Дело № 3а-1689/2021
22OS0000-01-2021-001558-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2021 года г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Солод Ю.А.,
при секретаре Фонаковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дрожжина А. С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Дрожжин А.С.обратился в суд с административным иском куправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, управлению имущественных отношений Алтайского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 13050кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.
Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость арендуемого административным истцомземельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и это подтверждается отчетомоб оценке. Данное обстоятельство нарушает права арендатора, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей.Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации,Дрожжин А.С.просил установить кадастровую стоимость земельногоучастка равной егорыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации г.Заринска.
В судебном заседании представитель административного истца Якимова Е.А.просила административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель административного ответчика управления имущественных отношений Алтайского края Аленников А.А. в письменном отзыве, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в равном рыночной стоимости размере, указал на недостатки представленного отчета об оценке, а также на то, что управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краюРякшина Е.Г.вписьменном отзыве удовлетворение административных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании абзацев 2 и 3 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссиипо рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При рассмотрении административного дела на основании договора аренды земельного участка от 01 июля 2010года № 127, договора о передаче прав и обязанностей по договору арены от 15 мая 2013 года, договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земе6льного участка от 12 мая 2015 года, договора аренды о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 08 декабря 2016 года судом установлено, что Дрожжин А.С.является арендатором спорного земельного участка (л.д.13-23)Из договора аренды усматривается, что арендная плата за пользование земельным участком рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Следовательно, установление в отношении данного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из приказа управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 года № 70 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость находящегося в собственности административного истца земельного участка установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки объектов в размере 4458663 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 марта2021года датой определения кадастровой стоимости находящегося в пользовании административного истца земельного участка является 01 января 2020 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости –29 октября 2020 года(л.д. 24).
Административным истцом представлен отчет об оценке от 31 марта 2021 года № 2591/03.21, составленный <данные изъяты>, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, по состоянию на 01 января 2020 года составляет 1 227 000руб. (л.д.25-101).
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объектов недвижимости.
Из отчета об оценке следует, что объектом оценки являлся земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов для эксплуатации здания административно-бытового корпуса.
При определении рыночной стоимости объекта недвижимости оценщик использовал сравнительный подход (метод сравнения продаж), мотивировав выбор подхода для проведения исследования в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)» и пунктом 25 Федерального стандарта оценки №7 «Оценка недвижимости».
В качестве аналогов для оценки земельного участка сравнительным подходом оценщиком выбраны аналоги того же сегмента рынка – земельные участки под индустриальную застройку. Примененные оценщиком корректировки по основным ценообразующим факторам не являются значительными. Характеристики аналогов подтверждены, помимо копий объявлений, данными Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карты.
Рыночная стоимость 1 кв.м. объекта оценки (94 руб./кв.м) находится в диапазоне рыночных цен согласно произведенному оценщиком анализу рынка на стр. 33-37.
Допрошенный в ходе судебного разбирательства оценщик О выводы, содержащиеся в отчете об оценке подтвердил. Дополнительно пояснил, что как объект оценки так и объект – аналог №1 расположены на удалении от крупных автодорог, в связи с чем корректировка к аналогу №1 не применялась. Суд полагает данные пояснения логичными.
Суд находит обоснованными возражения административного ответчика об использовании при расчете корректировки на дату предложения показателя из интервала 4 кв.2019 -1 кв. 2020. Вместе с тем, оценщиком произведен расчет поправки на дату предложения с использованием данных за 2 кв. 2019-3 кв. 2019 из которого усматривается, что итоговая стоимость объекта оценки ниже на 3,2%. Таким образом, возражения административного ответчика в данной части являются несущественными.
В соответствии с пунктом 6 ФСО №3 отчет об оценке прошит, подписан оценщиком, скреплен печатью.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
На основании приведенных норм и установленных обстоятельств представленный административным истцом отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством отличия рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в суд с настоящим иском, - 05 августа 2021 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Дрожжина А. С. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2020 года, в равном его рыночной стоимости размере 1 227 000руб.
Датой обращения Дрожжина А. С. с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать 05 августа 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Солод