненко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, иного жилого помещения в собственности не имела. Установлено, что указанное жилое помещение, находилось в общей долевой собственности по 1/3 доли у каждого на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 30 апреля 2019 года. Указанное жилое помещение обследовано 29 июня 2021 года рабочей группой по определению ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования городской округ Керчь, составлен акт обследования с фиксацией всех повреждений.
Слугина А.М., Куприяненко А.В., Куприяненко А.И. включены в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым.
Вместе с тем, Слугиной А.М. указанные выплаты получены не были, ввиду ее смерти 1 октября 2021 года.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону <адрес>7 Куприяненко А.В. вступила в наследство на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ФИО3, <адрес>. Таким образом, по мнению прокурора, Куприяненко А.В., как наследник 1/3 доли жилого помещения Слугиной А.М., имеет право на получение выплат на проведение капитального ремонта
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2023 года в удовлетворении иска заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в защиту прав и законных интересов Куприяненко А.В. отказано.
В апелляционном представлении заместитель прокурора города Керчи Республики Крым просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 8 июня 2023 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная представление заместителя прокурора города Керчь - без удовлетворения.
Определением Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 6 сентября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 8 июня 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что право граждан на получение мер социальной поддержки на осуществление капитального ремонта повреждённого жилого помещения связано с признанием в установленном законом порядке принадлежавшего им жилого помещения непригодным для проживания и отсутствием у таких граждан иного жилого помещения. При этом реализация данного права применительно к спорным отношениям не поставлена в зависимость от наличия волеизъявления другого сособственника жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Прокуратуры Республики Крым Ислямова М.В. поддержала апелляционное представление.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Гулий К.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционного представления возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Куприяненко А.В., Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Балема Т.Г., пояснения прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в связи с ситуацией, сложившейся 17 июня 2021 года на территориях муниципальных образований городской округ Керчь, Ленинский район Республики Крым в результате обильного выпадения осадков и подтопления территорий указанных муниципальных образований Республики Крым, указом Главы Республики Крым от 17 июня 2021г №142-У с 9 часов 00 минут 17 июня 2021 года для органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТСЧС) на территории Республики Крым введен режим функционирования "чрезвычайная ситуация".
Вследствие обильного выпадения осадков и подтопления на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в зоне подтопления оказалось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> собственниками которого в равных долях по 1/3 доли каждый являлись: Слугина А.М., Куприяненко А.В., Куприяненко А.И. (л.д. 23-24, 149-151, 25-26).
Согласно акту обследования помещения от 29 июня 2021 года, составленному межведомственной комиссией, назначенной Администрацией города Керчи Республики Крым (постановление Администрации города Керчи от 16.03.2021г №-п), комиссией выявлено, что в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в г.Керчи 17.06.2021г ( затопление) и, соответственно, длительного воздействия воды и грязи, поднявшейся выше уровня грунта (основания жилого здания) жилое помещение № в <адрес> в <адрес> общей площадью 36,4 кв.м., признано нуждающимся в проведении капитального ремонта (л.д. 15-16).
Межведомственной комиссией, назначенной Администрацией города Керчи Республики Крым (постановление Администрации города Керчи от 16.03.2021г №304\1-п) 29 июня 2021 года дано заключение № 261/1 о необходимости проведения капитального ремонта данного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, имевшей место 17 июня 2021 года (л.д. 17-18).
Уведомлением управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым № 26/09-03/239 от 30 сентября 2021 года, Слугина А.М., Куприяненко А.В., Куприяненко А.И. извещены о том, что они включены в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым. Разъяснено о необходимости обращения в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи с заявлением о перечислении выплаты с указанием документов, которые необходимо приложить к заявлению (л.д. 9).
В подпунктах «а», «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила № 1327).
Подпунктом «б» пункта 5 указанных Правил № 1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Подпунктом «г» пункта 6 Правил № 1327 предусмотрены мероприятия, реализуемые в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 15 сентября 2021 года № 530 «О предоставлении выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, возникшими на территории Республики Крым» (вместе с «Порядком и условиями предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан»).
Согласно пунктам 3, 4 Приложения № 3 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 года № 530 главным администратором доходов и распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социальной защиты Республики Крым.
Органом, уполномоченным осуществлять предоставление выплат гражданам, является структурное (отраслевое) подразделение (подведомственное учреждение) органа местного самоуправления муниципального образования Республики Крым, осуществляющее реализацию полномочий в сфере труда и социальной защиты населения муниципального образования Республики Крым по месту нахождения поврежденного жилого помещения (далее - орган труда и социальной защиты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане, указанные в подпункте «г» пункта 6 Правил.
Выплата предоставляется гражданам 1 раз применительно к одному жилому помещению (п. 6).
Для получения выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, гражданин должен быть включен в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального образования (далее - Список муниципального образования), который формируется структурным подразделением органа местного самоуправления в жилищной сфере по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Для включения в Список муниципального образования граждане подают в структурное подразделение органа местного самоуправления в жилищной сфере заявление по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (п.п. 9, 10 Приложения № 3 к Постановлению Совета министров Республики Крым № 530).
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Таким условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Республики Крым, является, принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отсутствие у граждан другого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, пригодного для проживания.
По заявлению Куприяненко А.В. от 6 октября 2021 года (л.д. 116) ей произведена выплата за 1/3 доли жилого помещения, общей площадью 36,4 кв.м., поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, расположенного по вышеуказанному адресу на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения (л.д.112-113).
Также по заявлению Куприяненко А.В, законного представителя несовершеннолетней Куприяненко А.И., произведена выплата за 1/3 доли указанного жилого помещения на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
Слугина А.М. с таким заявлением не обращалась, выплата ей не предоставлялась в связи со смертью 1 октября 2021 года.
Куприяненко А.В. приняла наследство после смерти матери Слугиной А.М., о чем нотариусом Керченского городского нотариального округа Республики выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/3 долю <адрес> в <адрес> (л.д. 29, 57).
На основании указанного свидетельства, 20.04.2022 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произведена регистрация права собственности Куприяненко А.В. на 1/3 доли вышеуказанного жилого помещения (л.д. 51-54).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Куприяненко А.В. права на получение выплаты на осуществление капитального ремонта 1/3 доли поврежденного жилого помещения, в связи с тем, что ею право на получение указанной выплаты реализовано в 2021 году, а получение выплаты за умершую мать Слугину А.М. связано лишь с ее персональным правом, которое она не успела реализовать в связи со смертью.
С таким выводом суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, и стороны не оспаривают, что Куприяненко А.В. как собственнику 1/3 жилого помещения, а также как законному представителю несовершеннолетней Куприяненко А.И., также являющейся собственником 1/3 доли жилого помещения, по ее заявлению была произведена выплата на осуществление капитального ремонта находящегося в их собственности жилого помещения (1/3 и 1/3 доли), общей площадью 36,4 кв.м., расположенного по адресу: ФИО3, <адрес> поврежденного в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Таким условием предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Республики Крым, является, принадлежность на праве собственности гражданам, претендующим на социальную выплату, поврежденного в результате паводка жилого помещения, отсутствие у граждан другого жилого помещения или доли в праве собственности на жилое помещение, пригодного для проживания.
Суд первой инстанции, ссылаясь в обоснование отказа в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора о признании за Куприяненко А.В. права на получение выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения на то обстоятельство, что получение выплаты за умершую мать Слугину А.М. связано с ее персональным правом, которое она не успела реализовать в связи со смертью, не учел, что в силу приведенного выше законодательства, право граждан на получение мер социальной поддержки на осуществление капитального ремонта поврежденного жилого помещения связано с признанием в установленном законом порядке принадлежавшего им жилого помещения непригодным для проживания и отсутствием у таких граждан иного жилого помещения. При этом реализация данного права применительно к спорным отношениям не поставлена в зависимость от наличия волеизъявления другого сособственника жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Возможность для обращения за получением меры социальной поддержки не связана с личностью гражданина, а направлена на приведение в соответствие с жилищным законодательством жилого помещения в пригодное состояние.
Судебная коллегия учитывает, что за матерью Куприяненко А.В. – Слугиной А.М. в установленном законом порядке было признано право на получение названной меры социальной поддержки, поскольку она была включена в Список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории муниципального образования, однако это право не было ею реализовано по независящим от неё причинам, а доля в праве на принадлежащее Слугиной А.М. жилое помещение перешла к её дочери Куприяненко А.В. в порядке наследования.
Поскольку материалами дела подтвержден факт необходимости капитального ремонта всего жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, имевшей место 17 июня 2021, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска нельзя признать основанными на законе.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2023 по делу N 88-28114/2023.
Ссылка суда первой инстанции на положения статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае признается ошибочной.
Поскольку выводы суда первой инстанции не согласуются с представленными доказательствами, конкретными обстоятельствами дела, примененными судом нормами права в единой взаимосвязи, решение суда в силу п. 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене по вышеуказанным мотивам, с принятием нового решения - об удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
апелляционное представление заместителя прокурора города Керчи Республики Крым удовлетворить.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 15 февраля 2023 года отменить, приняв новое решение.
Признать за Куприяненко Алёной Валерьевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение выплат на проведение капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО3, <адрес>, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся 17 июня 2021 года в связи с обильным выпадением осадков и подтоплением территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, в связи с вступлением в наследство на 1/3 долю жилого помещения, принадлежавшего ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Т.Г. Балема
Судьи: А.О. Корбут
А.В.Пономаренко